Оперы, основанные на классических литературных сюжетах, - особое явление в театральном мире. Всегда очень интересно наблюдать за тем, как раскрывается знакомый по роману образ, углубленный (а моментами и слегка подкорректированный) музыкальным материалом. Еще больше может изменить первоисточник нестандартное режиссерское решение. Порой концептуальное искусство постановщика позволяет наполнить его продукт новым смыслом, донести до зрителя то, что сильно волнует творца.
Опера «Богема» (музыка Дж.Пуччини, либретто Дж.Джакозы и Л.Иллики, литературная основа – роман А.Мюрже «Сцены из жизни богемы») в постановке Георгия Исаакяна (Заслуженный деятель искусств России) – яркий пример спектакля такого рода. Дирижеры-постановщики – Фабио Мастранджело, Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»). Сценография и костюмы – Хартмут Шоргхофер. Художник по свету – Сергей Скорнецкий. Хормейстеры – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России), Юлия Сенюкова. Премьера в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова состоялась 4 декабря 2015 года. 7 ноября 2017 года спектакль был сыгран в 20-й раз.
Дирижер – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая маска»).
В ролях:
Мими, белошвейка – Елизавета Соина (сопрано);
Рудольф, поэт – Хачатур Бадалян (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Марсель, художник – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Мюзетта, гризетка – Виктория Шевцова (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Шонар, музыкант – Артем Гарнов (баритон);
Коллен, философ – Виталий Ефанов (лауреат Международных конкурсов, бас);
Бенуа, домохозяин – Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас);
Альциндор – Андрей Фетисов (бас);
Парпиньоль, бродячий продавец игрушек – Антон Бочкарев (тенор);
Таможенные сержанты – Павел Пфистер, Иван Петров, Кирилл Троицкий;
Двойник Мими – Ольга Мирошникова;
Продавец фруктов – Андрей Стебеньков;
Мальчик – Савелий Бреус.
Дети – Хор Детской музыкально-хоровой школы «Пионерия» имени Г.А.Струве. Хормейстеры – Елена Веремеенко, Ирина Куренкова.
Соло в оркестре:
Иван Субботкин (лауреат Международных конкурсов, скрипка);
Сергей Соловьев (лауреат Международных конкурсов, альт);
Дмитрий Устименко (виолончель);
Сергей Гречаников (лауреат Международного конкурса, флейта);
Людмила Янчишина (Заслуженная артистка России, арфа).
Жизнь парижской богемы – какова она? Центральные фигуры и романа А.Мюрже, и оперы Дж.Пуччини – поэт Рудольф, художник Марсель, музыкант Шонар и философ Коллен. Они молоды и талантливы, любят и шумные вечеринки, и глубокие раздумья. В финансовом плане у этих людей, как говорится, «то густо, то пусто». Есть заработки (порой очень даже неплохие) – можно хотя бы недолго пожить на «широкую ногу», не отказывать себе ни в чем. Нет денег – не получится не только оплатить жилье, но и добыть тепло и пропитание. У художника и поэта есть прекрасные музы – гризетка Мюзетта и белошвейка Мими. Этот секстет и выдерживает вместе все тяготы прекрасной, насыщенной, но нестабильной жизни творческой интеллигенции.
Сцены из жизни богемы… В небольших эпизодах авторы живописно изображают разнообразные по своему ладу миниатюры. Здесь встречаются как веселые, мажорные главы, так и печальные, минорные. Опера Дж.Пуччини полна света и нежности, чистоты и искренности, любви и страсти, дружбы и взаимовыручки. Здесь нет какого-либо соперничества, злобы, зависти и интриг. Только тяжкий недуг со смертельным исходом разрывает узы, связывающие Мими и Рудольфа. Только так разрушается невероятный магнетизм, мгновенно объединивший их души и сердца.
Согласно классическому либретто, между первым и последним действием проходит несколько месяцев. Георгий Исаакян в своей постановке «растягивает» эту историю на более чем три десятилетия. Такое решение не случайно: оно наполняет действо глубоким внутренним смыслом. Годы идут, меняется все вокруг: люди, взгляды, предпочтения, мода, стиль одежды, форма поведения и так далее. А наши герои, несмотря на морщины и поседевшие головы, остаются такими же, какими предстали в самом начале спектакля.
Еще один авторский ход постановщика связан с введением двойника Мими. Это немой персонаж, «тело» центральной героини, которое видят все остальные персонажи. Слышат же они ее «душу», так и оставшуюся и их памяти светлой, юной и прекрасной. Красиво. Важно. Символично.
«Богема» - это сообщество ярких творческих индивидуальностей, созвездие прекрасных образов, покоряющих и «западающих» в душу. Кроме того, это виртуозный ансамбль, живущий в унисон, как целостный организм.
Мими в исполнении Елизаветы Соиной заворожила эффектным сочетанием образа хрупкой, нежной, прозрачной девушки и глубоким красивым голосом мягкого, теплого оттенка. Несмотря на физические страдания, героиня осталась светлой и чистой, в ее душе сохранилось что-то детское, искреннее, непосредственное.
Рудольф Хачатура Бадаляна – поэт, в порыве вдохновения способный создавать настоящие шедевры. Этот герой может быть всяким – и ласково-обходительным, и галантным, и страстным, и ревнивым, и беззаботно-веселым, и печальным, и скорбящим, и так далее.
Наполнена, щедра и насыщена палитра красок голоса, которыми артист «рисует» состояние своего героя – от легкой, звонкой, искрящейся, светлой радости до полного мрака, щемящего горя и гнетущего отчаяния.
Марсель в исполнении Ильи Кузьмина – не только талантливый художник, но и лидер среди своих друзей, зачинщик разного рода забав и генератор всевозможных идей, от того, как согреться холодным зимним вечером до того, как незабываемо встретить Рождество.
За маской веселья герой прячет переживания из-за очередного разлада с возлюбленной. Очень интересно наблюдать за его выражением лица, стремительно меняющимся в моменты наблюдения за Мюзеттой и общения с ней. Глубокая скорбь уступает место почти детской радости, на смену маске недоумения, недовольства и отвращения приходит одухотворенный лик счастливого влюбленного.
Мюзетта Виктории Шевцовой – девушка яркая, харизматичная, веселая и жизнерадостная. Энергия так и бьет ключом! В этой героине уживаются непростой характер и доброе сердце. Под маской капризной кокетки скрывается светлая, большая, широкая душа. Сильный характер позволяет ей заполучить все, чего бы ни захотелось. А если кому-то из друзей понадобится помощь, Мюзетта готова пожертвовать многим.
Наблюдение за взаимоотношениями внутри двух дуэтов – особенное удовольствие! Если любовь Мими и Рудольфа наполнена светом и нежностью, то чувства Марселя и Мюзетты походят на оживающий вулкан. Поэт и белошвейка – воплощение лирики в самом лучшем ее проявлении. Художник и гризетка напоминают итальянскую семью, дом, где страсти накаляются добела из-за самого крошечного, незначительного пустяка.
Второе действие спектакля завершается восхитительным квартетом, где первая пара нежно общается друг с другом, собираясь быть вместе до наступления весны, а вторая очень эмоционально ссорится, как всегда, из-за сущего пустяка. Воркование «жаворонка» и «соловья» оттеняется «ливнями» и «громовыми раскатами». Вот такие разные истории любви писались в не отапливаемых комнатах под крышами Монмартра!
Еще два обитателя мансарды – музыкант Шонар (Артем Гарнов) и философ Коллен (Виталий Ефанов) – стали такими же заложниками богемного образа жизни, как и их друзья и соседи. Не обремененные проблемами в личной жизни, они живут в свое удовольствие и вносят в жизнь Рудольфа и Марселя немало приятных эпизодов.
Так, в рождественский Сочельник Шонар сумел заработать немного денег, которых хватило и на дрова, и на провиант. И еще немного осталось для праздничных гуляний.
Коллен – большой любитель глубоких раздумий и размышлений. Все свои доходы он тратит на приобретение классических трактатов и литературных новинок. Карманы его пальто всегда битком набиты книгами. Сложно представить внешний вид изделия, служившего ему библиотекой долгие годы. Очень интересно, кто согласился приобрести этот предмет гардероба, когда философ, желая купить лекарство для смертельно больной Мими, решился его продать.
Ансамблевые сцены с участием квартета «Рудольф – Марсель – Шонар – Коллен» – это синтез театральных искусств в самом широком смысле. Герои блещут в танце, сценическом бое, фехтовании и декламации. Такие «легкие», веселые вставки временно разряжают обстановку грусти, скорби и трагедии, увы, пересилившую неукротимую жажду жизни, свойственную каждому человеку.
Не остались незамеченными герои, чье участие в спектакле исчисляется несколькими минутами: домохозяин Бенуа (Дмитрий Орлов), тщетно пытающий получить от творческих квартирантов плату за жилье и имеющий богатое на события прошлое; Альциндор (Андрей Фетисов) – нелюбимый и богатый ухажер Мюзетты, значительно превосходящий ее по возрасту, исполняющий все ее капризы, получивший массу неприятных сюрпризов в рождественский сочельник; бродячий продавец игрушек Парпиньоль (Антон Бочкарев), эффектно парящий в воздухе и пролетающий, словно узор в калейдоскопе; таможенные сержанты (Иван Петров, Кирилл Троицкий, Павел Пфистер); продавец фруктов (Андрей Стебеньков) и мальчик (Савелий Бреус).
Артисты хора предстали в образах студентов, горожан, гризеток, торговцев, торговок и официантов в кафе. Яркая полифония и пестрота толпы окрасила Латинский квартал цветами приближающегося Рождества. В эти минуты казалось, что произойдет ожидаемое в такие дни Чудо: Мими выздоровеет, Марсель и Мюзетта помирятся, друзья расплатятся со всеми долгами, разбогатеют и будут жить долго и счастливо.
Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Яна Латам-Кенига не просто создавал фон действию, а постепенно погружал зрителей в сложный, деликатный и прекрасный внутренний мир обитателей Монмартра. А это – лучший способ понять нюансы тонкой, закрытой, ранимой, благородной и подвижной творческой души.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Опера «Богема» (музыка Дж.Пуччини, либретто Дж.Джакозы и Л.Иллики, литературная основа – роман А.Мюрже «Сцены из жизни богемы») в постановке Георгия Исаакяна (Заслуженный деятель искусств России) – яркий пример спектакля такого рода. Дирижеры-постановщики – Фабио Мастранджело, Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»). Сценография и костюмы – Хартмут Шоргхофер. Художник по свету – Сергей Скорнецкий. Хормейстеры – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России), Юлия Сенюкова. Премьера в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова состоялась 4 декабря 2015 года. 7 ноября 2017 года спектакль был сыгран в 20-й раз.
Дирижер – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая маска»).
В ролях:
Мими, белошвейка – Елизавета Соина (сопрано);
Рудольф, поэт – Хачатур Бадалян (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Марсель, художник – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Мюзетта, гризетка – Виктория Шевцова (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Шонар, музыкант – Артем Гарнов (баритон);
Коллен, философ – Виталий Ефанов (лауреат Международных конкурсов, бас);
Бенуа, домохозяин – Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас);
Альциндор – Андрей Фетисов (бас);
Парпиньоль, бродячий продавец игрушек – Антон Бочкарев (тенор);
Таможенные сержанты – Павел Пфистер, Иван Петров, Кирилл Троицкий;
Двойник Мими – Ольга Мирошникова;
Продавец фруктов – Андрей Стебеньков;
Мальчик – Савелий Бреус.
Дети – Хор Детской музыкально-хоровой школы «Пионерия» имени Г.А.Струве. Хормейстеры – Елена Веремеенко, Ирина Куренкова.
Соло в оркестре:
Иван Субботкин (лауреат Международных конкурсов, скрипка);
Сергей Соловьев (лауреат Международных конкурсов, альт);
Дмитрий Устименко (виолончель);
Сергей Гречаников (лауреат Международного конкурса, флейта);
Людмила Янчишина (Заслуженная артистка России, арфа).
Жизнь парижской богемы – какова она? Центральные фигуры и романа А.Мюрже, и оперы Дж.Пуччини – поэт Рудольф, художник Марсель, музыкант Шонар и философ Коллен. Они молоды и талантливы, любят и шумные вечеринки, и глубокие раздумья. В финансовом плане у этих людей, как говорится, «то густо, то пусто». Есть заработки (порой очень даже неплохие) – можно хотя бы недолго пожить на «широкую ногу», не отказывать себе ни в чем. Нет денег – не получится не только оплатить жилье, но и добыть тепло и пропитание. У художника и поэта есть прекрасные музы – гризетка Мюзетта и белошвейка Мими. Этот секстет и выдерживает вместе все тяготы прекрасной, насыщенной, но нестабильной жизни творческой интеллигенции.
Сцены из жизни богемы… В небольших эпизодах авторы живописно изображают разнообразные по своему ладу миниатюры. Здесь встречаются как веселые, мажорные главы, так и печальные, минорные. Опера Дж.Пуччини полна света и нежности, чистоты и искренности, любви и страсти, дружбы и взаимовыручки. Здесь нет какого-либо соперничества, злобы, зависти и интриг. Только тяжкий недуг со смертельным исходом разрывает узы, связывающие Мими и Рудольфа. Только так разрушается невероятный магнетизм, мгновенно объединивший их души и сердца.
Согласно классическому либретто, между первым и последним действием проходит несколько месяцев. Георгий Исаакян в своей постановке «растягивает» эту историю на более чем три десятилетия. Такое решение не случайно: оно наполняет действо глубоким внутренним смыслом. Годы идут, меняется все вокруг: люди, взгляды, предпочтения, мода, стиль одежды, форма поведения и так далее. А наши герои, несмотря на морщины и поседевшие головы, остаются такими же, какими предстали в самом начале спектакля.
Еще один авторский ход постановщика связан с введением двойника Мими. Это немой персонаж, «тело» центральной героини, которое видят все остальные персонажи. Слышат же они ее «душу», так и оставшуюся и их памяти светлой, юной и прекрасной. Красиво. Важно. Символично.
«Богема» - это сообщество ярких творческих индивидуальностей, созвездие прекрасных образов, покоряющих и «западающих» в душу. Кроме того, это виртуозный ансамбль, живущий в унисон, как целостный организм.
Мими в исполнении Елизаветы Соиной заворожила эффектным сочетанием образа хрупкой, нежной, прозрачной девушки и глубоким красивым голосом мягкого, теплого оттенка. Несмотря на физические страдания, героиня осталась светлой и чистой, в ее душе сохранилось что-то детское, искреннее, непосредственное.
Рудольф Хачатура Бадаляна – поэт, в порыве вдохновения способный создавать настоящие шедевры. Этот герой может быть всяким – и ласково-обходительным, и галантным, и страстным, и ревнивым, и беззаботно-веселым, и печальным, и скорбящим, и так далее.
Наполнена, щедра и насыщена палитра красок голоса, которыми артист «рисует» состояние своего героя – от легкой, звонкой, искрящейся, светлой радости до полного мрака, щемящего горя и гнетущего отчаяния.
Марсель в исполнении Ильи Кузьмина – не только талантливый художник, но и лидер среди своих друзей, зачинщик разного рода забав и генератор всевозможных идей, от того, как согреться холодным зимним вечером до того, как незабываемо встретить Рождество.
За маской веселья герой прячет переживания из-за очередного разлада с возлюбленной. Очень интересно наблюдать за его выражением лица, стремительно меняющимся в моменты наблюдения за Мюзеттой и общения с ней. Глубокая скорбь уступает место почти детской радости, на смену маске недоумения, недовольства и отвращения приходит одухотворенный лик счастливого влюбленного.
Мюзетта Виктории Шевцовой – девушка яркая, харизматичная, веселая и жизнерадостная. Энергия так и бьет ключом! В этой героине уживаются непростой характер и доброе сердце. Под маской капризной кокетки скрывается светлая, большая, широкая душа. Сильный характер позволяет ей заполучить все, чего бы ни захотелось. А если кому-то из друзей понадобится помощь, Мюзетта готова пожертвовать многим.
Наблюдение за взаимоотношениями внутри двух дуэтов – особенное удовольствие! Если любовь Мими и Рудольфа наполнена светом и нежностью, то чувства Марселя и Мюзетты походят на оживающий вулкан. Поэт и белошвейка – воплощение лирики в самом лучшем ее проявлении. Художник и гризетка напоминают итальянскую семью, дом, где страсти накаляются добела из-за самого крошечного, незначительного пустяка.
Второе действие спектакля завершается восхитительным квартетом, где первая пара нежно общается друг с другом, собираясь быть вместе до наступления весны, а вторая очень эмоционально ссорится, как всегда, из-за сущего пустяка. Воркование «жаворонка» и «соловья» оттеняется «ливнями» и «громовыми раскатами». Вот такие разные истории любви писались в не отапливаемых комнатах под крышами Монмартра!
Еще два обитателя мансарды – музыкант Шонар (Артем Гарнов) и философ Коллен (Виталий Ефанов) – стали такими же заложниками богемного образа жизни, как и их друзья и соседи. Не обремененные проблемами в личной жизни, они живут в свое удовольствие и вносят в жизнь Рудольфа и Марселя немало приятных эпизодов.
Так, в рождественский Сочельник Шонар сумел заработать немного денег, которых хватило и на дрова, и на провиант. И еще немного осталось для праздничных гуляний.
Коллен – большой любитель глубоких раздумий и размышлений. Все свои доходы он тратит на приобретение классических трактатов и литературных новинок. Карманы его пальто всегда битком набиты книгами. Сложно представить внешний вид изделия, служившего ему библиотекой долгие годы. Очень интересно, кто согласился приобрести этот предмет гардероба, когда философ, желая купить лекарство для смертельно больной Мими, решился его продать.
Ансамблевые сцены с участием квартета «Рудольф – Марсель – Шонар – Коллен» – это синтез театральных искусств в самом широком смысле. Герои блещут в танце, сценическом бое, фехтовании и декламации. Такие «легкие», веселые вставки временно разряжают обстановку грусти, скорби и трагедии, увы, пересилившую неукротимую жажду жизни, свойственную каждому человеку.
Не остались незамеченными герои, чье участие в спектакле исчисляется несколькими минутами: домохозяин Бенуа (Дмитрий Орлов), тщетно пытающий получить от творческих квартирантов плату за жилье и имеющий богатое на события прошлое; Альциндор (Андрей Фетисов) – нелюбимый и богатый ухажер Мюзетты, значительно превосходящий ее по возрасту, исполняющий все ее капризы, получивший массу неприятных сюрпризов в рождественский сочельник; бродячий продавец игрушек Парпиньоль (Антон Бочкарев), эффектно парящий в воздухе и пролетающий, словно узор в калейдоскопе; таможенные сержанты (Иван Петров, Кирилл Троицкий, Павел Пфистер); продавец фруктов (Андрей Стебеньков) и мальчик (Савелий Бреус).
Артисты хора предстали в образах студентов, горожан, гризеток, торговцев, торговок и официантов в кафе. Яркая полифония и пестрота толпы окрасила Латинский квартал цветами приближающегося Рождества. В эти минуты казалось, что произойдет ожидаемое в такие дни Чудо: Мими выздоровеет, Марсель и Мюзетта помирятся, друзья расплатятся со всеми долгами, разбогатеют и будут жить долго и счастливо.
Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Яна Латам-Кенига не просто создавал фон действию, а постепенно погружал зрителей в сложный, деликатный и прекрасный внутренний мир обитателей Монмартра. А это – лучший способ понять нюансы тонкой, закрытой, ранимой, благородной и подвижной творческой души.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии