Особняк Арсения Морозова - красивый дом в самом сердце российской столицы. Расположен по адресу: улица Воздвиженка, 16. Был построен в конце XIX века (1895-1899) по проекту архитектора Виктора Мазырина. Заказчик - московский миллионер Арсений Морозов. Сегодня здание известно как Дом Приемов правительства России. С 1959 по 1999 годы назывался Домом дружбы с народами зарубежных стран.
Особняк Арсения Морозова уникален. Он выделяется, прежде всего, тем, что в его архитектуре гармонично соединились элементы стилей нескольких эпох. Он качественно имитирует неомавританский стиль (ретроспектива периода историзма, широко распространившаяся в искусстве России и Западной Европы рубежа XIX-ХХ веков; базируется на переосмыслении с последующей имитацией архитектуры Португалии, Испании, а также исламского и мавританского зодчества эпохи Средневековья) с элементами эклектики и модерна.
До появления особняка на этом месте много лет базировался конный цирк Карла Маркуса Гинне. После пожара 1892 года деревянная часть сооружения пришла в негодность. Поджог считается основной версией. Директор не располагал финансами, которые позволили бы восстановить здание, поэтому участок с уцелевшими сооружениями был выставлен на торги. Вскоре его приобрела известная предпринимательница, меценатки и благотворительница Варвара Морозова. Ее имение располагалось рядом, и свою покупку она перевела на имя сына Арсения.
В начале 1890-х молодой представитель известной купеческой династии, двоюродный племянник Саввы Морозова путешествовал по Испании и Португалии в компании друга, молодого архитектора Виктора Мазырина. Согласно сохранившимся дневникам, на обоих туристов наиболее сильное впечатление произвел дворец Пена (середина XIX века) в Синтре. Сооружение сочетает в себе элементы национального португальского стиля мануэлино (национальный ренессанс, широкое распространение получил в XV-XVI столетиях; стиль назван в честь современного ему короля Мануэля I Счастливого) и исламского средневекового зодчества.
Вернувшись в Москву, Арсений Морозов загорелся идеей построить себе замок, который по образу и подобию будет похож на восхитивший его португальский дворец. Участок на Воздвиженке стал подарком матери к 25-летию. Вскоре на месте старинного особняка эпохи Классицизма появилось уникальное здание. Уже на этапе строительства новый дом оброс многочисленными легендами и слухами, вокруг него долгое время не утихали сплетни и насмешки консервативно настроенных москвичей.
Новый особняк общество восприняло в штыки, московские газеты регулярно выпускали острые критические заметки с элементами сарказма, где разносили труд архитектора и всех декораторов в пух и прах. Долгое время будущий Дом Дружбы считался проявлением экстремального эксцентризма.
Типовым наследием неомавританского стиля считается оформление портала центрального входа, а также башен, расположенных слева и справа от него. Лепнина в виде ракушек, оригинальные формы колонн и ажурные украшения придают зданию уникальный, самобытный колорит. Его невозможно перепутать с какой-либо другой постройкой.
Несколько оконных проемов снабжены типовой колоннадой эпохи Классицизма. При этом здание отличается подчеркнутым отсутствие какой-либо симметрии (а в годы Просвещения, как известно, каноническая архитектура должна была иметь четкие, выразительные, строгие формы), что характерно для Модерна.
По желанию хозяина столовая в особняке была отделана в стиле поздней готики. Она и сейчас напоминает старинный тронный зал, мрачный и торжественный, место, где за трапезой порой могли решаться судьбы целого народа. Официальное название трапезной - «Рыцарский зал».
В главной гостиной регулярно устраивались балы и прочие массовые празднества. Огромная комната оформлена в стиле ампир, а покои хозяйки дома - супруги мецената - напоминают изысканные, но несколько вычурные, пышные пространства эпохи барокко.
Восточному искусству дизайнеры также уделили пристальное внимание: в особняке есть помещения, оформленные в китайском и арабском стиле. Также вплоть до Первой Мировой войны над уникальные зданием имелась оригинальная постройка - вариация на тему Висячих садов Семирамиды.
После Октябрьской революции особняк заняли анархисты, сделав его своей штаб-квартирой. В мае 1918 года там обосновалась труппа театра Пролеткульта (Первая рабочая передвижная труппа). Участниками этого коллектива были разноплановые творческие личности, в том числе поэты Сергей Есенин и Сергей Клычков. В этих стенах несколько спектаклей поставил режиссер Сергей Эйзенштейн. Театр обитал здесь вплоть до 1928 года.
В конце 1920-х годов здание перешло в ведение Наркомата иностранных дел. На протяжении следующих 12 лет, с 1928 по 1940, в нем располагались посольства Великобритании, Японии и Индии, а также редакции английской газеты «Британский союзник».
В 1959 году особняк занял «Союз светских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами». Тогда здание получило новое название: «Дом дружбы с народами зарубежных стран», или «Дом дружбы народов». Теперь это была площадка для международных встреч деятелей культуры, научно-практических конференций, кинопоказов и т.д.
В 1995 году на фасаде Дома появилась мемориальная доска в честь создавшего его архитектора Виктора Мазырина. Первая масштабная реконструкция началась в 2003. Здание было переименовано в Дом приемов Правительства Российской Федерации. В новом статусе оно открылось в 2006 году и принимало все массовые мероприятия в рамках саммита стран-членов «Большой восьмерки» (Россия в тот год председательствовала в этом союзе).
Сегодня в Дом дружбы народов систематически проходят встречи правительственных делегаций, конференции международных политических и общественных организаций, дипломатические переговоры, в том числе на высшем уровне.
Ольга Пурчинская
Фотография автора
Особняк Арсения Морозова уникален. Он выделяется, прежде всего, тем, что в его архитектуре гармонично соединились элементы стилей нескольких эпох. Он качественно имитирует неомавританский стиль (ретроспектива периода историзма, широко распространившаяся в искусстве России и Западной Европы рубежа XIX-ХХ веков; базируется на переосмыслении с последующей имитацией архитектуры Португалии, Испании, а также исламского и мавританского зодчества эпохи Средневековья) с элементами эклектики и модерна.
До появления особняка на этом месте много лет базировался конный цирк Карла Маркуса Гинне. После пожара 1892 года деревянная часть сооружения пришла в негодность. Поджог считается основной версией. Директор не располагал финансами, которые позволили бы восстановить здание, поэтому участок с уцелевшими сооружениями был выставлен на торги. Вскоре его приобрела известная предпринимательница, меценатки и благотворительница Варвара Морозова. Ее имение располагалось рядом, и свою покупку она перевела на имя сына Арсения.
В начале 1890-х молодой представитель известной купеческой династии, двоюродный племянник Саввы Морозова путешествовал по Испании и Португалии в компании друга, молодого архитектора Виктора Мазырина. Согласно сохранившимся дневникам, на обоих туристов наиболее сильное впечатление произвел дворец Пена (середина XIX века) в Синтре. Сооружение сочетает в себе элементы национального португальского стиля мануэлино (национальный ренессанс, широкое распространение получил в XV-XVI столетиях; стиль назван в честь современного ему короля Мануэля I Счастливого) и исламского средневекового зодчества.
Вернувшись в Москву, Арсений Морозов загорелся идеей построить себе замок, который по образу и подобию будет похож на восхитивший его португальский дворец. Участок на Воздвиженке стал подарком матери к 25-летию. Вскоре на месте старинного особняка эпохи Классицизма появилось уникальное здание. Уже на этапе строительства новый дом оброс многочисленными легендами и слухами, вокруг него долгое время не утихали сплетни и насмешки консервативно настроенных москвичей.
Новый особняк общество восприняло в штыки, московские газеты регулярно выпускали острые критические заметки с элементами сарказма, где разносили труд архитектора и всех декораторов в пух и прах. Долгое время будущий Дом Дружбы считался проявлением экстремального эксцентризма.
Типовым наследием неомавританского стиля считается оформление портала центрального входа, а также башен, расположенных слева и справа от него. Лепнина в виде ракушек, оригинальные формы колонн и ажурные украшения придают зданию уникальный, самобытный колорит. Его невозможно перепутать с какой-либо другой постройкой.
Несколько оконных проемов снабжены типовой колоннадой эпохи Классицизма. При этом здание отличается подчеркнутым отсутствие какой-либо симметрии (а в годы Просвещения, как известно, каноническая архитектура должна была иметь четкие, выразительные, строгие формы), что характерно для Модерна.
По желанию хозяина столовая в особняке была отделана в стиле поздней готики. Она и сейчас напоминает старинный тронный зал, мрачный и торжественный, место, где за трапезой порой могли решаться судьбы целого народа. Официальное название трапезной - «Рыцарский зал».
В главной гостиной регулярно устраивались балы и прочие массовые празднества. Огромная комната оформлена в стиле ампир, а покои хозяйки дома - супруги мецената - напоминают изысканные, но несколько вычурные, пышные пространства эпохи барокко.
Восточному искусству дизайнеры также уделили пристальное внимание: в особняке есть помещения, оформленные в китайском и арабском стиле. Также вплоть до Первой Мировой войны над уникальные зданием имелась оригинальная постройка - вариация на тему Висячих садов Семирамиды.
После Октябрьской революции особняк заняли анархисты, сделав его своей штаб-квартирой. В мае 1918 года там обосновалась труппа театра Пролеткульта (Первая рабочая передвижная труппа). Участниками этого коллектива были разноплановые творческие личности, в том числе поэты Сергей Есенин и Сергей Клычков. В этих стенах несколько спектаклей поставил режиссер Сергей Эйзенштейн. Театр обитал здесь вплоть до 1928 года.
В конце 1920-х годов здание перешло в ведение Наркомата иностранных дел. На протяжении следующих 12 лет, с 1928 по 1940, в нем располагались посольства Великобритании, Японии и Индии, а также редакции английской газеты «Британский союзник».
В 1959 году особняк занял «Союз светских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами». Тогда здание получило новое название: «Дом дружбы с народами зарубежных стран», или «Дом дружбы народов». Теперь это была площадка для международных встреч деятелей культуры, научно-практических конференций, кинопоказов и т.д.
В 1995 году на фасаде Дома появилась мемориальная доска в честь создавшего его архитектора Виктора Мазырина. Первая масштабная реконструкция началась в 2003. Здание было переименовано в Дом приемов Правительства Российской Федерации. В новом статусе оно открылось в 2006 году и принимало все массовые мероприятия в рамках саммита стран-членов «Большой восьмерки» (Россия в тот год председательствовала в этом союзе).
Сегодня в Дом дружбы народов систематически проходят встречи правительственных делегаций, конференции международных политических и общественных организаций, дипломатические переговоры, в том числе на высшем уровне.
Ольга Пурчинская
Фотография автора