«Девушка с кувшином» (также изваяние известно под названиями «Перетта», «Молочница», «Царскосельская статуя») - фонтан в Екатерининском парке (Царское село, Санкт-Петербург). Идею создания скульптурной композиции предложил российский и испанский ученый и государственный деятель Августин Бетанкур, а реализовал русский скульптор, мастер декоративной скульптуры эпохи Классицизма Павел Соколов. Статуя представляет собой памятник садово-парковой архитектуры и скульптуры начала XIX века национального и международного значения.
«Царскосельская статуя» уже много лет является художественно-поэтическим символом садов Царского села. Известный знаток русского искусства, научный сотрудник отдела живописи Русского музея Всеволод Петров (1912-1978) считал эту скульптуру «вершиной творчества Павла Соколова» и утверждал, что она «принадлежит к числу самых прекрасных достижений русской садово-парковой скульптуры».
Считается, что сюжет для скульптуры «Девушка с кувшином» родился из сюжета басни Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком». Некоторые искусствоведы нашли зеркальное сходство лица статуи с портретом императрицы Елизаветы Алексеевны (супруга Александра I). У них появилась гипотеза о том, что фонтан - аллегория ее траура по новорожденным дочерям и умершему незадолго до этого любовнику.
«Девушка с кувшином» - не просто фонтан. Эта красивая, изысканная скульптура стала музой многих деятелей искусства. Так, она вдохновила А.С.Пушкина и А.А.Ахматову на стихотворения с одинаковым названием - «Царскосельская статуя». На лирический текст великого мастера Золотого века русской поэзии написал романс русский композитор, член «Могучей кучки» Ц.А.Кюи.
Изначально на том месте, где сейчас находится фонтан, был родник, источник ручья Вангази (Вангазя). Работнику Царскосельского музея Виктору Семенову удалось воссоздать родник в его изначальном виде. Есть соответствующий набросок-реконструкция. В 1757 году около родника появилась Катальная горка, затем его скрыли под специальной камерой. Вода оттуда шла по подземному водоводу (мощеный булыжником лоток с деревянными стенками и перекрытием) и стекала к пруду. На месте, откуда водовод выходил на поверхность, построили плотину. От нее отходил длинный, широкий канал, мощеный кирпичом. Это был источник пресной воды.
В 1809 году на территории Царского села появился источник питьевой воды - Таицкий водовод. Он подавал природное жизненно важное богатство в таких количествах, что надобность в роднике постепенно отпала. В 1808-1810 годах тандем садовых дел мастера Иоганна Буша и архитектора Луиджи Руска преобразовали склон между своим «детищем» - Гранитной террасой - и Большим прудом в зеленые уступы, по которым спускались дорожки. Инженеру Августину Бетанкуру предстояло декорировать пространство, откуда текла ключевая вода.
Особенности природного ландшафта местности таковы, что рельеф имеет понижение в сторону Большого пруда. Благодаря этому родник непрерывно функционирует уже много лет.
Скульптуру для фонтана заказали изваять знаменитому мастеру, академику Императорской Академии художеств Павлу Соколову. Скульптор обратился к испанскому инженеру с предложением реализовать совместный проект. Модель композиции изготовили из алебастра.
Запуск фонтана состоялся в 1810 году, когда отмечался вековой юбилей Царского села. К этому моменту Соколов еще не успел отлить памятник из бронзы, поэтому на центральное место композиции была установлена гипсово-алебастровая фигура. Изначально архитектурная композиция фонтана, созданная Бетанкуром, дополнялась пещерой, которую ликвидировали в середине XIX века.
Композиция представляет собой изображение девушки. Облаченная в древнегреческую тунику, она сидит на большом камне, поджав под себя ноги. В опущенной левой руке зажат осколок от кувшина, правой девушка подпирает склоненную голову. Непокорная прядь волос падает ей на шею, левое плечо оголено. Недалеко расположен разбитый кувшин, из коего тонкой струйкой вытекает вода.
Ольга Пурчинская
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
«Царскосельская статуя» уже много лет является художественно-поэтическим символом садов Царского села. Известный знаток русского искусства, научный сотрудник отдела живописи Русского музея Всеволод Петров (1912-1978) считал эту скульптуру «вершиной творчества Павла Соколова» и утверждал, что она «принадлежит к числу самых прекрасных достижений русской садово-парковой скульптуры».
Считается, что сюжет для скульптуры «Девушка с кувшином» родился из сюжета басни Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком». Некоторые искусствоведы нашли зеркальное сходство лица статуи с портретом императрицы Елизаветы Алексеевны (супруга Александра I). У них появилась гипотеза о том, что фонтан - аллегория ее траура по новорожденным дочерям и умершему незадолго до этого любовнику.
«Девушка с кувшином» - не просто фонтан. Эта красивая, изысканная скульптура стала музой многих деятелей искусства. Так, она вдохновила А.С.Пушкина и А.А.Ахматову на стихотворения с одинаковым названием - «Царскосельская статуя». На лирический текст великого мастера Золотого века русской поэзии написал романс русский композитор, член «Могучей кучки» Ц.А.Кюи.
Изначально на том месте, где сейчас находится фонтан, был родник, источник ручья Вангази (Вангазя). Работнику Царскосельского музея Виктору Семенову удалось воссоздать родник в его изначальном виде. Есть соответствующий набросок-реконструкция. В 1757 году около родника появилась Катальная горка, затем его скрыли под специальной камерой. Вода оттуда шла по подземному водоводу (мощеный булыжником лоток с деревянными стенками и перекрытием) и стекала к пруду. На месте, откуда водовод выходил на поверхность, построили плотину. От нее отходил длинный, широкий канал, мощеный кирпичом. Это был источник пресной воды.
В 1809 году на территории Царского села появился источник питьевой воды - Таицкий водовод. Он подавал природное жизненно важное богатство в таких количествах, что надобность в роднике постепенно отпала. В 1808-1810 годах тандем садовых дел мастера Иоганна Буша и архитектора Луиджи Руска преобразовали склон между своим «детищем» - Гранитной террасой - и Большим прудом в зеленые уступы, по которым спускались дорожки. Инженеру Августину Бетанкуру предстояло декорировать пространство, откуда текла ключевая вода.
Особенности природного ландшафта местности таковы, что рельеф имеет понижение в сторону Большого пруда. Благодаря этому родник непрерывно функционирует уже много лет.
Скульптуру для фонтана заказали изваять знаменитому мастеру, академику Императорской Академии художеств Павлу Соколову. Скульптор обратился к испанскому инженеру с предложением реализовать совместный проект. Модель композиции изготовили из алебастра.
Запуск фонтана состоялся в 1810 году, когда отмечался вековой юбилей Царского села. К этому моменту Соколов еще не успел отлить памятник из бронзы, поэтому на центральное место композиции была установлена гипсово-алебастровая фигура. Изначально архитектурная композиция фонтана, созданная Бетанкуром, дополнялась пещерой, которую ликвидировали в середине XIX века.
Композиция представляет собой изображение девушки. Облаченная в древнегреческую тунику, она сидит на большом камне, поджав под себя ноги. В опущенной левой руке зажат осколок от кувшина, правой девушка подпирает склоненную голову. Непокорная прядь волос падает ей на шею, левое плечо оголено. Недалеко расположен разбитый кувшин, из коего тонкой струйкой вытекает вода.
Ольга Пурчинская
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета