интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » АртСловарь. Буква "И"

 
 
 

АртСловарь. Буква "И"

Идиома - лингвистический термин, обозначающий выражение, употребляющееся как нечто целое, не подлежащее дальнейшему разложению. Как правило, перестановки частей внутри выражения не допустимы (от греч. idios - собственный, свойственный)

Изохронизм - равновременность; равенство стиховых единиц во времени, деление стиха на ритмические единицы, равные между собой по длительности.

Изречение - законченное выражение определенного, преимущественно философского или практически-морального смысла в пределах минимального интонационного (фраза, период) или метрического (строфа) единства.
Например: «познай самого себя».

Имажинизм - направление в литературе и живописи. Возникло в Англии незадолго до войны 1914 -1918 (основатели его - Эзра Поунд и Уиндгэм Люис, отколовшиеся от футуристов), на русской почве развилось в первые годы революции. Русские имажинисты выступили со своей декларацией в начале 1919 в журналах "Сирена" (Воронеж) и "Советская страна" (Москва). Ядро группы составляли В. Шершеневич, А. Мариенгоф, С. Есенин, А. Кусиков, Р. Ивнев, И. Грузинов и др. (от франц. image - образ)

Имитация - 1. Подражание, уподобление кому- или чему-либо, воспроизведение, повторение, копирование.
2. Прием музыкального изложения, когда тема или небольшой мелодический оборот, прозвучавший в одном из голосов, повторяет другой голос, как бы подражая первому (от лат. imitatio - подражание)

Импрессарио - частный предприниматель, организатор зрелищных предприятий или агент какого-либо артиста, действующий от его имени (ит. impresario, от intraprendere - предпринимать, затевать)

Импрессионизм - направление в искусстве последней трети XIX - начала ХХ вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Импрессионизм зародился в 1860-х гг. во французской живописи: Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенной, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. Для музыкального импрессионизма конца XIX - начала ХХ вв., сложившегося под влиянием импрессионизма в живописи, характерны передача тонких настроений, психологических нюансов, тяготение к пейзажной программности, интерес к тембровой и гармонической красочности. В литературе о чертах импрессионистического стиля говорится применительно к европейским сочинениям последней трети XIX в., русской поэзии начала ХХ в (от франц. impression - впечатление)

Импровизация - произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения без предварительной подготовки на глазах у слушателей (зрителей), либо собственно процесс его создания, часто на заранее заданную тему (лат. improviso —без подготовки. От лат. improvisus - непредвиденный)

Инвенция - Небольшая пьеса полифонического (т.е. многоголосного) склада. Такие пьесы обычно основываются на имитационной технике, хотя в них часто встречаются и более сложные приемы, свойственные фуге.

Инверсия - от лат. inversio переворачивание; перестановка. Нарушение принятого в разговорной речи порядка слов и, тем самым, обычной интонации; последняя при И. характеризуется большим, чем обычно, числом пауз. При инверсии слова меняются местами или разбиваются вставными словами и словосочетаниями.
Пример: «Скоро получишь ответ ты - весточку в несколько строк» (В.Высоцкий)

Инсценировка - 1. Процесс придания некоему событию тем или иным путём видимости другого события, не имеющего отношения к данному:
2. Сценическое оформление литературного текста, закрепленного в определенной форме и не допускающего импровизации.
3. Переработка для постановки в театре или кино недраматического произведения (от лат. in – в, на и scaena – сцена)

Интерлюдия - мелодия, выполняющая роль связки между основными тематическими разделами или частями произведения (от лат. inter - между, ludus - игра)

Интермедия - мелодия или сценическая пьеса, исполняемая между двумя частями или эпизодами произведения (от лат. intermedia - находящаяся посредине)

Интермеццо - 1.Небольшая музыкальная пьеса, играющая роль вставки между двумя крупными разделами произведения.
2. Небольшое комическое представление, разыгрываемое между актами или картинами оперы-сериа (от итал. intermezzo - вставка)

Интерпретация - 1. Художественное истолкование музыкантом-исполнителем (певцом, инструменталистом, дирижером или камерным ансамблем) музыкального произведения в процессе его исполнения.
2. Истолкование, объяснение идеи, темы, образной системы и других составляющих художественного произведения в литературе и критике (от лат. interpretatio - разъяснение, истолкование)

Интонация - 1. Тон, манера речи, которые выражают чувства и отношение к человеку, с которым идет разговор, или к предмету, о котором идет речь, повышение и понижение тона голоса при произношении.
2. В музыке - осмысленная организация звуков, тяготеющих и образующих между собой взаимосвязь, а также произношение звуков как временное, так и художественно-выразительное.
3. В традиционном богослужебном пении католиков - распев псалма и псалмоподобных библейских песней по мелодии-модели (мелодической формуле), а также сама эта модель, псалмовый тон.
4. В григорианике (cantus planus), в распевах многих литургических жанров - исполняемая солистом начальная мелодическая фраза, подхватываемая далее хором (от лат. intono - громко произношу)

Интрига - 1. Характерный для драматических (и отчасти эпических) произведений способ организации действия. Интрига выражается в том, что то или иное действующее лицо (или группа их) стремится осуществить какой-либо план, свою линию поведения, вступая в борьбу с противодействующими этой линии персонажами.
2. Социальные взаимодействия, основанные на тайных желаниях, слабостях и зависимостях характера человека, ведущие к получению желаемого результата.

Ирония - 1. Сатирический приём, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) явному смыслу. Явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде, чтобы путем доведения до абсурда самой возможности положительной оценки осмеять и дискредитировать данное явление, обратить внимание на тот его недостаток, который в ироническом изображении заменяется соответствующим достоинством.
2. Тонкое издевательство или насмешка, произносится как противоположность того, что человек имеет в виду; обычно используется для юмористического или выразительного эффекта (от греч. eironeia - притворство)