Дом Перцовой (Дом Перцевой, Дом Перцова) – строение, созданное в неорусском стиле. Находится оно на пересечении Пречистенской набережной и Соймоновского проезда. Сооружение было возведено в 1907 году. Это была частная собственность супруги известного московского мецената, инженера путей сообщения Петра Николаевича Перцова Зинаиды Алексеевны.
Проект здания создал русский живописец Сергей Малютин, строительством руководили архитектор Николай Жуков и инженер Борис Шнауберт. Собственники сооружения с самого начала предполагали сделать из него доходный дом, в котором могли бы обитать представители отечественной (и не только) творческой интеллигенции. Там в разные годы жили такие известные художники, как Натан Альтман, Роберт Фальк, Александр Куприн, Василий Рождественский, Павел Соколов-Сваля и др.
Идея построить доходный дом для талантливых художников и артистов родилась у П.Н.Перцова в 1902 году. Знаменитый коллекционер и меценат Иван Цветков тогда помог ему найти подходящее место с видом на Кремль и Храм Христа Спасителя. Два благотворителя договорились, что здание обязательно должно быть построено в русском стиле.
Зимой 1905 года прошел закрытый конкурс на лучший проект будущего сооружения. Среди участников история зафиксировала Аполлинария Васнецова, Леонида Браиловского, Сергея Малютина и др. Заказчик заранее объявил, что здание обязательно должно отвечать, с одной стороны, атмосфере и преданиям старинной Москвы, а с другой – актуальным для начала ХХ века требованиям, нормативам и возможностям.
Первое место заняла заявка Аполлинария Васнецова. Вознаграждение мастера составило 800 рублей. Однако заказчик отдал предпочтение проекту Сергея Малютина, потому что этот документ полностью соответствовал всем его требованиям и пожеланиям. На чертежах находился комплекс в неорусском стиле, в котором предполагалось использование архитектурных черт и элементов, свойственных сооружениям допетровских времен.
Основой проекта послужил уже находившийся на выбранном месте трехэтажный дом (построен в 1886 году). Позднее к нему добавили мансарду, где потом художники могли оборудовать комфортные студии. Со стороны набережной к комплексу был добавлен четырехэтажный особняк, а около переулка – корпус, который примыкает к основному зданию под острым углом.
Главному архитектору проекта Николаю Жукову удалось полностью реализовать на практике художественный замысел художника Малютина. Результатом кропотливого труда возглавляемого им коллектива строителей стал цельный, гармоничный ансамбль, адаптированный под заявленный неорусский стиль. Меценат Петр Перцов строго контролировал каждый шаг и по ходу выполнения работ вносил коррективы с учетом собственных взглядов на хозяйственное и техническое устройство здания. Результатом неожиданных пожеланий заказчика стало появление каменных перекрытий, а электропроводку и сточные трубы мастерам приходилось вмонтировать в стены.
Творческое оформление дома Перцов полностью отдал в ведение Сергея Малютина. Один из ярчайших декоративных элементов – керамическая мозаика. Для ее создания к проекту были привлечены выпускники училища имени Строганова, члены артели «Мурава».
Интерьеры сооружения выполнены в русском стиле с обилием резных деревянных декоративных элементов. За них отвечали кустари из Нижегородской области, специально приглашенные для проведения отделочных работ.
Петр Перцов и его семья поселились в своем новом доме в апреле 1907 года. Их просторная квартира занимала три этажа. Официальной хозяйкой здания стала супруга мецената Зинаида Алексеевна. Позднее, когда муж влез в серьезные долги из-за непогашенных обязательств перед кредиторами, ей пришлось сдавать значительную часть комнат, чтобы получать необходимый доход. Сперва там останавливались художники, артисты и другие представители творческой интеллигенции, затем в подвале был открыт театр-кабаре «Летучая мышь». Его основали меценат Николай Тарасов и актер и режиссер Никита Балиев. На новой площадке артисты Московского Художественного театра имели возможность играть капустники и другие импровизированные развлекательные спектакли, попасть на которые можно было только по специальным приглашениям.
В 1918 году архитектор Виктор Мазырин возглавил работы по реставрации особняка. Семья Перцовых занимала его до 1922. Поскольку меценат был хранителем ценностей Храма Христа Спасителя, его судили за содействие церкви и ходатайства о прекращении травли богоугодных заведений в СМИ. Он отправился в ссылку на пять лет, но через год Перцова помиловали. Принадлежавшее ему здание, однако, было конфисковано и позднее национализировано.
Просторные апартаменты, некогда принадлежавшие Перцовым, занял Лев Троцкий, остальные комнаты отошли в распоряжение военных. Искусствоведы полагают, что в те годы было ликвидировано почти все дорогое убранство, в том числе деревянные резные панели, живопись и лепнина.
Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года предполагал снос многих старинных построек в центре города. В «черный список» попал и дом Перцовой. Вместо давно признанных шедевров русской архитектуры планировалось соорудить Дворец Советов с прилегающей огромной площадью. Реализовать этот замысел не удалось, потому красивые здания с уникальным, самобытным декором удалось сохранить.
В середине 1970-х годов здание попало в ведение Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России, где находится и по сей день.
Разрабатывая проект доходного дома Перцовой, Сергей Малютин пробовал отойти от канонов, принятых в организации пространства здания в четыре этажа. Его детищу свойственны такие узнаваемые черты, как асимметрия балконов, разнообразие внешних объемов и сложная планировка крыши. Благодаря этим признакам здание похоже скорее на сказочный терем, чем на жилое помещение. Серьезное академическое образование и знания канонов искусства позволили мастеру соединить в одной постройке традиции старинного зодчества и актуальную эстетику модерна.
Интерьеры дома, согласно пожеланиям заказчика, наполнены славянскими и скандинавскими мотивами. Повсюду можно увидеть сложные орнаменты и изображения мифических растений, зверей, птиц и фантастических существ. В доме много декоративной майолики, мозаики, резных деревянных панелей. Комнаты хозяев и сегодня украшают шедевры русских живописцев.
Ольга Пурчинская
Доходный дом Перцовой снаружи и внутри
Проект здания создал русский живописец Сергей Малютин, строительством руководили архитектор Николай Жуков и инженер Борис Шнауберт. Собственники сооружения с самого начала предполагали сделать из него доходный дом, в котором могли бы обитать представители отечественной (и не только) творческой интеллигенции. Там в разные годы жили такие известные художники, как Натан Альтман, Роберт Фальк, Александр Куприн, Василий Рождественский, Павел Соколов-Сваля и др.
Идея построить доходный дом для талантливых художников и артистов родилась у П.Н.Перцова в 1902 году. Знаменитый коллекционер и меценат Иван Цветков тогда помог ему найти подходящее место с видом на Кремль и Храм Христа Спасителя. Два благотворителя договорились, что здание обязательно должно быть построено в русском стиле.
Зимой 1905 года прошел закрытый конкурс на лучший проект будущего сооружения. Среди участников история зафиксировала Аполлинария Васнецова, Леонида Браиловского, Сергея Малютина и др. Заказчик заранее объявил, что здание обязательно должно отвечать, с одной стороны, атмосфере и преданиям старинной Москвы, а с другой – актуальным для начала ХХ века требованиям, нормативам и возможностям.
Первое место заняла заявка Аполлинария Васнецова. Вознаграждение мастера составило 800 рублей. Однако заказчик отдал предпочтение проекту Сергея Малютина, потому что этот документ полностью соответствовал всем его требованиям и пожеланиям. На чертежах находился комплекс в неорусском стиле, в котором предполагалось использование архитектурных черт и элементов, свойственных сооружениям допетровских времен.
Основой проекта послужил уже находившийся на выбранном месте трехэтажный дом (построен в 1886 году). Позднее к нему добавили мансарду, где потом художники могли оборудовать комфортные студии. Со стороны набережной к комплексу был добавлен четырехэтажный особняк, а около переулка – корпус, который примыкает к основному зданию под острым углом.
Главному архитектору проекта Николаю Жукову удалось полностью реализовать на практике художественный замысел художника Малютина. Результатом кропотливого труда возглавляемого им коллектива строителей стал цельный, гармоничный ансамбль, адаптированный под заявленный неорусский стиль. Меценат Петр Перцов строго контролировал каждый шаг и по ходу выполнения работ вносил коррективы с учетом собственных взглядов на хозяйственное и техническое устройство здания. Результатом неожиданных пожеланий заказчика стало появление каменных перекрытий, а электропроводку и сточные трубы мастерам приходилось вмонтировать в стены.
Творческое оформление дома Перцов полностью отдал в ведение Сергея Малютина. Один из ярчайших декоративных элементов – керамическая мозаика. Для ее создания к проекту были привлечены выпускники училища имени Строганова, члены артели «Мурава».
Интерьеры сооружения выполнены в русском стиле с обилием резных деревянных декоративных элементов. За них отвечали кустари из Нижегородской области, специально приглашенные для проведения отделочных работ.
Петр Перцов и его семья поселились в своем новом доме в апреле 1907 года. Их просторная квартира занимала три этажа. Официальной хозяйкой здания стала супруга мецената Зинаида Алексеевна. Позднее, когда муж влез в серьезные долги из-за непогашенных обязательств перед кредиторами, ей пришлось сдавать значительную часть комнат, чтобы получать необходимый доход. Сперва там останавливались художники, артисты и другие представители творческой интеллигенции, затем в подвале был открыт театр-кабаре «Летучая мышь». Его основали меценат Николай Тарасов и актер и режиссер Никита Балиев. На новой площадке артисты Московского Художественного театра имели возможность играть капустники и другие импровизированные развлекательные спектакли, попасть на которые можно было только по специальным приглашениям.
В 1918 году архитектор Виктор Мазырин возглавил работы по реставрации особняка. Семья Перцовых занимала его до 1922. Поскольку меценат был хранителем ценностей Храма Христа Спасителя, его судили за содействие церкви и ходатайства о прекращении травли богоугодных заведений в СМИ. Он отправился в ссылку на пять лет, но через год Перцова помиловали. Принадлежавшее ему здание, однако, было конфисковано и позднее национализировано.
Просторные апартаменты, некогда принадлежавшие Перцовым, занял Лев Троцкий, остальные комнаты отошли в распоряжение военных. Искусствоведы полагают, что в те годы было ликвидировано почти все дорогое убранство, в том числе деревянные резные панели, живопись и лепнина.
Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года предполагал снос многих старинных построек в центре города. В «черный список» попал и дом Перцовой. Вместо давно признанных шедевров русской архитектуры планировалось соорудить Дворец Советов с прилегающей огромной площадью. Реализовать этот замысел не удалось, потому красивые здания с уникальным, самобытным декором удалось сохранить.
В середине 1970-х годов здание попало в ведение Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России, где находится и по сей день.
Разрабатывая проект доходного дома Перцовой, Сергей Малютин пробовал отойти от канонов, принятых в организации пространства здания в четыре этажа. Его детищу свойственны такие узнаваемые черты, как асимметрия балконов, разнообразие внешних объемов и сложная планировка крыши. Благодаря этим признакам здание похоже скорее на сказочный терем, чем на жилое помещение. Серьезное академическое образование и знания канонов искусства позволили мастеру соединить в одной постройке традиции старинного зодчества и актуальную эстетику модерна.
Интерьеры дома, согласно пожеланиям заказчика, наполнены славянскими и скандинавскими мотивами. Повсюду можно увидеть сложные орнаменты и изображения мифических растений, зверей, птиц и фантастических существ. В доме много декоративной майолики, мозаики, резных деревянных панелей. Комнаты хозяев и сегодня украшают шедевры русских живописцев.
Ольга Пурчинская
Доходный дом Перцовой снаружи и внутри