Мавзолей - Монумент, погребальное сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего, и иногда поминальный зал. Назван по пышной гробнице карийского царя Мавсола в городе Галикарнас (около современного города Бодрум в Турции). Мавзолеем может также называться здание, которое содержит множество склепов для погребения. Современные сооружения часто имеют колумбарий для праха кремируемого. Могут быть как самостоятельными зданиями, так и частью большего сооружения - церкви, трибуны. В исламских странах имеется немало мавзолеев, почитаемых населением и представляющих религиозную и архитектурную ценность, в том числе легендарный Тадж-Махал. Некоторые из усыпальниц изображены на почтовых марках разных государств.
Мадригал - небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания. Мадригал получил развитие в эпоху Раннего Возрождения (XIV век) в поэтическом творчестве Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, Франко Саккетти, у композиторов итальянского Ars nova Якопо Болонского, Франческо Ландини и других. В период позднего Возрождения (XVI век) мадригал - многоголосная вокальная пьеса обычно для 4 или 5 голосов (реже на большее число голосов, вплоть до 10), как правило, в строфической форме. В Италии XVI века мадригал - основной жанр для различных творческих экспериментов композиторов, особенно в области сочетания поэзии и музыки, театрализации, место испытания новых приёмов композиционной техники, категорий гармонии (особенно хроматики и микрохроматики), ритма, формы (
итал. madrigale, от лат. matricale - песня на родном (материнском) языке)
Мажор - Музыкальный лад, в основе которого лежит большое трезвучие. В противоположность минору обладает светлой, радостной окраской (
франц. majeur от лат. major больший)
Мазурка - польский народный танец. Музыкальный размер - 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. В XVII веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы (
польск. mazur, от Mazury жители польской провинции Мазовии)
Майолика - Термин произошел от старого названия острова Мальорка, через который ввозились в Италию произведения испано-мавританской керамики.
В узком смысле - итальянские керамические изделия XV-XVII вв. с цветным пористым черепком и не допускающей исправлений сюжетной росписью по сырой непрозрачной оловянной глазури. Итальянская майоликовая живопись (портреты, многофигурные композиции на декоративной посуде, плакетках и панно; работы Никколо Пеллипарио) и скульптура (работы семьи делла Роббиа и др.) носят самостоятельный характер, что сближает их со станковым и монументальным искусством.
В широком смысле майолика - изделия из цветной обожженной глины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью; им свойственны массивность форм, плавная текучесть силуэта, яркий блеск полив, контрастные сочетания цветов.
Большое развитие майолика получила в странах Древнего Востока (Египте, Вавилонии, Иране), в средневековых государствах Средней, Центральной и Передней Азии. Производилась также в XIV-XVIII вв. в странах Европы (Испании, Германии, Франции). В Древней Руси майолика была известна уже в XI в. (
от итал. Maiolica - Мальорка)
Мандолина - струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров, разновидность лютни - лютня-сопрано, но с менее длинной шейкой и с меньшим числом струн. Струны задеваются играющим, в основном, медиатором или плектром, а также пальцами и птичьим пером. На мандолине используется техника тремоло. Так как металлические струны мандолины издают короткий звук, то протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука
(итал. mandolino)
Манифест - 1. Особый акт главы государства или высшего органа государственной власти, обращенный к населению.
2. Воззвание, декларация политической партии, общественной организации, содержащие программу и принципы деятельности.
3. Письменное изложение литературных или художественных принципов какого-либо направления или группы в литературе и искусстве.
4. Выражение определенной группой людей своего мнения (
от позднелат. manifestum - призыв)
Мануал - клавиатура для рук (в отличие от клавиатуры для ног - педали) в многоклавиатурных инструментах - орган, клавесин, фисгармония, электронные инструменты (
от лат. manualis - ручной)
Манускрипт - первообраз книги. Римляне использовали два рода рукописей: одни свертывались в свитки (volnmina), другие (codices) имели вид квадратных книг (
лат. - рукопись)
Марина - жанр изобразительного искусства, главными темами которого являются морской вид, сцена морского сражения или иные события, происходящие на море. Является разновидностью пейзажа. В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделилась в начале XVII века в Голландии (
фр. marine, итал. marina, от лат. marinus - морской)
Марионетка - Разновидность управляемой театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей или металлического прута. Такое прозвище получает предельно послушный человек, являющийся своего рода игрушкой в чужих руках. Слово «марионетка» происходит от употреблявшихся в Венеции в дни ежегодных церковных праздников деревянных механических кукол, получивших в народе название «деревянных Марий» или «Марион». Во время праздников продавались маленькие изображения Марион — маленькие Марии — марионетки. Кукла обычно практически целиком состоит из ткани, но некоторые части делаются и из иных подручных материалов. Наиболее часто для этих целей употребляется глина. К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепятся верёвки, продеваемые через отверстия так называемого «креста», посредством наклонений которого кукла делает человеческие движения.
Марш - музыкальное произведение, написанное в активном, энергичном четырехдольном ритме и способствующее организации движения и созданию приподнятого, радостного или скорбного настроения (
от франц. marche - ходьба, шествие)
Маэстро - так называют преимущественно композиторов, а также дирижеров, профессоров музыки и т.п. Прежде этот титул носили еще и аккомпаниаторы (
итал. maestro - мастер)
Медианта - в мажоро-минорной системе ладов название ступеней, находящихся посередине между тоникой и одной из доминант. Верхняя медианта - III ступень, находящаяся между I и V ступенями, т. е. между тоникой и доминантой. Нижняя медианта - VI ступень, находящаяся между IV и VIII ступенями, т. е. между нижней доминантой (субдоминантой) и тоникой
(франц. mediante, от позднелат. medians, род. падеж mediantis - находящийся посредине, посредничающий)
Медиатор - 1. Государство или лицо, выступающее посредником в международном споре.
2. Биологически активное вещество, участвующее в передаче возбуждения с нервного окончания на рабочие органы (мышцы, железы и др.) и с одной нервной клетки на другую
3. Тонкая пластинка с заостренным концом, которой приводят в колебание струны щипковых музыкальных инструментов (
лат. mediator - посредник)
Мезостих - стихотворение, в котором буквы в середине каждого из стихов (строк) образуют слово или фразу.
Мелизмы - небольшие мелодические обороты в вокальной и инструментальной музыке (колоратурные украшения, трели), не меняющие темпа и ритмического рисунка мелодии. Обозначаются в нотах специальными условными знаками (
др.-греч. μέλισμα - песнь, мелодия)
Мелодекламация - соединение выразительного произнесения текста (главным образом стихотворного) и музыки, а также произведения, основанные на подобном соединении. Применялась в античной драме и в «школьной драме» средневековой. Европы. В XVIII веке появились сценические произведения, полностью основанные на мелодекламации. их назвали мелодрамами. В последующее время мелодекламация нередко использовалась в оперных произведениях и в драматических пьесах. С конца XVII века под влиянием мелодрам сложился и жанр самостоятельной мелодекламации концертного плана - чтение (декламация) в сопровождении фортепиано, реже - оркестра.
В России пользовалась популярностью с 70-х годов XIX века как концертно-эстрадный жанр (
от греч. melos - песнь, мелодия и лат. declamation - декламация)
Мелодрама - жанр художественной литературы, театрального искусства и кинематографа, произведения которого раскрывают духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных обстоятельствах на основе контрастов: добро и зло, любовь и ненависть и т. д.
Термин возник в XVII в. в Италии и первоначально применялся как одно из обозначений оперы. В середине XVIII в. французский философ, драматург, композитор и теоретик искусства Ж. Ж. Руссо обосновал новое значение термина: музыкально-драматическое произведение, в котором герои не поют, но декламируют; при этом музыка сопровождает произнесение текста. Руссо разработал теоретические принципы сочетания слова и музыки в сценическом произведении, а также, совместно с композитором О.Куанье, написал первую музыкальную мелодраму - Пигмалион на античный мифологический сюжет. В эстетике Ж. Ж. Руссо мелодрама возникла как противопоставление консервативной, статичной и пафосной опере-сериа (
от др.-греч. μέλος - песня и δρᾶμα - действие)
Мелодия - последовательность звуков с таким сочетанием тонов, которое своим благозвучием приятно действует на слух; складываясь по законам ритма, она сообщает музыке целость, определенную мысль и чувство и придает пьесе известный характер (
греч. melodia, от melos, песня, и ado, петь, хвалить)
Мемуары - записки современников, повествующие о событиях, в которых автор записок принимал участие или которые известны ему от очевидцев, и о людях, с которыми автор был знаком (
от фр. mémoires - воспоминания)
Мельпомена - Муза трагедии, одна из девяти сестер, которых родила богиня памяти Мнемосина от Зевса (как вариант - дочь Геи, богини Земли). Изображалась с трагической маской в одной руке и с палицей или мечом - в другой. На голове у нее был венок из плюща. От бога реки Ахелоя родила Сирен, которые прославились своим волшебным пением (
др.-греч. Μελπομένη)
Менестрель - общее название поэта-музыканта, профессионального певца Средневековья (с XII в.) и раннего Возрождения, зарабатывавшего пением и игрой на музыкальных инструментах по памяти. Вследствие устной природы музыкального творчества менестрелей сохранившиеся нотные рукописи их сочинений немногочисленны; современные реконструкции культуры и обихода менестрелей основаны, главным образом, на литературных и иконографических свидетельствах.
В средневековых латинских текстах менестрелями называли различных по своему социальному положению лиц, находившихся на личной службе у сеньора и исполнявших при нем какую-нибудь определённую обязанность., в том числе придворные поэты, шуты и т.д.
С XIV века слово менестрель понимается, в основном, в смысле светского профессионального музыканта; все сведения, о менестрелях XIV—XVIII вв., в частности, об их цеховой организации (ménestrandie) в городах Франции и Англии, относятся таким образом к истории не литературного, а музыкального быта (
англ. minstrel, фр. ménestrier от лат. ministerialis - слуга)
Мениппея - 1. Группа античных жанров «серьезно-смехового» плана, смело сочетающих стихи и прозу и характеризующихся свободным соединением серьезности и комизма, философских рассуждений и сатирического осмеяния, общей пародийной установкой, а также пристрастием к фантастическим ситуациям.
2. Жанровая разновидность романа. Основной чертой жанра литературоведы считают сочетание смелого вымысла, фантастики с постановкой исключительных по глубине философских проблем, многоплановость повествования: сочетание «высокого» (философского, исторического, библейского) и «низкого» (реального, бытового) планов; многостильность и (не всегда) многосюжетность; присутствие так называемых мениппейных персонажей (например, Коровьев, Бегемот в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
Менуэт - старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких па. Произошёл от медленного народного хороводного танца провинции Пуату. Пишется в двухколенном складе, в трёхдольном размере (3/4). С середины XVII века получил статус бального. С XVII века широко распространился по всей Европе
(фр. menuet, от menu - маленький, незначительный)
Месса - центральное богослужение католической и лютеранской церквей (аналогично православной литургии). Текст мессы обычно поется (месса solemnis - высокая, торжественная месса), в некоторых случаях читается (месса bassa - низкая месса).
Разновидности мессы - реквием, краткая месса (месса brevis, включает части Kyrie и Gloria). Музыкальная основа средневековой мессы - григорианский хорал, с XIV века хоровое полифоническое многоголосие а капелла. С этого времени мессой называют хоровые циклы на тексты ординария. С XVI в. в протестантской традиции отдельные разделы мессы исполняются на органе. В XVII в. в музыку мессы проникает гомофония. В XVIII - XIX вв. месса состоит из сольных вокальных, хоровых и оркестровых номеров - «Высокая месса» И.С. Баха, «Торжественная месса» Л. Бетховена, мессы В.А. Моцарта, Ф. Шуберта (
Позднелат. missa, от лат. mitto – посылать, выпускать)
Местный колорит - 1. Совокупность художественных деталей, воспринимающихся как признак определенной национально-исторической культуры.
2. Стилистический прием введения в текст художественного произведения элементов, характеризующих местный быт, нравы, природу и т.д. (
франц. - couleur locale)
Метатеза - перестановка двух соседних звуков или слогов в слове как результат исторического развития языка или речевого искажения. Например, ведмедь - медведь (
др.-греч. μετάθεσις, перестановка)
Метафора - иносказание, слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. Фигура речи, в которой используется слово или выражение в необычном смысле, с существенными сходствами между двумя терминами
(греч. metaphora – перенесение)
Метонимия - вид тропа, словосочетание, в котором одно слово замещается другим. Отличается от метафоры тем, что замещение это может производиться лишь словом, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. д.) связи с предметом (явлением), которое обозначается замещаемым слово.; Например:: «Все флаги будут в гости к нам», где флаги замещают корабли (часть заменяет целое). Смысл метонимии состоит в том, что она выделяет в явлении свойство, которое по своему характеру может замещать остальные (
греч. metonymia – переименование)
Метр - 1. Единица измерения длины в системе СИ.
2. Основание музыкального размера и ритма, рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей в такте.
3. Определенный ритмический шаблон, характеризующий и фиксирующий стих
(греч. το μέτρον - мера)
Метрика - 1. Греческое учение о строении стихотворной речи, её ритмики. Совокупность законов строения стиха.
2. Раздел теории музыки, посвящённый изучению музыкального метра.
Метроном - механический прибор с маятником, отмечающим строго равномерным постукиванием короткие промежутки времени; применяется главным образом для точного указания темпа исполнения музыкальных произведений или физических упражнений (
от греч. μέτρον - мера + νόμος - закон)
Меценат - Лицо, способствующее на безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств. Название происходит от имени римлянина Гая Цильния Мецената (Мекената), который был покровителем искусств при императоре Августе.
Меццо-сопрано - женский певческий голос с рабочим диапазоном от ля малой октавы до ля второй октавы. Различают высокое лирическое, близкое к сопрано и низкое, приближающееся к контральто. Для меццо-сопрано характерны полнота звучания в среднем регистре, наличие нижнего грудного регистра. В хоре меццо-сопрано исполняют партию первых альтов (
итал. mezzo-soprano от mezzo - половина, середина и soprano - верхний)
Ми - один из музыкальных звуков, третья ступень основного диатонического звукоряда, находящийся между ре и фа, а также нота, соответствующая такому звуку.
Мимесис - один из основных принципов эстетики, в самом общем смысле - подражание искусства действительности. Понятие мимесиса является важнейшим для понимания природы и специфики художественной выразительности, отношений реального и художественного миров.
Первая теория мимесиса. принадлежит Аристотелю, по мнению которого природа художественного удовольствия заключена в радости узнавания: вид знакомого явления актуализирует воспоминания о подобном, ассоциации, сопоставления и т.д. (
от греч. mimesis - подражание, воспроизведение)
Миниатюра - в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания. Этот термин, заимствованный из живописи, применяется иногда для обозначения небольшого по размеру драматического, лиро-эпического или музыкального произведения.
Миннезингер - немецкий рыцарский поэт-певец. Искусство миннезингеров возникло в XII в. под влиянием провансальских трубадуров. Воспевали любовь к даме, служение Богу и сюзерену, крестовые походы, стремясь согласовать светски-рыцарское и религиозное миропонимание
(нем. Minnesinger - певец любви)
Минор - один из двух ладов гармонической тональности. лад, в основе которого лежит малое (минорное) трезвучие, придающее ему специфическую сумрачную окраску, в противоположность мажору (
лат. minor — меньший, малый)
Миракль - вид театрализованного представления, популярного в Европе эпоху Средневековья. Основой такого вида действий было чудо (вытекает из названия) или житие святого, либо чудо Богородицы. Происхождением своим миракли обязаны гимнам, исполнявшимся в честь святых. Чаще всего сочиняли их студенты, преимущественно в стихотворной форме. Исполнялись эти произведения накануне праздников, посвященных тому или иному святому.
Мистерия - один из жанров европейского театра эпохи Средневековья. Связан с религией (как и многое в искусстве того времени). Как правило, сюжет для мистерии брался из Библии или Евангелия и перемежался с комическими сценками бытового характера. К середине XVI века этот вид театрального представления был повсеместно запрещен.
Миф - 1. Повествования о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшие в первобытном обществе. В мифе переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства.
2. В переносном смысле - ложные, некритические, оторванные от действительности состояния сознания, концепции, представления (
от греческого mythos - предание, сказание)
Мифопоэтика - раздел поэтики, изучающий мифологические структуры и образы в произведениях индивидуального творчества.
Многосоюзие (
Полисиндетон) - стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи (
др.-греч. πολυσύνδετον - многосвязное)
Модератор - приспособление для смягчения звука в музыкальных инструментах. На некоторых пианино, роялях имеет вид рычага, посредством которого струны прикрываются полосой войлока, вследствие чего звук их становится слабым, слышным только вблизи (
от лат. moderor - умеряю, сдерживаю)
Модерн (
ар-нуво, югендстиль) - художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, распространённое в последнем десятилетии XIX - начале XX века (до начала Первой мировой войны). Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.
В русской эстетике «модерн» означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца XIX — начала XX века (
от фр. moderne - современный)
Модернизм - направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике.
Не следует путать с модерном -(художественным стилем конца XIX - начала XX века (
итал. modernismo - современное течение; от лат. modernus - современный, недавний)
Модуляция - переход из одной тональности в другую, необходимое средство гармонического движения, одно из оснований музыкальной формы, обладающее огромными выразительными возможностями. Классифицируется по трём признакам: по родству тональностей - на модуляции первой, второй и третьей степени; по способу перехода - на модуляции диатоническую, энгармоническую, мелодическую (обычно мелодико-хроматическую); по значимости тональностей - на модуляцию совершенную и отклонение (
лат. modulatio - размеренность, ритмичность)
Мозаика - изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамические плитки и пр.), один из основных видов монументального искусства. Мозаика употребляется также для украшения произведений декоративно-прикладного искусства, реже для создания станковых произведений. Особым видом мозаики является инкрустация. Мозаики набираются из кусочков простой геометрической или более сложной, вырезанной по шаблонам формы, которые закрепляются в слое грунта (извести, цемента, мастики или воска). Существуют два способа набора мозаики: «прямой», при котором частицы вдавливают в грунт, нанесённый на декорируемую поверхность, и «обратный», когда частицы наклеивают лицевой стороной на картон или ткань с нанесённым на них рисунком, затем тыльная сторона набора заливается закрепляющим составом, а временная основа отделяется (
франц. mosaпque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально - посвящённое музам)
Мольберт - подставка, обычно деревянная, на которой художник помещает во время работы картину, рисунок и т. д. (
от нем. Malbrett - доска для рисования)
Монодрама - драматическое произведение, разыгрываемое с начала до конца одним актером. В музыке - музыкально-драматическое произведение, исполняемое одним актёром в сопровождении оркестра или инструментального ансамбля, иногда с участием хора и даже балета (
от греч. monos - один и drama - драма)
Монолит - предмет (скульптура, памятник, колонна и т.д.), сделанный из одного цельного камня
(греч. monolithos, от monos - один, и lithos - камень)
Монолог - сцена в театре, более или менее длинная речь лица, выражающего свои мысли или чувства; речь наедине с самим собою, в противоположность диалогу, т. е. разговору с другим лицом
(греч., от monos - один, и lego - говорю)
Монорим - стихотворение или часть его, использующее одну рифму. Широко употреблялся в поэзии средневекового Востока и в ряде европейских средневековых поэтических традиций (например, в валлийской). Сравнительно краткие моноримы встречаются в народной поэзии, в том числе в русской (
фр. monorime - однорифменный, от греч. μόνος и греч. ῥυθμός).
Например:
А недавно две газели
Позвонили и запели:
- Неужели, в самом деле,
Все сгорели карусели?Моностих - произведение, состоящее из одной строки, одностишие с законченной смысловой, синтаксической и метрической структурой (
от греч μόνος - один и στίχος - стих)
Монохорд - инструмент, служащий для точного построения музыкальных интервалов (звуков заданной высоты) путём фиксации различных длин звучащей части возбуждаемой щипком струны. Состоит из основания (иногда - резонаторного ящика), на котором между двумя порожками закреплена натянутая струна. Между ними находится подвижная подставка (прижимающая струну снизу), перемещением которой фиксируют звучащую часть струны. На основание монохорда может наноситься шкала делений (
др.-греч. μονόχορδον, лат. monochordum, однострунник)
Мифология - входящая в систему религии совокупность мифов, т. е. сказаний о богах и героях. Способ осмысления мира на ранних стадиях человеческой истории, фантастические повествования о его сотворении, о деяниях богов и героев (
от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение)
Морфология - раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова и их значимые части (морфемы). В задачи морфологии входит определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры (
от др.-греч. μορφή - форма и λόγος - учение)
Мотет - жанр многоголосной вокальной музыки, обычно церковного характера. Возник в XII веке во Франции, с XIII по середину. XVI века оставался важнейшим жанром западно-европейской духовной и светской многоголосной музыки
(франц. motet, от mot - слово; лат. motetus; англ. motet, итал. motetto, нем. Motette)
Мотив - 1. Основная мысль, побудительная причина.
2. В музыке - известная форма сочетания звуков, тема какой-либо музыкальной пьесы.
3. В искусстве вообще - главная мысль, сущность содержания художественного произведения, что вызывает и характеризует впечатление (
от лат. moveo - двигаю)
Муза - 1. В греч. мифологии - одна из девяти богинь, покровительниц различных искусств и наук, вдохновлявших поэтов и ученых в их творчестве.
2. Источник поэтического вдохновения, олицетворяемый в образе женщины, богини (
греч. musa)
Мультипликация - технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений с помощью последовательности неподвижных кадров, сменяющих друг друга с некоторой частотой. В искусстве так называют разновидность творчества, как правило, использующую технологию мультипликации в качестве основного элемента работы.
Муляж - точное воспроизведение (слепок) какого-либо объекта из гипса, папье-маше и других материалов, часто раскрашенное. Серийное повторение произведений классической скульптуры, сделанное для учебных целей (
французское moulage, от mouler - формовать)
Мундштук - 1. Часть курительной трубки или папиросы, которую берут в рот при курении, а также небольшая трубочка, в которую вставляют папиросу;
2. Часть духового музыкального инструмента, которую исполнитель во время игры берет в рот или приставляет к губам;
3. Железные удила с подъемной распоркой в нёбе и с подбородником в виде цепочки для сдерживания лошадей (
нем. mundstuck, от mund - рот, и stuck - кусок)
Муштабель - подставка в виде длинной палки, употребляемая живописцами при работе в качестве подпорки для руки (
польск. musztabel)
Мюзикл - музыкально-сценическое произведение синтетического искусства, в котором сплетаются воедино диалоги, песни, музыка и хореография. Большое влияние на него оказали многие жанры: оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск. Как отдельный вид театрального искусства долгое время не признавался (
англ. Musical)