Летний дворец Петра I - название резиденции первого русского императора, расположенной в летнем саду Санкт-Петербурга. Сооружение сохранилось до наших дней в первозданном виде. Сегодня представляет собой филиал Русского музея.
Дворец - проект архитектора Доменико Трезини, осуществленный в 1710-1714 годах. Стиль сооружения - так называемое петровское барокко. Это одна из старейших достопримечательностей Санкт-Петербурга. Представляет собой двухэтажный особняк с четырнадцатью комнатами и двумя кухнями. Жить таком доме представлялось возможным лишь в теплое время года, с мая по октябрь, поскольку в нем одинарные оконные рамы и тонкие стены.
Здание в плане имеет почти квадратную форму. Наверху установлен флюгер на европейский манер. Следуя стилю Старого Света, мастера выкрасили железо, из которого сделана кровля, в серый цвет. Работы проходили под руководством немецкого архитектора и скульптора Андреаса Шлютера.
На фасадах дворца расположены 29 терракотовых рельефа - аллегории событий Северной войны (1700-1721). Интерьеры здания выполнены по парижским проектам, которые к русскому императорскому двору доставлял французский архитектор Жан-Батист Леблон, а также по эскизам его помощника Николя Пино. В этих документах широко применялись ламбри (элемент сплошного оформления стен интерьера деревянными панелями) - деревянные панно с лепкой преимущественно светлых оттенков с добавлением позолоты. Также внутреннее убранство украшают камины, живописные плафоны, зеркала и росписи (многие из них выполняли русские мастера Н.Заварзин, А.Захаров, Ф.Матвеев).
Петр I заселился в свою новую, еще недостроенную резиденцию в 1712 году. Император проводил там каждое лето вплоть до своей кончины в 1725. Он обосновался на первом этаже, верхние покои были отведены императрице Екатерине.
После смерти Петра Алексеевича его жилье до середины XIX века в качестве летнего домика использовали придворные и сановники, в том числе Алексей Горчаков (1815), Дмитрий Лобанов-Ростовский (1816), Михаил Милорадович (с 1822), Егор Канкрин (1830-е), Федор Вронченко (1840-е). Сановники занимали дворец только в холодное время года, им выделялись покои на втором этаже. В годы правления Александра I (1801-1825) в весенне-летний сезон резиденция императора принимала публику. В 1840 была проведена опись «исторических достопамятностей». Многие предметы позднее реставрировали.
В 1934 году высочайшими постановлениями советского правительства Летний дворец Петра I стал базовой площадкой для историко-бытового музея. В ходе Великой Отечественной войны сооружению был нанесен ущерб, в частности, вырваны оконные рамы, крышу чувствительно задели осколки снарядов, а на фасадах и потолках комнат осыпалась штукатурка. Реставрация памятника русской архитектуры началась в 1946 году, и всего через год он вновь был открыт для массовых посещений. В 1950-1960-х проходила глобальная реконструкция с целью вернуть зданию его первоначальный, исторически достоверный облик. Кропотливые работы включали в себя восстановление лепнины, тканевых обивок стен и мебели, уникальных рисунков плафонов. Во дворце появилась новая система отопления.
Ольга Пурчинская
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Дворец - проект архитектора Доменико Трезини, осуществленный в 1710-1714 годах. Стиль сооружения - так называемое петровское барокко. Это одна из старейших достопримечательностей Санкт-Петербурга. Представляет собой двухэтажный особняк с четырнадцатью комнатами и двумя кухнями. Жить таком доме представлялось возможным лишь в теплое время года, с мая по октябрь, поскольку в нем одинарные оконные рамы и тонкие стены.
Здание в плане имеет почти квадратную форму. Наверху установлен флюгер на европейский манер. Следуя стилю Старого Света, мастера выкрасили железо, из которого сделана кровля, в серый цвет. Работы проходили под руководством немецкого архитектора и скульптора Андреаса Шлютера.
На фасадах дворца расположены 29 терракотовых рельефа - аллегории событий Северной войны (1700-1721). Интерьеры здания выполнены по парижским проектам, которые к русскому императорскому двору доставлял французский архитектор Жан-Батист Леблон, а также по эскизам его помощника Николя Пино. В этих документах широко применялись ламбри (элемент сплошного оформления стен интерьера деревянными панелями) - деревянные панно с лепкой преимущественно светлых оттенков с добавлением позолоты. Также внутреннее убранство украшают камины, живописные плафоны, зеркала и росписи (многие из них выполняли русские мастера Н.Заварзин, А.Захаров, Ф.Матвеев).
Петр I заселился в свою новую, еще недостроенную резиденцию в 1712 году. Император проводил там каждое лето вплоть до своей кончины в 1725. Он обосновался на первом этаже, верхние покои были отведены императрице Екатерине.
После смерти Петра Алексеевича его жилье до середины XIX века в качестве летнего домика использовали придворные и сановники, в том числе Алексей Горчаков (1815), Дмитрий Лобанов-Ростовский (1816), Михаил Милорадович (с 1822), Егор Канкрин (1830-е), Федор Вронченко (1840-е). Сановники занимали дворец только в холодное время года, им выделялись покои на втором этаже. В годы правления Александра I (1801-1825) в весенне-летний сезон резиденция императора принимала публику. В 1840 была проведена опись «исторических достопамятностей». Многие предметы позднее реставрировали.
В 1934 году высочайшими постановлениями советского правительства Летний дворец Петра I стал базовой площадкой для историко-бытового музея. В ходе Великой Отечественной войны сооружению был нанесен ущерб, в частности, вырваны оконные рамы, крышу чувствительно задели осколки снарядов, а на фасадах и потолках комнат осыпалась штукатурка. Реставрация памятника русской архитектуры началась в 1946 году, и всего через год он вновь был открыт для массовых посещений. В 1950-1960-х проходила глобальная реконструкция с целью вернуть зданию его первоначальный, исторически достоверный облик. Кропотливые работы включали в себя восстановление лепнины, тканевых обивок стен и мебели, уникальных рисунков плафонов. Во дворце появилась новая система отопления.
Ольга Пурчинская
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета