интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Авторские колонки » Записки озадаченного журналиста » #МоиЛюбимыеАртефакты. Уильям Хогарт. "Модный брак"

 
 
 

#МоиЛюбимыеАртефакты. Уильям Хогарт. "Модный брак"

Автор: Ольга Пурчинская от 18-01-2021, 05:36, посмотрело: 1307

«Модный брак» - цикл британского художника Уильяма Хогарта. Шесть групповых портретов появились в промежутке между 1743 и 1745 годами. Этой своей сатирической работой, первой в таком роде, мастер высмеивал нравы современного ему высшего общества.

Цикл изображает историю бракосочетания и последующей супружеской жизни молодого аристократа из обедневшего рода и дочери богатого торговца. Все шесть картин отличаются четкостью образов главных и второстепенных персонажей и тщательно продуманными изображениями интерьеров.

В годы раннего Просвещения среди европейских аристократов, переживавших не лучшие в экономическом плане времена, было принято заключение браков с представителями более низкого социального слоя, буржуа, чьи финансовые дел стремительно шли в гору. Это обстоятельство стало источником вдохновения У.Хогарта. В шести «эпизодах» он высмеял ситуацию, в которую попадали его современники из-за безнравственности общества. Результатом творчества стали работы, до сих пор вызывающие у зрителей жалость или насмешку.

Позднее на основе цикла «Модный брак» художник написал серию гравюр. Масштабный проект, которому мастер посвятил несколько лет, был оценен по достоинству, но значительно позже - только в ХХ веке. В настоящее время все полотна находятся в экспозиции Национальной галереи Лондона.

#МоиЛюбимыеАртефакты. Уильям Хогарт. "Модный брак"Цикл состоит из шести картин:
1. «Брачный контракт». Первый эпизод примечателен тем, что молодые люди, которым предстоит стать мужем и женой, не смотрят друг на друга: невеста мило беседует с адвокатом, а жених любуется собственным отражением в зеркале. Отец жениха изображен со свитком в руках - это генеалогическое дерево старинного обедневшего рода; отец невесты «вооружен» брачным контрактом. В левом нижнем углу cидят две собаки, скованные цепями. Изображение символизирует узы брака, а несколько картин на стенах («Убиение Авеля», «Давид и Голиаф», «Юдифь и Олоферн» и др.) - грядущий печальный финал этой истории;
2. «Вскоре после свадьбы». Вторая часть «серии» изображает утро молодой четы. Жена свежа, бодра, радостна и энергична. Ее костюм указывает на то, что она только встала. Муж, напротив, всем своим видом дает понять, что ночь его прошла вне дома: у ног лежит поломанная шпага, из кармана выпадает дамское нижнее белье. Комнату покидает управляющий имением со счетами на руках (оплачен только один). В комнате беспорядок, возможно, еще совсем недавно здесь был шумный праздник. На стене висит картина «Амур среди развалин» - символ неудачного брака;
3. «Визит к шарлатану». Третий эпизод разыгрывается у квази-доктора де ла Пилюля. Молодой граф пришел туда со своей юной любовницей и ее матерью. Герой нездоров, что символизирует черное пятно на его шее. Он пришел потребовать у доктора пилюли для эффективного лечения. Гости угрожают шарлатану: граф поднимает левой рукой трость, его старшая спутница вооружена ножом;
4. «Будуар графини». Здесь изображен популярный среди аристократов ритуал - утренний туалет молодой супруги. Параллельно она принимает гостей и кокетничает со своим любовником. Это адвокат, с которым она общалась во время подписания брачного контракта. Среди всех собравшихся он имеет наиболее привилегированное положение, что олицетворяет его уютное расположение на диване. В руках он держит приглашение на бал-маскарад. В будуаре собрались подруги и личная прислуга графини, музыканты, представители свиты хозяйки. Они оживленно беседуют, параллельно вкушая легкий завтрак. Действие происходит спустя некоторое время со дня свадьбы. Об этом говорят зеркала, увенчанные коронами (отец ее супруга скончался, и теперь он стал главой графского рода). Еще одно свидетельство того, что между первой и четвертой картинами прошло довольно много времени: на стуле графини висит лента с соской, которую, вероятно, забыла забрать няня, когда принесла молодой матери младенца для утреннего поцелуя;
5. «Дуэль и смерть графа». Место действия - дом, в котором можно снять комнату (багнио). Графиня и ее любовник (адвокат) только что вернулись с бала-маскарада. Здесь жена изменила мужу. Супруг выследил их, ворвался в номер и застукал пару на месте преступления. Для выяснения отношений молодые люди выбрали дуэль на шпагах. Нанеся сопернику рану, адвокат убежал через открытое окно. В последние минуты жизни мужа графиня просит у него прощения. На стене висит очередной символ - картина «Суд Соломона», а также портрет некоей куртизанки;
6. «Смерть графини». Прочитав в газете (валяется у ее ног) о казни любовника, графиня принимает смертельную дозу яда. Последнее мгновение ее жизни - прощальный поцелуй маленькой дочери. На шее у ребенка такое же черное пятно, какое было у отца. Кроме того, девочка хромает. Все это свидетельствует, что потомство странной четы обречено. Это единственное дитя, наследников нет, так что род можно назвать прерванным. Здесь стены завешаны картинами фламандских живописцев, описывающие быт низших слоев общества.

Ольга Пурчинская

Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета; коллаж автора

Категория: Авторские колонки » Записки озадаченного журналиста