Фонтан «Треви» (Fontana di Trevi) - крупнейший фонтан Рима. Высота его достигает 25,9 м, ширина - 49,8 м. Создан в промежутке между 1732 и 1762 годами по проекту архитектора Николо Сальви. Культурологи и искусствоведы вкратце характеризуют этот артефакт как архитектурно-скульптурную композицию позднего римского барокко с элементами неоклассицизма. Шедевр примыкает к фасаду Палаццо Поли и располагается у западного склона Квиринальского холма.
Существует легенда о том, что в XIX веке до н.э. Марк Випсаний Агриппа (зять императора Октавиана Августа) озаботился поставками питьевой воды в Рим с Альбанских гор. С этой целью он решил построить акведук (специальный канал для подачи чистой питьевой воды к населенным пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из источником, расположенных на возвышении; в более узком значении - мост-водовод над оврагом, рекой или дорогой) длиною около 21 км. Согласно некоторым популярным гипотезам, место нахождения воды римским солдатам показала загадочная дева, и акведук получил весьма поэтичное название Acqua Vergine («Вода Девы»).
На протяжении многих столетий главы Римской католической церкви заботились о полноценном функционировании античных акведуков, чтобы у людей всегда была чистая питьевая вода в достаточном для нормальной жизнедеятельности количестве. С этой целью древние сооружения на регулярной основе тщательно очищались и восстанавливались.
Папа Николай V (1447-1455) заказал архитектору Л.Б.Альберти проект фонтана, который предполагалось расположить «на пересечении трех улиц». Постройка должна была иметь четкую, законченную, выверенную, эстетически облагороженную форму.
Реализация замысла понтифика стала возможна лишь в XVIII веке. В 1732 году папа Климент XII поручил мастеру Николо Сальви спроектировать фонтан. Архитектор использовал фасад Палаццо Поли, преобразованный в ходе работ в аналог античных триумфальных арок. В реализации проекта также приняли участие виртуозы изобразительного искусства, скульпторы Филиппо делла Вале и Пьетро Браччи.
Творчество команды талантливых мастеров привело к тому, что фасад дворца и примыкающий к нему фонтан воспринимаются как единое целое. Скульптурную композицию венчает расположенное в центре аллегорическое изображение Нептуна (Океана), покровителя водной стихии. Слева - символ здоровья, фигура Девы, согласно преданию показавшей место расположения водного источника. Справа - также аллегорический портрет изобилия, который приобрел форму Вечного города в миниатюре.
Центральный элемент скульптурной композиции величественно располагается на повозке в форме морской раковины, запряженной гиппокампами (морскими конями). Мифических лошадей ведут под уздцы тритоны.
Фонтан создавался в первой половине XVIII века, когда господствующий стиль барокко постепенно начал сходить на нет. Вот почему взгляд опытного историка искусства найдет в композиции много черт, свойственных другому стилю - неоклассицизму. Архитектурный проект предполагал смешение этих двух стилей. Симметрия композиции и сдержанность ордерного строя фасада Палаццо выполнены в духе классицистической эстетики, а идея движения водных потоков из фасада здания и единения стихий (воды, воздуха и земли) тесно связаны со стилем барокко.
Ольга Пурчинская
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Существует легенда о том, что в XIX веке до н.э. Марк Випсаний Агриппа (зять императора Октавиана Августа) озаботился поставками питьевой воды в Рим с Альбанских гор. С этой целью он решил построить акведук (специальный канал для подачи чистой питьевой воды к населенным пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из источником, расположенных на возвышении; в более узком значении - мост-водовод над оврагом, рекой или дорогой) длиною около 21 км. Согласно некоторым популярным гипотезам, место нахождения воды римским солдатам показала загадочная дева, и акведук получил весьма поэтичное название Acqua Vergine («Вода Девы»).
На протяжении многих столетий главы Римской католической церкви заботились о полноценном функционировании античных акведуков, чтобы у людей всегда была чистая питьевая вода в достаточном для нормальной жизнедеятельности количестве. С этой целью древние сооружения на регулярной основе тщательно очищались и восстанавливались.
Папа Николай V (1447-1455) заказал архитектору Л.Б.Альберти проект фонтана, который предполагалось расположить «на пересечении трех улиц». Постройка должна была иметь четкую, законченную, выверенную, эстетически облагороженную форму.
Реализация замысла понтифика стала возможна лишь в XVIII веке. В 1732 году папа Климент XII поручил мастеру Николо Сальви спроектировать фонтан. Архитектор использовал фасад Палаццо Поли, преобразованный в ходе работ в аналог античных триумфальных арок. В реализации проекта также приняли участие виртуозы изобразительного искусства, скульпторы Филиппо делла Вале и Пьетро Браччи.
Творчество команды талантливых мастеров привело к тому, что фасад дворца и примыкающий к нему фонтан воспринимаются как единое целое. Скульптурную композицию венчает расположенное в центре аллегорическое изображение Нептуна (Океана), покровителя водной стихии. Слева - символ здоровья, фигура Девы, согласно преданию показавшей место расположения водного источника. Справа - также аллегорический портрет изобилия, который приобрел форму Вечного города в миниатюре.
Центральный элемент скульптурной композиции величественно располагается на повозке в форме морской раковины, запряженной гиппокампами (морскими конями). Мифических лошадей ведут под уздцы тритоны.
Фонтан создавался в первой половине XVIII века, когда господствующий стиль барокко постепенно начал сходить на нет. Вот почему взгляд опытного историка искусства найдет в композиции много черт, свойственных другому стилю - неоклассицизму. Архитектурный проект предполагал смешение этих двух стилей. Симметрия композиции и сдержанность ордерного строя фасада Палаццо выполнены в духе классицистической эстетики, а идея движения водных потоков из фасада здания и единения стихий (воды, воздуха и земли) тесно связаны со стилем барокко.
Ольга Пурчинская
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета