Кабуки - один из видов традиционного театра Японии. Представляет собой синтез пения, музыки, танца и драмы. Исполнители используют сложный грим и костюмы с большой символической нагрузкой.
Кавата - в первой половине XVIII века заключительный раздел речитатива, подытоживающий его содержание и излагаемый в напевной ариозной манере с соблюдением тактового членения (
итал. cavata, от cavare - извлекать)
Каватина - небольшая оперная ария, лирического характера, произошла от каваты. С конца XVIII века часто - выходная ария в опере (каватина Фигаро в опере «Свадьба Фигаро», каватины Князя, Алеко). Произведение короткое, простое по форме и фактуре, с одной темой нежного характера, умеренного движения (
итал. cavatina, уменьшительное от итал. сavata - извлекать).
Каденция (
каданс) - гармонический оборот, имеющий характер заключения, остановки, разграничения.
Кадриль - танец, в котором действующие лица располагаются в каре. Вид контрданса, появившийся в Париже в начале XIX века. Он характеризуется тем, что не целый ряд пар танцует колоннами, а каждые 4 образуют маленькое каре. Состоит из 5 коротких фигур, причем тактовый размер попеременно бывает то 3/8 (6/8), то 2/4. Шестая фигура добавлена позже.
Казус - случай, происшествие, приключение (обычно смешные, затруднительные, необычайные (
лат. casus - происшествие, инцидент)
Каллиопа - 1. Муза эпической поэзии, одна из девяти дочерей Мнемосины и Зевса (их других источников - дочь Геи). Изображалась со свитком и с палочками для письма. Считалось, что Орфей - сын Каллиопы и Эагра.
2. Паровой орган, использующий локомотивные или пароходные гудки (назван в честь вышеупомянутой музы). Отличается громким, пронзительным звуком и не позволяет регулировать громкость - только высоту и длительность. Типичный инструмент включает 32 гудка, на отдельных инструментах их число могло доходить до 67
(др.-греч. Καλλιόπη - красноречивая)
Кантата - вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. С развитием оперы в Италии появилась форма кантаты, включающая в себя сразу несколько вокальных номеров. Структура кантаты обязательно включала в себя хоры, речитативы и арии, позднее их дополнили дуэты с инструментальным сопровождением. В протестантской церкви широкое распространение получила духовная кантата. На данный момент известно несколько видов кантат: торжественные, лирические, скорбные, радостные, повествовательные, философские и др (
итал. cantata, от лат. саntare - петь)
Камео - эпизодическое появление в постановочной роли (на киноэкране, в театральной постановке и т. д.) известной персоны - реальной (режиссёр, актёр, политик и т. д.) или являющейся, например, узнаваемым киногероем. Иногда в такой ситуации известная персона (или актёр, сыгравший её в первоначальной постановке) приглашается, чтобы играть «самого себя» (от англ. cameo - миниатюрный, эпизодический)
Карикатура - изображение какого-либо явления в смешном, нелепом виде путем намеренного искажения воспроизводимого материала, подчеркнутого нарушения привычных соотношений (
от итал. caricare - нагружать, преувеличивать)
Катарсис - процесс высвобождения эмоций, разрешения внутренних конфликтов и нравственного возвышения, возникающий в ходе самовыражения (в т. ч. через искусство) или сопереживания при восприятии произведений искусства (
от греч. katharsis - очищение)
Керамика - Изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.
В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.
Классика - в широком смысле «образцовый, показательный, характерный, представительный, типичный». Возникший в таком виде;
период в истории древнегреческого искусства (V в. до н.э. - сер. IV в. до н.э.).
Образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры (
от лат. classicus - образцовый)
Классицизм - художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII - начала XIX вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону (
от лат. classicus - образцовый)
Клио - в древнегреческой мифологии - одна из девяти муз, дочь Зевса и и Мнемосины, богини памяти (как вариант - дочь Геи, богини Земли). Покровительница истории. Изображалась с грифелем и папирусным свитком или со шкатулкой для свитков. Иногда ее атрибутом являются солнечные часы, т.к. она наблюдает за порядком во времени
(др.-греч. Κλειώ, лат. Clio - дарующая славу)
Кода - 1. Завершающая часть музыкального произведения или его самостоятельной части, обобщающая предшествующее музыкальное развитие.
2. В поэзии - заключительная часть сложной строфы.
3. Заключительная - быстрая, обычно виртуозного характера - часть некоторых танцев, следующая за вариацией (
итал. coda - хвост, конец, шлейф)Коломбина - традиционный персонаж итальянской народной комедии масок - служанка, участвующая в развитии интриги, в разных сценариях также называемая Фантеской, Серветтой, Франческиной, Смеральдиной, Мирандолиной и т.д. Большую популярность получила во французском театре (
итал. Colombina)
Колорит - 1. Общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков. Цвет; расположение оттенков картины.
2. В литературе особый оттенок, общий тон литературного произведения.
3. Использование художественных приемов и средств для достижения с их помощью исторической, национальной, бытовой и т.п. достоверности при создании художественного мира литературного произведения. Различают: исторический колорит, национальный колорит, местный колорит и т.д. (
итал. colorito от лат. color краска, цвет)
Колосники - верхняя часть театральной сцены, арены цирка или съёмочной площадки павильона киностудии, выполняемая решётчатой для возможности спускать декорации.
Комедия - жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходами, и также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы. Отличается тем, что не влечет за собой серьезных, гибельных последствий для борющихся сторон; направлена на «низменные», т. е. обыденные, цели;. ведется смешными, забавными или нелепыми средствами.
Контральто - самый низкий женский голос глубокого грудного бархатистого тембра. Раньше он назывался альтом, по аналогии со струнным музыкальным инструментом. Голос встречается редко, композиторы используют его тоже не часто. В некоторых операх контральто исполняет партии юношей (например, партия Вани в опере М.И.Глинки "Жизнь за царя", Ратмира в "Руслане и Людмиле" и т.д.). Иногда, если в театре нет певицы контральто, эти партии поручают голосу, наиболее близкому к нему - меццо-сопрано. Диапазон контральто - от фа малой октавы до фа второй октавы (
итал. contralto)
Контрданс - 1. Английский народный танец (название происходит от английских слов country dance - сельский танец). В XVIII - начале XIX в. контрданс был распространен во многих странах как бальный танец. Состоял из чередования различных танцевальных фигур; тактовые размеры 2/4, 6/8.
2. Танец, в котором танцующие разделены на пары, становящиеся друг против друга: французская кадриль.
В музыкальной литературе известны контрдансы В.А.Моцарта, Л.Бетховена (
франц. contredanse, от англ. countrydance, букв. - деревенский танец)
Кордебалет - артисты балета, исполняющие массовые танцевальные номера; ансамбль из танцовщиков и танцовщиц, в балете, а также опере, оперетте и мюзикле (
фр. corps de ballet)
Кремль - принятое в настоящее время название городских укреплений в древней Руси; город, окружённый крепостной стеной с бойницами и башнями. Во многих городах были находящиеся за кремлёвской стеной посады, для обороны которых нередко возводились дополнительные внешние укрепления; в таком случае кремлём называлась окружённая стенами центральная часть города. В Древней Руси городами назывались только те населённые пункты, в которых были построены подобные крепости.
Кубизм - течение в западноевропейском изобразительном искусстве начала ХХ в., главным образом во французской живописи и отчасти скульптуре периода постимпрессионизма. Характеризуется использованием подчёркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.
Кубизм следует считать течением не авангардного, а модернистского искусства, поскольку в нем решались задачи, закономерно возникшие в результате эволюции изобразительных форм предыдущего периода
(фр. Cubisme)
Кулуары - подсобные помещения в здании парламента и других правительственных учреждений, а также театров, концертных залов, предназначенные для отдыха в перерывах между заседаниями, в антрактах, для неофициальных встреч, обмена мнениями, работы журналистов. Выражение "в кулуарах" применяется также для характеристики закулисных сделок, совершаемых в законодательных учреждениях представителями правящих кругов, близкими к депутатам или правительственным сановникам. "Кулуарная обстановка" - неофициально, без протокола (
от франц. couloir — коридор)
Кульминация - Точка, период наивысшего подъема, предельного напряжения в развитии чего-либо.
В литературе, театре, кино - наиболее напряженный момент в развитии действия (сюжета), решающий, переломный момент во взаимоотношениях и столкновении героев, с которого начинается переход к развязке.
С точки зрения содержания - некое жизненное испытание, которое максимально заостряет проблему произведения и решающим образом выявляет характер героя
(от лат. culmen — вершина)