интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Авторские колонки » Записки озадаченного журналиста » #МоиЛюбимыеАртефакты. Музей-заповедник "Коломенское"

 
 
 

#МоиЛюбимыеАртефакты. Музей-заповедник "Коломенское"

Автор: Ольга Пурчинская от 26-05-2020, 20:59, посмотрело: 1168

#МоиЛюбимыеАртефакты. Музей-заповедник "Коломенское"Коломенское - дворцовое село, с 1640 года - царская резиденция. Объект культурно-исторического наследия, памятник искусства России расположен на юге Москвы. На сегодняшний день (с 1923 года) является частью Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника (МГОМЗ).

Советский историк-славянист Михаил Тихомиров, специализировавшийся на истории и культуре России X - XIX столетий, предполагал, что название «Коломенское» в корне своем имеет термин «коломище» (место массового захоронения). Еще одна гипотеза утверждает, что имя свое объект получил в честь находящегося поблизости города Коломны.

Впервые Коломенское упоминается в летописях XIV века, в завещании Ивана Калиты (1339 год). В 1370-х - 1380-х годах владельцем был внук царя, князь Владимир Серпуховской. Документально зафиксировано, что он организовал торжественный прием в честь проезжавшего мимо триумфатора битвы на Куликовом поле Дмитрия Донского.

В 1532 году по случаю рождения сына Иоанна князь Василий III заложил на территории Коломенского церковь Вознесения Господня по проекту итальянских архитекторов Пьетро Аннибале и Петрока Малого.

Историки полагают, что первые жилые постройки появились на территории Коломенского в XVI века. Прежде всего, это позднее снесенный так называемый увеселительный дворец Иоанна Грозного. Для того, чтобы захватить его, недруги полагали, понадобится войско численностью не менее 1,5 тысяч человек.

Коломенское - ближний сосед Москвы, поэтому его часто использовали захватчики для быстрого и беспрепятственного нападения на стольный град. Пик активности варваров приходится на рубеж XV - XVII столетий.

Начало XVII века для Коломенского ознаменовалось строительством Великокняжеского (государева) двора. Этот комплекс состоял из деревянного дворца, каменной церкви иконы Казанской Божьей Матери и ряда хозяйственных построек. Вход венчали так называемые Передние ворота - многоярусное сооружение, расположенное аккурат напротив собора. Тогда Коломенское обрело статус усадебного владения и любимой летней резиденции царя Алексея Михайловича Романова.

В 1666 году в состав комплекса вошел только что построенный Деревянный дворец, состоявший из 270 комнат. Позднее там же были возведены многочисленные церкви, караульни и палаты. Царское жилище стало центром этого населенного пункта и было обнесено забором. Здесь провел свое детство Петр I.

В XVIII веке столица России была перенесена в Петербург, а Коломенское стало важнейшим пунктом пребывания царской семьи при путешествиях в Москву. Поэтому ни на минуту не прекращалось благоустройство комплекса, систематическое строительство новых объектов, расширение двора. В 1767 году по указу Екатерины II был снесен дворец Алексея Михайловича. Вместо него появился огромный дворец. Четырехэтажную постройку спроектировал князь Макулов. Для нее использовались фрагменты разрушенного дворца, а также новые материалы: верхние этажи здания сделаны из дерева, нижние - из камня.

В 1768 году был перестроен ансамбль Передних ворот, над палатами Сытного двора, Полковничьих и Приказных палат был надстроен второй этаж, приспособленный под кухни и хозяйственные помещения нового дворца, получившего название Екатерининского.

В начале ХХ века Коломенское стало настоящим религиозным центром своего округа. На тот момент здесь насчитывалось четыре сотни работающих храмов и церквей, но уже после Революции 1917 года львиная их доля была закрыта. В 1924 году реставратор и архитектор Петр Барановский предложил создать на территории имения музей деревянной архитектуры под открытым небом. В результате восстановлению подлежали церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи и Вознесения, Спасские и Передние ворота, Георгиевская колокольня и некоторые другие объекты, переставшие функционировать.

Тогда же художники начали коллекционировать произведения искусства - шедевры живописи, иконы, книги, изразцы, изделия из металла и дерева. Все это и поныне можно увидеть при посещении действующих объектов Коломенского.

Ольга Пурчинская

Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета.

Категория: Авторские колонки » Записки озадаченного журналиста