интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Авторские колонки » Записки озадаченного журналиста » #МоиЛюбимыеАртефакты. Теодор Жерико. "Плот "Медузы"

 
 
 

#МоиЛюбимыеАртефакты. Теодор Жерико. "Плот "Медузы"

Автор: Ольга Пурчинская от 11-09-2021, 01:44, посмотрело: 759

«Плот «Медузы» (Le Radeau de La Méduse) - полотно работы французского живописца Теодора Жерико, известнейший пример картины эпохи Романтизма. Этот шедевр мастер написал, находясь под сильным впечатлением от морской катастрофы (июль 1816 года), в которой пострадали пассажиры и члены экипажа фрегата «Медуза»; они были вынуждены покинуть судно, севшее на мель, и перебраться на плот.

Впервые картина была представлена публике в 1819 году на Парижском салоне. Публика и критика дали полотну неоднозначную оценку. Позднее шедевр выставлялся в Великобритании (также с переменным успехом). Это была выставка одной картины, которую организовал предприниматель Уильям Буллок.

После смерти Жерико (1824) его творение отправилось в экспозицию Лувра. Крупнейший музей Парижа приобрел картину при посредничестве друга живописца Пьера Жозефа Дедрё-Дорси. Сегодня «Плот «Медузы» обитает в зале французской живописи эпохи Романтизма.

#МоиЛюбимыеАртефакты. Теодор Жерико. "Плот "Медузы"Сюжет картины основан на реальных событиях, имевших место 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Для эвакуации пассажиров и команды терпящего бедствие фрегата «Медуза» предполагалось использовать несколько специальных лодок. Учитывая количество человек, для спасения всех понадобилось бы два рейса. Плот нужен был для временной перевозки груза с корабля. Инженеры, находившиеся на фрегате, предположили, что так получится снять его с мели.

Плот 20х7 метров соорудили под руководством географа Александра Корреара. Пока шел процесс, надвигалась буря и усиливался ветер. Вскоре в корпусе корабля образовалась трещина. Пассажиры и экипаж запаниковали. Боясь, что судно может разломиться надвое, капитан принял решение покинуть его. На фрегате осталось 17 человек, остальные 147 перебрались на плот, где было мало провианта. Средства навигации и управления отсутствовали.

Плот был оставлен на произвол судьбы, и положение эвакуировавшихся на него пассажиров имело катастрофические последствия. Отчаявшиеся люди выбрасывались в открытое море или устраивали бунты прямо на заполненной до отказа поверхности. Многие погибли, сражаясь за безопасное место в самом центре, около мачты, кого-то гигантские волны смыли за борт. И без того тяжелое положение усугубляли стремительно заканчивавшиеся припасы пищи и питьевой воды. После продолжительного разгула стихии в живых осталось 67 человек.

Осенью 1817 года появилась книга «Гибель фрегата «Медуза». Авторы, два очевидца, в подробностях описали продолжительное (почти месяц) скитание плота по водным просторам. Это сочинение глубоко потрясло многих французов, в том числе художника Жерико, который воспринял трагедию как личную. Кроме того, он увидел в сюжете долгожданную тему для будущей картины. События он воссоздавал, тщательно изучая доступные документальные материалы и регулярно беседуя с выжившими пассажирами.

Живописец создал сложную композицию из четырех групп персонажей. Он отказался от типовых канонических построений с использованием параллельных линий. Вместо этого Жерико сформировал энергичную диагональ.

Среди бездыханных тел есть один юноша, над которым склонился скорбящий отец. Далее взгляд зрителя перемещается к четырем «привилегированным» пассажирам, оккупировавшим наиболее безопасное место рядом с мачтой. Рядом отчаявшиеся люди пытаются подать сигнал о помощи проходящим мимо кораблям.

На первом плане картины - нагие тела мертвецов. Этот композиционный элемент представляет собой дань уважения излюбленным мастерами европейского искусства темам «Танца Смерти» и «Триумфа Смерти». Нагого покойника принято было воспринимать как «отсутствие всех благ». Такая натура противопоставлялась «божественной», «естественной» и «преступной».

Несмотря на то, что вода занимает на картине не очень много места, Жерико удалось передать предчувствие грандиозных масштабов грядущего удара бушующей стихии. В картине очень тонко соединились Жизнь и Смерть, Надежда и Отчаяние, Свет и Тьма.

Свою грандиозную работу художник завершил в июле 1819 года. В ожидании первой выставки на Парижском салоне он немного изменил нижнюю левую часть полотна, поскольку решил, что она недостаточно убедительна: появилось несколько новых тел (для одного из них Жерико позировал его друг Эжен Делакруа), в том числе соскальзывающих в море, а также человека, стоящего за оплакивающим сына отцом. Мастер переделал две перекладины в центре плота, а само средство передвижения несколько удлинил, тем самым создав ощущение, что люди сгруппировались на той части картины, которая находится ближе всего к зрителю.

Ольга Пурчинская

Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

Категория: Авторские колонки » Записки озадаченного журналиста