С 28 сентября по 2 октября 2022 года в зале «Стравинский» Московского музыкального театра «Геликон-Опера» под руководством Дмитрия Бертмана проходят первые показы новой постановки одного из наиболее знаменитых шедевров мировой оперной литературы – «Богемы» Джакомо Пуччини. Первая премьера 32-го сезона театра радует музыкальным решением, вокальным и актерским мастерством исполнителей, а также открывает обширные просторы для размышлений по поводу режиссерских концепций и визуального воплощения.
Художественный руководитель и автор проекта: Дмитрий Бертман (Народный артист России).
Дирижер-постановщик: Филипп Селиванов.
Творческий куратор проекта: Ростислав Протасов (Заслуженный работник культуры России).
Режиссеры-постановщики: Елизавета Корнеева, Дмитрий Отяковский, Михаил Сабелев, Ляйсан Сафаргулова.
Хормейстер: Евгений Ильин (Заслуженный артист России).
Хореограф: Ксения Лисанская.
Художник-сценограф: Ирина Сид.
Художники по костюмам: Федор Арзипов, Елизавета Холмушина.
Художник по гриму: Наталья Блинкова.
Художник по свету: Максим Греллер.
В ролях:
Рудольф, поэт: Шота Чибиров (тенор);
Марсель, художник: Максим Перебейнос (баритон);
Шонар, музыкант: Александр Бокарев (баритон);
Коллен, философ: Григорий Соловьев (бас);
Бенуа / Альциндор: Сергей Топтыгин (Заслуженный артист России, бас);
Мими: Елизавета Кулагина (сопрано);
Мюзетта: Юлия Щербакова (сопрано);
Парпиньоль: Михаил Серышев (тенор);
Таможенный сержант: Алексей Егоров (бас);
Горожане, гризетки, студенты, торговцы, офицеры, солдаты: артисты хора;
Мальчики, девочки: артисты детского хора академического музыкального училища при МГК имени П.И.Чайковского под управлением Заслуженного работника культуры России Марины Цатурян;
Оркестр театра «Геликон-Опера».
Соло в оркестре:
Наталия Чумаева (флейта);
Валерий Калашников (гобой);
Филипп Мархвинский (кларнет);
Елена Железина (скрипка, первый пульт);
Александр Майоров (скрипка, первый пульт);
Павел Макеев (альт);
Виктор Козодов (Заслуженный артист России, виолончель).
Сценическая банда:
Дарья Галочкина (флейта-пикколо);
Дарья Милованова (труба);
Сергей Самсонов (труба);
Ксения Красавина (малый барабан).
«Богема» появилась в творческом наследии Пуччини в 1896 году. Литературным источником стал роман французского писателя и поэта Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы».
В новой постановке «Геликон-Оперы» Париж второй половины XIX века усилиями режиссером и сценографа преобразился в огромный цех некоей фабрики. В начале и конце спектакля своеобразные пролог и эпилог приглашают зрителей посетить производство, где в стремительно набирающем обороты темпе трудятся рабочие. В числе этих трудяг – всенародно любимые центральные персонажи оперы, знаменитая четверка обитателей одной мансарды где-то на Монмартре. В Латинском квартале, помимо многочисленных кафе и баров, суетящаяся в поисках рождественских подарков толпа может посетить ярмарку. Среди спешащего народа – множество детей, которых останавливает призыв Парпиньоля, бродячего торговца игрушками, предлагающего посмотреть товар.
Беззаботная, но абсолютно бедная четверка обитателей мансарды – художник Марсель, поэт Рудольф, музыкант Шонар и философ Коллен – питается одним воздухом, а греется остатками своего творчества. Такова она, классическая парижская богема. Талантливые, вспыльчивые, чуткие, эмоциональные, но категорически не желающие что-либо изменить в своей жизни люди. Они голодают и мерзнут, но не хотят пойти на работу, чтобы отопить жилище и добыть горячую еду и напитки. В спектакле они обнаруживаются среди работников производства, а в третьем акте художник Марсель подрабатывает, рисуя меню некоего предприятия общественного питания.
Сцена Рождества всегда одна из самых ярких, веселых, праздничных и массовых в «Богеме». Внушительную порцию жизнелюбия в нее всегда добавляют дети. Здесь они предстают разноцветной толпой с обилием блесток, стразов и красочного грима на сияющих лицах. Пестрая команда решительно пробегает по сцене, где встречается с Парпиньолем, после чего возвращается обратно, радостно держа в руках новые игрушки – плюшевых зайцев, медведей, заводные машинки, паровозики, кукол и прочие радости.
Под конец третьей картины («У заставы» по классическому либретто) звучит восхитительный квартет, где Рудольф и Мими прощаются, а Мюзетта и Марсель в очередной раз ссорятся. Тяжело больная белошвейка уходит от любимого человека и направляется к яркой, красочной карусели. Любимый детский аттракцион обретает черты круга жизни.
Это далеко не полный список оригинальных находок молодых режиссеров, принявших участие в постановке спектакля. Хорошо это или плохо, каждый зритель решит для себя сам. Какие-то идеи будут приняты на «ура», что-то вызовет поток негативных эмоций. Ясно одно: эксперимент проведен интересный, а его результат открывает безграничные просторы для размышлений и фантазии. Это одна из приятных особенностей современного театра, как драматического, так и музыкального.
А теперь – о самом главном. О музыкально-драматическом фундаменте, который в новом детище «Геликона» держит максимально высокую планку. Симфонический оркестр театра под руководством дирижера Филиппа Селиванова очень чутко, деликатно и осмысленно ведет меломанов по сложнейшим, глубоко интимным и массовым фрагментам оперы.
Образ каждого персонажа, его состояние, настроение, эмоции заключены в бессмертных шедеврах Дж.Пуччини. Ария Рудольфа (Шота Чибиров) – по-итальянски изысканный романс, который подкупает красотой и искренностью. По-настоящему солнечный, теплый голос богатого тембра как нельзя лучше соответствует образу лирического героя. Следующий за ним рассказ Мими (Елизавета Кулагина) – хрустальная, нежная, печальная, наивно-мечтательная, хрупкая история юной девушки с голосом, который затрагивает все струны души.
Без каких-либо преувеличений можно сказать, что самая горячая, экспрессивная пара спектакля – художник Марсель (Максим Перебейнос) и его возлюбленная Мюзетта (Юлия Щербакова). Если бы эти герои поженились, то могли бы стать эталонной итальянской семьей. Для этого у них есть все: сильный характер, яркий темперамент, страстная натура, природный магнетизм и искренняя взаимная влюбленность. То, как их тянет в объятия друг другу даже после крепкой ссоры, убеждает в этом окончательно и бесповоротно.
Мюзетта – прирожденная звезда и актриса. Каждое ее появление на сцене сопровождается разным настроением, но ни разу она не теряется на фоне остальных героев. Горячая кокетка с добрым сердцем и светлой душой, любимица всех обитателей мансард Латинского квартала, она неизменно заряжает соседей неуемной энергией, предприимчивостью и жаждой жизни.
Марсель – самый старший обитатель мансарды, если не по возрасту, то по части негативного опыта в делах сердечных – уж точно. При этом именно он становится генератором идей, как дружной компании развлечься, как максимально эффективно распорядиться внезапно появившимися деньгами и как уклониться от несвоевременной уплаты аренды жилья.
Коллен – философ, преданный поклонник глубокой, интеллектуальной литературы. Его пальто – изделие знаменитое, легендарное, ведь его карманы на протяжении нескольких лет принимали глобальные труды знаменитых мыслителей. Это главная ценность хозяина, которой тот готов пожертвовать, когда друзьям необходима помощь.
Шонар – музыкант и учитель музыки. Его рассказ о попугае, который трагически погиб, не выдержав экзерсисы молодого исполнителя – один из самых веселых эпизодов оперы, создающий праздничное настроение в преддверии Рождества.
Еще ряд смешных моментов связаны с именами господ Бенуа (хозяин квартиры, которую снимает четверка друзей) и Альциндора (кавалер Мюзетты в возрасте). В новой геликоновской постановке эти роли играет один артист – Сергей Топтыгин. По ходу действия возникает предположение, что это один и тот же человек, объединивший в себе хозяина квартиры, которого все время обманывают постояльцы, и престарелого кавалера, коего оставила с носом молоденькая гризетка.
Четыре картины. Два действия. Четыре режиссера. Четыре главы одного романа. Три часа восхитительной музыки Джакомо Пуччини и драматургии Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы. Искренний смех и слезы на протяжении всего спектакля. Радостные эмоции на финальных поклонах. Все это щедро дарит еще одна вариация на тему «Богемы», которую предлагает своим гостям театр «Геликон-Опера». Она стоит пристального внимания, тем более, когда остаются вопросы, хочется найти на них ответы, которые, вероятно, заключены в самом спектакле.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Страница спектакля на официальном сайте театра
Художественный руководитель и автор проекта: Дмитрий Бертман (Народный артист России).
Дирижер-постановщик: Филипп Селиванов.
Творческий куратор проекта: Ростислав Протасов (Заслуженный работник культуры России).
Режиссеры-постановщики: Елизавета Корнеева, Дмитрий Отяковский, Михаил Сабелев, Ляйсан Сафаргулова.
Хормейстер: Евгений Ильин (Заслуженный артист России).
Хореограф: Ксения Лисанская.
Художник-сценограф: Ирина Сид.
Художники по костюмам: Федор Арзипов, Елизавета Холмушина.
Художник по гриму: Наталья Блинкова.
Художник по свету: Максим Греллер.
В ролях:
Рудольф, поэт: Шота Чибиров (тенор);
Марсель, художник: Максим Перебейнос (баритон);
Шонар, музыкант: Александр Бокарев (баритон);
Коллен, философ: Григорий Соловьев (бас);
Бенуа / Альциндор: Сергей Топтыгин (Заслуженный артист России, бас);
Мими: Елизавета Кулагина (сопрано);
Мюзетта: Юлия Щербакова (сопрано);
Парпиньоль: Михаил Серышев (тенор);
Таможенный сержант: Алексей Егоров (бас);
Горожане, гризетки, студенты, торговцы, офицеры, солдаты: артисты хора;
Мальчики, девочки: артисты детского хора академического музыкального училища при МГК имени П.И.Чайковского под управлением Заслуженного работника культуры России Марины Цатурян;
Оркестр театра «Геликон-Опера».
Соло в оркестре:
Наталия Чумаева (флейта);
Валерий Калашников (гобой);
Филипп Мархвинский (кларнет);
Елена Железина (скрипка, первый пульт);
Александр Майоров (скрипка, первый пульт);
Павел Макеев (альт);
Виктор Козодов (Заслуженный артист России, виолончель).
Сценическая банда:
Дарья Галочкина (флейта-пикколо);
Дарья Милованова (труба);
Сергей Самсонов (труба);
Ксения Красавина (малый барабан).
«Богема» появилась в творческом наследии Пуччини в 1896 году. Литературным источником стал роман французского писателя и поэта Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы».
В новой постановке «Геликон-Оперы» Париж второй половины XIX века усилиями режиссером и сценографа преобразился в огромный цех некоей фабрики. В начале и конце спектакля своеобразные пролог и эпилог приглашают зрителей посетить производство, где в стремительно набирающем обороты темпе трудятся рабочие. В числе этих трудяг – всенародно любимые центральные персонажи оперы, знаменитая четверка обитателей одной мансарды где-то на Монмартре. В Латинском квартале, помимо многочисленных кафе и баров, суетящаяся в поисках рождественских подарков толпа может посетить ярмарку. Среди спешащего народа – множество детей, которых останавливает призыв Парпиньоля, бродячего торговца игрушками, предлагающего посмотреть товар.
Беззаботная, но абсолютно бедная четверка обитателей мансарды – художник Марсель, поэт Рудольф, музыкант Шонар и философ Коллен – питается одним воздухом, а греется остатками своего творчества. Такова она, классическая парижская богема. Талантливые, вспыльчивые, чуткие, эмоциональные, но категорически не желающие что-либо изменить в своей жизни люди. Они голодают и мерзнут, но не хотят пойти на работу, чтобы отопить жилище и добыть горячую еду и напитки. В спектакле они обнаруживаются среди работников производства, а в третьем акте художник Марсель подрабатывает, рисуя меню некоего предприятия общественного питания.
Сцена Рождества всегда одна из самых ярких, веселых, праздничных и массовых в «Богеме». Внушительную порцию жизнелюбия в нее всегда добавляют дети. Здесь они предстают разноцветной толпой с обилием блесток, стразов и красочного грима на сияющих лицах. Пестрая команда решительно пробегает по сцене, где встречается с Парпиньолем, после чего возвращается обратно, радостно держа в руках новые игрушки – плюшевых зайцев, медведей, заводные машинки, паровозики, кукол и прочие радости.
Под конец третьей картины («У заставы» по классическому либретто) звучит восхитительный квартет, где Рудольф и Мими прощаются, а Мюзетта и Марсель в очередной раз ссорятся. Тяжело больная белошвейка уходит от любимого человека и направляется к яркой, красочной карусели. Любимый детский аттракцион обретает черты круга жизни.
Это далеко не полный список оригинальных находок молодых режиссеров, принявших участие в постановке спектакля. Хорошо это или плохо, каждый зритель решит для себя сам. Какие-то идеи будут приняты на «ура», что-то вызовет поток негативных эмоций. Ясно одно: эксперимент проведен интересный, а его результат открывает безграничные просторы для размышлений и фантазии. Это одна из приятных особенностей современного театра, как драматического, так и музыкального.
А теперь – о самом главном. О музыкально-драматическом фундаменте, который в новом детище «Геликона» держит максимально высокую планку. Симфонический оркестр театра под руководством дирижера Филиппа Селиванова очень чутко, деликатно и осмысленно ведет меломанов по сложнейшим, глубоко интимным и массовым фрагментам оперы.
Образ каждого персонажа, его состояние, настроение, эмоции заключены в бессмертных шедеврах Дж.Пуччини. Ария Рудольфа (Шота Чибиров) – по-итальянски изысканный романс, который подкупает красотой и искренностью. По-настоящему солнечный, теплый голос богатого тембра как нельзя лучше соответствует образу лирического героя. Следующий за ним рассказ Мими (Елизавета Кулагина) – хрустальная, нежная, печальная, наивно-мечтательная, хрупкая история юной девушки с голосом, который затрагивает все струны души.
Без каких-либо преувеличений можно сказать, что самая горячая, экспрессивная пара спектакля – художник Марсель (Максим Перебейнос) и его возлюбленная Мюзетта (Юлия Щербакова). Если бы эти герои поженились, то могли бы стать эталонной итальянской семьей. Для этого у них есть все: сильный характер, яркий темперамент, страстная натура, природный магнетизм и искренняя взаимная влюбленность. То, как их тянет в объятия друг другу даже после крепкой ссоры, убеждает в этом окончательно и бесповоротно.
Мюзетта – прирожденная звезда и актриса. Каждое ее появление на сцене сопровождается разным настроением, но ни разу она не теряется на фоне остальных героев. Горячая кокетка с добрым сердцем и светлой душой, любимица всех обитателей мансард Латинского квартала, она неизменно заряжает соседей неуемной энергией, предприимчивостью и жаждой жизни.
Марсель – самый старший обитатель мансарды, если не по возрасту, то по части негативного опыта в делах сердечных – уж точно. При этом именно он становится генератором идей, как дружной компании развлечься, как максимально эффективно распорядиться внезапно появившимися деньгами и как уклониться от несвоевременной уплаты аренды жилья.
Коллен – философ, преданный поклонник глубокой, интеллектуальной литературы. Его пальто – изделие знаменитое, легендарное, ведь его карманы на протяжении нескольких лет принимали глобальные труды знаменитых мыслителей. Это главная ценность хозяина, которой тот готов пожертвовать, когда друзьям необходима помощь.
Шонар – музыкант и учитель музыки. Его рассказ о попугае, который трагически погиб, не выдержав экзерсисы молодого исполнителя – один из самых веселых эпизодов оперы, создающий праздничное настроение в преддверии Рождества.
Еще ряд смешных моментов связаны с именами господ Бенуа (хозяин квартиры, которую снимает четверка друзей) и Альциндора (кавалер Мюзетты в возрасте). В новой геликоновской постановке эти роли играет один артист – Сергей Топтыгин. По ходу действия возникает предположение, что это один и тот же человек, объединивший в себе хозяина квартиры, которого все время обманывают постояльцы, и престарелого кавалера, коего оставила с носом молоденькая гризетка.
Четыре картины. Два действия. Четыре режиссера. Четыре главы одного романа. Три часа восхитительной музыки Джакомо Пуччини и драматургии Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы. Искренний смех и слезы на протяжении всего спектакля. Радостные эмоции на финальных поклонах. Все это щедро дарит еще одна вариация на тему «Богемы», которую предлагает своим гостям театр «Геликон-Опера». Она стоит пристального внимания, тем более, когда остаются вопросы, хочется найти на них ответы, которые, вероятно, заключены в самом спектакле.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Страница спектакля на официальном сайте театра