«Золотой колос» - представитель тройки главных фонтанов ВДНХ (вместе с «Дружбой народов» и «Каменным цветком»). Находится в центре верхнего пруда. Высота сооружения - 16 метров, длина струй доходит до 25 метров.
Идея установить фонтан в середине верхнего пруда возникла на этапе разработки проекта Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) в 1937 году. Вячеслав Олтаржевский (главный архитектор будущей ВДНХ) задумал обустроить прогулочную зону около пруда с фонтаном. Согласно его проекту, вокруг водоема должны были расположиться торговые павильоны «Главтабак», «Главконсерв», «Главпиво», «Главкондитер», «Главчай», «Главхолод» и «Главликерводка». Проект фонтана «Золотой колос» - результат совместного труда В.Олтаржевского и И.Петрова, который позднее руководил созданием Главного ботанического сада РАН.
На создание «Колоса» архитектора вдохновил фонтан «Кактус» (проект Андре Гране и Роже-Анри Экспера) - жемчужина Колониальной выставки в Париже (1931). Скульптурное изображение колоса представляло собой композицию из соединенных медных листов. Сооружение выделялось ярким пятном на фоне белых зданий павильонов. Материал оказался непрактичным, очень быстро потемнел, а фонтан начал стремительно разрушаться. Быстро придя в негодность, «Золотой колос» был демонтирован в 1949 году.
В 1954, к открытию обновленной ВДНХ, архитектор Константин Топуридзе совместно со скульптором Прокопием Добрыниным спроектировал в центре пруда №3 новый фонтан «Золотой колос». Высота сооружения значительно превышала предшественника и достигала 16 метров. Строительство нового объекта началось с создания «черновика» из глины в натуральную величину. Вода подавалась при помощи двух насосов производительностью 200 литров в секунду и мощностью 110 киловатт. В «зернах» колоса находились специальные насадки, из которых били 66 струй.
Новый «Золотой колос», в отличие от своего предшественника, был сделан из железобетона, а сверху декорирован красной и золотой смальтой (непрозрачное стекло, изготавливаемое с добавлением оксидов металлов; при помощи колки и резки из него получаются кусочки разного размера и формы, что делает такой материал идеальным для мозаичного декора). Основание отделано серым гранитом. Его венчают изображения рогов изобилия.
Несмотря на более подходящее для сооружений такого типа сырье, фонтан, радовавший глаз гостей выставки на протяжении нескольких десятилетий, к 1980-м годам потерял свой царственный облик, и в 1990-х дирекция ВДНХ приняла решение его отключить. Первые работы по реставрации одного из символов выставки начались только в 2014 году. Тогда специалисты укрепили остов «Золотого колоса», законсервировав его таким образом и заблокировав дальнейшие разрушения. Летом 2017 началась масштабная реконструкция объекта, которая продлилась около года, и 15 июля 2018 полностью обновленный роскошный фонтан вновь заработал и стал одним из центров притяжения москвичей и туристов со всего мира.
Ольга Пурчинская
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Идея установить фонтан в середине верхнего пруда возникла на этапе разработки проекта Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) в 1937 году. Вячеслав Олтаржевский (главный архитектор будущей ВДНХ) задумал обустроить прогулочную зону около пруда с фонтаном. Согласно его проекту, вокруг водоема должны были расположиться торговые павильоны «Главтабак», «Главконсерв», «Главпиво», «Главкондитер», «Главчай», «Главхолод» и «Главликерводка». Проект фонтана «Золотой колос» - результат совместного труда В.Олтаржевского и И.Петрова, который позднее руководил созданием Главного ботанического сада РАН.
На создание «Колоса» архитектора вдохновил фонтан «Кактус» (проект Андре Гране и Роже-Анри Экспера) - жемчужина Колониальной выставки в Париже (1931). Скульптурное изображение колоса представляло собой композицию из соединенных медных листов. Сооружение выделялось ярким пятном на фоне белых зданий павильонов. Материал оказался непрактичным, очень быстро потемнел, а фонтан начал стремительно разрушаться. Быстро придя в негодность, «Золотой колос» был демонтирован в 1949 году.
В 1954, к открытию обновленной ВДНХ, архитектор Константин Топуридзе совместно со скульптором Прокопием Добрыниным спроектировал в центре пруда №3 новый фонтан «Золотой колос». Высота сооружения значительно превышала предшественника и достигала 16 метров. Строительство нового объекта началось с создания «черновика» из глины в натуральную величину. Вода подавалась при помощи двух насосов производительностью 200 литров в секунду и мощностью 110 киловатт. В «зернах» колоса находились специальные насадки, из которых били 66 струй.
Новый «Золотой колос», в отличие от своего предшественника, был сделан из железобетона, а сверху декорирован красной и золотой смальтой (непрозрачное стекло, изготавливаемое с добавлением оксидов металлов; при помощи колки и резки из него получаются кусочки разного размера и формы, что делает такой материал идеальным для мозаичного декора). Основание отделано серым гранитом. Его венчают изображения рогов изобилия.
Несмотря на более подходящее для сооружений такого типа сырье, фонтан, радовавший глаз гостей выставки на протяжении нескольких десятилетий, к 1980-м годам потерял свой царственный облик, и в 1990-х дирекция ВДНХ приняла решение его отключить. Первые работы по реставрации одного из символов выставки начались только в 2014 году. Тогда специалисты укрепили остов «Золотого колоса», законсервировав его таким образом и заблокировав дальнейшие разрушения. Летом 2017 началась масштабная реконструкция объекта, которая продлилась около года, и 15 июля 2018 полностью обновленный роскошный фонтан вновь заработал и стал одним из центров притяжения москвичей и туристов со всего мира.
Ольга Пурчинская
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета