Мы в который уж раз создаем этот мир,
Ищем вновь имена для зверей и цветов.
“Наутилус Помпилиус” “Матерь богов”.
Ищем вновь имена для зверей и цветов.
“Наутилус Помпилиус” “Матерь богов”.
Есть истории, которые не повторяются: Фродо уплыл в Валинор, а Лира Белаква не встретит Уилла Парри. Но существуют и обманчиво короткие истории под одной обложкой. Они могут быть написаны в разных жанрах, их герои и детали постоянно меняются и совсем не похожи друг на друга. Но все эти, на первый взгляд, разрозненные куски - единое повествование о мире, чьи законы остаются неизменными, невзирая на эпохи. Одним из тех, для кого словосочетание “связь времен” - не пустой звук, стал писатель Дэвид Митчелл, чей роман “Облачный атлас” собрал в себе черты притчи, эпоса и пророчества.
Произведение включает в себя шесть новелл, действие которых происходит в разное время. Что может быть общего у нотариуса-гуманиста Адама Юинга, юного амбициозного композитора Роберта Фробишера, целеустремленной журналистки Луизы Рей, клона Сонми-451 и дикаря Закри? Первое - необычная родинка, второе - способность не терять индивидуальность и быть человеком даже тогда, когда, кажется, для этого нет возможности.
Игра с жанрами удается Митчеллу мастерски: вы увидите эмоциональный личный дневник, лаконичные остроумные письма, журналистское расследование, фарс, антиутопию и мрачный постапокалипсис, где для усиления чувства разрушения и потери автор намеренно обедняет язык, пропускает буквы и слоги. Главные герои, далекие друг от друга, встречаются спустя годы. Заочное знакомство оставляет неизгладимый след в душе каждого: Роберт Фробишер черпает вдохновение из тихоокеанского дневника Юинга, а написанный композитором секстет “Облачный атлас” помогает Луизе Рей докопаться до истины.
Автор показывает, насколько сильно может повлиять судьба одного героя на другого, несмотря на время и расстояние. Иногда это показано грустно, как в случае с Фробишером, а иногда немного абсурдно: соплеменники Закри выбрали Сонми-451, которую при жизни не считали за человека, своей богиней.
Каждая новелла побуждает сопереживать героям, невзирая на их недостатки, ведь у каждого из них интересная душа и живая натура. И тем страшнее выглядит эпизод из истории Сонми-451, когда одна из прислуг-клонов пытается узнать, каков мир за пределами ресторана, где она работает, но “лифты не функционируют, если внутри нет Души”. В этом мире будущего душой называют аналог паспорта и кредитной карты, вживленный в палец, а вместо слова “человек” чаще используется “потребитель”. Кажущиеся изобилие и прогресс на деле выглядят убого и однообразно, в лучших традициях антиутопии, а инакомыслие и желание совершенствоваться считаются преступлением. По сути, этот мир недалеко ушел от времен Адама Юинга, когда рабство еще считалось чем-то обыденным.
Заканчиваются новеллы в обратном порядке, тем самым подчеркивая цикличность времени.
Можно ли прочесть одну-две заинтересовавших новеллы? Да, но это все равно что ограничиться кремовой розочкой при поедании торта. “Облачныйатлас” прекрасен тем, что сохраняет единую историю, меняя декорации и придавая ей новые оттенки. Роман требует вдумчивого чтения и свежего взгляда, предлагая взамен не просто привычное каждому читателю удовольствие, а возможность наблюдать за жизнью целого мира наравне с автором-демиургом. А может, ваша судьба тоже вписана в собственный “Облачный атлас”?
Ирина Обухова