#МоиЛюбимыеАртефакты. Мраморный дворец

Автор: Ольга Пурчинская от 14-08-2021, 06:18, посмотрело: 692

#МоиЛюбимыеАртефакты. Мраморный дворецМраморный дворец - одна из достопримечательностей исторического центра Санкт-Петербурга. С 1992 года здание стало филиалом Государственного Русского музея. Расположен на Первом Адмиралтейском острове, ограничен Дворцовой набережной, Миллионной улицей, площадью Суворова и Мраморным переулком.

Северный фасад здания выводится на Дворцовую набережную. Далее следует река Нева, на другом берегу которой находится Петропавловская крепость. На востоке квартала расположен Северо-Западный государственный заочный технический университет (занимает служебный флигель дворца).

На самой заре истории Санкт-Петербурга, в годы правления Петра I, на месте Мраморного дворца располагался сооруженный в 1714 году Почтовый двор с пристанью. По соседству находился так называемый Зверовой двор, куда был направлен первый петербургский слон, преподнесенный персидским шахом Солтаном Хусейном в дар русскому царю. Животное обитало там вплоть до своей кончины 23 мая 1717 года.

В 1737 в столице случился крупный пожар, в ходе которого был полностью уничтожен Почтовый двор вместе с находящимся неподалеку слоновником. позднее это место расчистили и переименовали в Верхнюю набережную площадь. Продолжение Марсова поля долго пустовало, пока в 1768 году Екатерина II не распорядилась начинать строительство дворца, задуманного как подарок ее тогдашнему фавориту Григорию Орлову, одному из творцов переворота, в результате которого императрица взошла на престол несколькими годами ранее. На фасаде сооружения Ее Величество намеревалась разместить дарственную надпись («Здание благодарности») золотыми буквами.

Строительство дворца продолжалось семнадцать лет (1768-1785). Руководителем проекта был итальянский архитектор Антонио Ренальди. Графу Орлову не суждено было увидеть готовый дом: его жизнь оборвалась в 1783 году. Тогда императрица выкупила здание в казну у наследников и в 1796 презентовала его внуку, Великому князю Константину Павловичу в честь его бракосочетания. В 1797-98 годах Мраморный дворец принял последнего короля Польши, одного из бывших фаворитов императрицы Станислава Понятовского. По иронии судьбы роскошное здание стало местом, где оборвалась его жизнь.

Великий князь Константин Павлович скончался в 1831 году, после чего император Николай I пожаловал дворец своему младшему сыну Константину (генерал-адмирал, в последствии один из организаторов крестьянской реформы 1861 года). На тот момент дом уже находился в аварийном состоянии, и в 1840-х знаменитый архитектор Александр Брюллов возглавил его реставрацию, сделав все по своему проекту.

Следующей владелицей Мраморного дворца стала супруга, а затем вдова князя Константина Николаевича Александра Иосифовна. В 1911 году дом перешел во владение их сына, великого князя Константина Константиновича.

После событий Февральской революции здание выкупило Временное правительство, где разместило Министерство труда. С 1919 по 1936 годы там располагалась Академия истории материальной культуры, а затем - филиал Центрального музея В.И.Ленина. Под грядущее размещение внушительной экспозиции дворец перепроектировали архитекторы Н.Е.Лансере и Д.А.Васильев.

С 1950-х до конца 1980-х постамент у входа во дворец венчал бронированный автомобиль Остин-Путиловец. Таким образом власти города почтили память о знаменитом выступлении В.И.Ленина с аналогичного броневика по прибытии в Петербург 3 (16) апреля 1917 года. Позднее транспортное средство перекочевало в экспозицию Артиллерийского музея. А на освободившемся постаменте в 1994 появился памятник императору Александру III - работа скульптора и художника Паоло Трубецкого.

В 1992 году Мраморный дворец власти города передали Русскому музею. Его залы принимают постоянную экспозицию «Иностранные художники в России XVIII - первой половины XIX века». Также там регулярно проходят временные выставки работ современных отечественных и зарубежных мастеров, различные международные форумы и конгрессы.

Дворец в архитектурном плане представляет собой шедевр раннего екатерининского классицизма. Это первое в Санкт-Петербурге сооружение, где фасады облицованы естественным камнем. Мастера использовали мрамор и гранит. Отсюда и название. Неофициально здание носит статус «самого итальянского в городе», и это неслучайно: здесь присутствует особая узнаваемая эстетика итальянских палаццо.

Ринальди был не просто главным архитектором проекта, а самым настоящим художником, настолько чутко и гармонично он работал с разноцветным мрамором, создавая из него уникальную палитру. Нижний этаж здания облицован гранитом, два верхних объединены античным коринфским ордером и оформлены пилястрами из драгоценного розоватого карельского мрамора. В светлые тона искусно, гармонично вплетены незначительные вызолоченные детали.

Ольга Пурчинская

Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

Категория: Авторские колонки » Записки озадаченного журналиста