«Лютнист» - портрет, ранее творчество итальянского живописца Микеланджело Караваджо (1571-1610). По мнению самого мастера, это было одно из наиболее удавшихся ему творений. Существует три версии картины. Одна из них сегодня находится в Государственном Эрмитаже, вторая - в Метрополитен-музее (Нью-Йорк, США), третья - в усадьбе Бадминтон-хаус (Южный Глостершир, Великобритания).
До недавнего времени признание подлинника было только у полотна, находящегося в России. Сегодня искусствоведы называют картину, украшающую стену американского музея, первой авторской версией изображенного сюжета. Британский портрет, по мнению исследователей, списан с эрмитажного.
Согласно популярной гипотезе, «Лютнист» являет собой эскиз к знаменитому полотну Караваджо «Музицирующие мальчики» («К концерту»). Предположение устоялось, поскольку именно в работе над этой картиной художник впервые применил технику контрастной светотеневой моделировки.
Картина появилась примерно в 1595 году (точная дата не установлена). Караваджо написал портрет по заказу своего высокопоставленного покровителя - кардинала Франческо Марии Борбоне дель Монте. На его вилле в Риме художник жил и творил на протяжении нескольких лет.
Считается, что первую версию «Лютниста» через несколько лет после написания дель Монте продал своему приятелю, банкиру, коллекционеру и меценату Винченцо Джустиниани. Значительно позднее, благодаря обнаруженным в 1980 году документам, выяснилось, что Караваджо написал две картины с идентичным сюжетом. Одну он подарил кардиналу дель Монте, вторую - Джустиниани. Сейчас первая хранится в Нью-Йорке, вторая - в Санкт-Петербурге.
Вторая картина, на первый взгляд, не отличается от первой. Тем не менее, живописец внес в нее некоторые значительные изменения: на столе, помимо скрипки, появились флейта и спинет (небольшой домашний клавишный музыкальный инструмент, вариация на тему клавесина); на столе отсутствует ваза с цветами; на заднем плане появилась клетка с птицей.
«Лютнист» относится к раннему этапу творчества Караваджо. Мастеру, согласно самой популярной версии, позировал его друг, художник Марио Минити (Миннити). Также искусствоведы утверждают, что моделью мог послужить кастрат Педро Монтойя, служивший кантором в Сикстинской капелле. Еще одна популярная гипотеза гласит, что это автопортрет.
На «второй» (эрмитажной) и «третьей» (британской) версиях портрета можно рассмотреть ноты, которые лежат перед молодым музыкантом. Это партия баса в мадригале фламандского композитора Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас» (Voi sapete ch’io vi amo). Внизу лежит еще один нотный сборник, на обложке которого написано имя миланского музыканта, одного из друзей Караваджо (Gallus).
Выбор художника на ноты фламандских, итальянских и французских композиторов пал неслучайно: кардинал дель Монте, состоявший при Святом Престоле, возглавлял Тосканское герцогство, бывшее преданным союзником Франции и ярым противником Испании.
Картина написана в приглушенных тонах, с мягкими переходами светотени. Юношу освещает косой луч, единственный на всем полотне. В качестве фона художник отдал предпочтение темному, почти не освещенному пространству.
Искусствоведы второй половины ХХ века считают «Лютниста» Караваджо символическим воплощением гармонии и любви. Они полагают, что изображение построено на контрастах искусства и природы, мужчины и женщины. Подобно тому, как цветы превращаются в плоды, звуки музыки в исполнении истинных талантов заставляют трепетать сердца и, в конечном итоге, порождают любовь.
Ольга Пурчинская
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
До недавнего времени признание подлинника было только у полотна, находящегося в России. Сегодня искусствоведы называют картину, украшающую стену американского музея, первой авторской версией изображенного сюжета. Британский портрет, по мнению исследователей, списан с эрмитажного.
Согласно популярной гипотезе, «Лютнист» являет собой эскиз к знаменитому полотну Караваджо «Музицирующие мальчики» («К концерту»). Предположение устоялось, поскольку именно в работе над этой картиной художник впервые применил технику контрастной светотеневой моделировки.
Картина появилась примерно в 1595 году (точная дата не установлена). Караваджо написал портрет по заказу своего высокопоставленного покровителя - кардинала Франческо Марии Борбоне дель Монте. На его вилле в Риме художник жил и творил на протяжении нескольких лет.
Считается, что первую версию «Лютниста» через несколько лет после написания дель Монте продал своему приятелю, банкиру, коллекционеру и меценату Винченцо Джустиниани. Значительно позднее, благодаря обнаруженным в 1980 году документам, выяснилось, что Караваджо написал две картины с идентичным сюжетом. Одну он подарил кардиналу дель Монте, вторую - Джустиниани. Сейчас первая хранится в Нью-Йорке, вторая - в Санкт-Петербурге.
Вторая картина, на первый взгляд, не отличается от первой. Тем не менее, живописец внес в нее некоторые значительные изменения: на столе, помимо скрипки, появились флейта и спинет (небольшой домашний клавишный музыкальный инструмент, вариация на тему клавесина); на столе отсутствует ваза с цветами; на заднем плане появилась клетка с птицей.
«Лютнист» относится к раннему этапу творчества Караваджо. Мастеру, согласно самой популярной версии, позировал его друг, художник Марио Минити (Миннити). Также искусствоведы утверждают, что моделью мог послужить кастрат Педро Монтойя, служивший кантором в Сикстинской капелле. Еще одна популярная гипотеза гласит, что это автопортрет.
На «второй» (эрмитажной) и «третьей» (британской) версиях портрета можно рассмотреть ноты, которые лежат перед молодым музыкантом. Это партия баса в мадригале фламандского композитора Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас» (Voi sapete ch’io vi amo). Внизу лежит еще один нотный сборник, на обложке которого написано имя миланского музыканта, одного из друзей Караваджо (Gallus).
Выбор художника на ноты фламандских, итальянских и французских композиторов пал неслучайно: кардинал дель Монте, состоявший при Святом Престоле, возглавлял Тосканское герцогство, бывшее преданным союзником Франции и ярым противником Испании.
Картина написана в приглушенных тонах, с мягкими переходами светотени. Юношу освещает косой луч, единственный на всем полотне. В качестве фона художник отдал предпочтение темному, почти не освещенному пространству.
Искусствоведы второй половины ХХ века считают «Лютниста» Караваджо символическим воплощением гармонии и любви. Они полагают, что изображение построено на контрастах искусства и природы, мужчины и женщины. Подобно тому, как цветы превращаются в плоды, звуки музыки в исполнении истинных талантов заставляют трепетать сердца и, в конечном итоге, порождают любовь.
Ольга Пурчинская
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета