30 сентября 2021 года в концертном зале имени П.И.Чайковского прозвучала опера Владислава Агафонникова на либретто Григория Шапиро «Анна Снегина». Событие приурочено к 85-летию композитора.
Дирижер: Дмитрий Волосников (лауреат премии «Золотая Маска»).
Художественное слово: Марат Башаров (Заслуженный артист Республики Татарстан, Лауреат Государственной премии России).
В ролях:
Сергей Есенин: Алексей Татаринцев (солист московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова, Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат премии «Золотая маска», тенор);
Анна Снегина: Екатерина Петрова (солистка московского театра «Новая Опера имени Е.В.Колобова, лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Старуха / Мать Анны: Полина Шамаева (солистка московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова, победительница телевизионного конкурса «Большая Опера», меццо-сопрано);
Мельник: Вячеслав Почапский (солист Большого театра России, Заслуженный артист России, бас);
Прон: Илья Кузьмин (солист московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова, лауреат Международных конкурсов, баритон);
Лабутя: Нурлан Бекмухамбетов (Заслуженный деятель Казахстана, Заслуженный артист Республики Татарстан, тенор).
Большой академический хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей. Художественный руководитель: Лев Конторович (Народный артист России).
Государственный симфонический оркестр «Новая Россия». Художественный руководитель: Юрий Башмет (Народный артист СССР).
Литературная основа сочинения - одноименная поэма Сергея Есенина, написанная в 1924 году, впервые увидела свет в виде отдельных фрагментов весной 1925 на страницах журнала «Город и деревня». Полностью опубликована в газете «Бакинский рабочий» от 3 мая.
В основу сочинения Есенин заложил события собственной биографии - возвращение в родные места (село Константиново) летом 1917-1918 годов, чтобы отдохнуть от драматических событий - Первой Мировой войны и февральской Революции, - участником которых поэт вынужден был стать. Места, где проходило его детство, сильно изменились, а впереди грядут новые потрясения. Он встречается с односельчанами, своими давними знакомыми и друзьями. Вскоре к нему приезжает молодая помещица Анна Снегина, в ней поэт узнает девушку, в которую был влюблен в юные годы. Герои вспоминают былые чувства, романтические порывы, мечты о светлом будущем.
Вскоре Есенин оказывается вовлеченным в бунт: один из его односельчан, Прон Оглобин призывает всех мужиков отправиться в дом к Снегиной и требовать возврата земель, которые отныне принадлежат народу. Затем приходит трагическое известие о кончине ее супруга. Молодая женщина обвиняет поэта в трусости и прогоняет, а имение переходит к крестьянам. Но затем, после светлых, прекрасных воспоминаний о счастливом, беззаботном прошлом, герой понимает, что его чувства к ней по-прежнему сильны.
Финальный эпизод происходит спустя шесть лет, в 1925 году. Есенин вновь приезжает в родное село. Мельник и старуха рассказывают ему о гибели Прона (расстрел). В этот раз поэт замечает, что глобальные изменения, произошедшие в жизни страны, почти не затронули его деревню. Мельник вручает ему письмо от Анны, которая уже давно перебралась в Лондон вместе с матерью. Оказавшись вдали от Родины, героиня вновь выражает поэту свои светлые, нежные, теплые, искренние чувства. Он вспоминает свои юные годы и прекрасную «девушку в белой накидке», в которую был тогда влюблен.
Опера «Анна Снегина» звучала в концертном исполнении, поэтому визуальное воплощение поэмы каждый слушатель мог нарисовать сам, дав волю своему воображению. Этому очень способствовал музыкальный материал, щедро рисовавший живописные полотна прекрасной русской природы с ее бескрайними просторами, полями, лесами, реками и озерами. Симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением Дмитрия Волосникова чутко вел меломанов по безмятежным улочкам одной из деревень Рязанской области, заостряя внимание на нервозной, напряженной атмосфере внутри человеческого сообщества.
Мелодии невероятно красиво и тонко передавали образы русского народа, становились выразительным фоном для развития отношений между героями. Здесь и агрессия крестьян, направляющихся отбирать земли у помещицы Снегиной, и светлая, нежная лирика юношеского романтического увлечения Анны и Сергея, и дерзкие, коварные подстрекательства Прона и брата его Лабути.
Русский поэт Серебряного века Сергей Есенин появился на сцене в «двух лицах» - драматическом (Марат Башаров) и вокальном (Алексей Татаринцев). Знаменитые, духовно близкие многим из нас стихотворения звучали бодро и энергично, оптимистично и трагично, вальяжно и динамично, лирично и агрессивно. Особенно глубоко, объемно и проникновенно они слушались на фоне голосов народа («Мастера хорового пения»). Теплый, солнечный, по-русски щедрый, по оперному элегантный и красивый голос Алексея Татаринцева яркими красками рисовал образ поэта, лирического героя, народного кумира, героя, смутьяна.
Партию Анны Снегиной исполнила Екатерина Петрова. Ее теплый, мягкий голос светлого оттенка эффектно воплотил образ молодой помещицы, подарившей поэту немало счастливых мгновений в юности и приятных воспоминаний спустя долгие годы.
Полина Шамаева предстала в двух ролях - старухи и матери Анны. У каждой женщины свои страхи, тревоги, переживания. Первая - простая сельская жительница, вторая - дама, сумевшая после цепи драматических событий вместе с дочерью покинуть страну и перебраться в Лондон. Голос меццо-сопрано, теплый, мягкий, очень уютный, обволакивающий, в моем сознании прочно ассоциируется с образом сильной, доброй, заботливой женщины, готовой на многое, чтобы защитить все, что ей дорого, всех, кого она любит.
Илья Кузьмин воплотил образ Прона Оглоблина - провокатора, агитатора, рабочего коломенского завода, обладателя выдающихся организаторских способностей, яркого, харизматичного человека, могущего повести за собой массы. Его голос красивого, богатого, насыщенного яркими красками оттенка как нельзя лучше подходит для народного лидера.
Мельник Вячеслава Почапского - один из представителей сельской местности, добрый приятель поэта, человек широкой души, бодрый, веселый, радушный.
Нурлан Бекмухамбетов исполнил роль Лабути Оглоблина, ветерана Русско-Японской войны, а теперь любителя веселых посиделок в кабаках, хвастуна, искателя легкой наживы, грабителя и вандала.
Красота русской природы, быт сельских крестьян, лирические образы Поэта и его прекрасной Музы, тревожные, едва различимые мотивы грядущей угрозы, - все это наполнило музыкальный материал оперы, в сочетании с драматическим талантом исполнителей позволило публике на час с небольшим погрузиться в атмосферу российской глубинки есенинских времен, проникнуться тем, чем жили люди в годы Первой Мировой войны. Современный композитор Владислав Агафонников сумел прочувствовать, прожить в своем сочинении атмосферу тех лет, в результате получилось сочинение, проникающее глубоко в душу русского меломана.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
Еще фотографии
Дирижер: Дмитрий Волосников (лауреат премии «Золотая Маска»).
Художественное слово: Марат Башаров (Заслуженный артист Республики Татарстан, Лауреат Государственной премии России).
В ролях:
Сергей Есенин: Алексей Татаринцев (солист московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова, Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат премии «Золотая маска», тенор);
Анна Снегина: Екатерина Петрова (солистка московского театра «Новая Опера имени Е.В.Колобова, лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Старуха / Мать Анны: Полина Шамаева (солистка московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова, победительница телевизионного конкурса «Большая Опера», меццо-сопрано);
Мельник: Вячеслав Почапский (солист Большого театра России, Заслуженный артист России, бас);
Прон: Илья Кузьмин (солист московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова, лауреат Международных конкурсов, баритон);
Лабутя: Нурлан Бекмухамбетов (Заслуженный деятель Казахстана, Заслуженный артист Республики Татарстан, тенор).
Большой академический хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей. Художественный руководитель: Лев Конторович (Народный артист России).
Государственный симфонический оркестр «Новая Россия». Художественный руководитель: Юрий Башмет (Народный артист СССР).
Литературная основа сочинения - одноименная поэма Сергея Есенина, написанная в 1924 году, впервые увидела свет в виде отдельных фрагментов весной 1925 на страницах журнала «Город и деревня». Полностью опубликована в газете «Бакинский рабочий» от 3 мая.
В основу сочинения Есенин заложил события собственной биографии - возвращение в родные места (село Константиново) летом 1917-1918 годов, чтобы отдохнуть от драматических событий - Первой Мировой войны и февральской Революции, - участником которых поэт вынужден был стать. Места, где проходило его детство, сильно изменились, а впереди грядут новые потрясения. Он встречается с односельчанами, своими давними знакомыми и друзьями. Вскоре к нему приезжает молодая помещица Анна Снегина, в ней поэт узнает девушку, в которую был влюблен в юные годы. Герои вспоминают былые чувства, романтические порывы, мечты о светлом будущем.
Вскоре Есенин оказывается вовлеченным в бунт: один из его односельчан, Прон Оглобин призывает всех мужиков отправиться в дом к Снегиной и требовать возврата земель, которые отныне принадлежат народу. Затем приходит трагическое известие о кончине ее супруга. Молодая женщина обвиняет поэта в трусости и прогоняет, а имение переходит к крестьянам. Но затем, после светлых, прекрасных воспоминаний о счастливом, беззаботном прошлом, герой понимает, что его чувства к ней по-прежнему сильны.
Финальный эпизод происходит спустя шесть лет, в 1925 году. Есенин вновь приезжает в родное село. Мельник и старуха рассказывают ему о гибели Прона (расстрел). В этот раз поэт замечает, что глобальные изменения, произошедшие в жизни страны, почти не затронули его деревню. Мельник вручает ему письмо от Анны, которая уже давно перебралась в Лондон вместе с матерью. Оказавшись вдали от Родины, героиня вновь выражает поэту свои светлые, нежные, теплые, искренние чувства. Он вспоминает свои юные годы и прекрасную «девушку в белой накидке», в которую был тогда влюблен.
Опера «Анна Снегина» звучала в концертном исполнении, поэтому визуальное воплощение поэмы каждый слушатель мог нарисовать сам, дав волю своему воображению. Этому очень способствовал музыкальный материал, щедро рисовавший живописные полотна прекрасной русской природы с ее бескрайними просторами, полями, лесами, реками и озерами. Симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением Дмитрия Волосникова чутко вел меломанов по безмятежным улочкам одной из деревень Рязанской области, заостряя внимание на нервозной, напряженной атмосфере внутри человеческого сообщества.
Мелодии невероятно красиво и тонко передавали образы русского народа, становились выразительным фоном для развития отношений между героями. Здесь и агрессия крестьян, направляющихся отбирать земли у помещицы Снегиной, и светлая, нежная лирика юношеского романтического увлечения Анны и Сергея, и дерзкие, коварные подстрекательства Прона и брата его Лабути.
Русский поэт Серебряного века Сергей Есенин появился на сцене в «двух лицах» - драматическом (Марат Башаров) и вокальном (Алексей Татаринцев). Знаменитые, духовно близкие многим из нас стихотворения звучали бодро и энергично, оптимистично и трагично, вальяжно и динамично, лирично и агрессивно. Особенно глубоко, объемно и проникновенно они слушались на фоне голосов народа («Мастера хорового пения»). Теплый, солнечный, по-русски щедрый, по оперному элегантный и красивый голос Алексея Татаринцева яркими красками рисовал образ поэта, лирического героя, народного кумира, героя, смутьяна.
Партию Анны Снегиной исполнила Екатерина Петрова. Ее теплый, мягкий голос светлого оттенка эффектно воплотил образ молодой помещицы, подарившей поэту немало счастливых мгновений в юности и приятных воспоминаний спустя долгие годы.
Полина Шамаева предстала в двух ролях - старухи и матери Анны. У каждой женщины свои страхи, тревоги, переживания. Первая - простая сельская жительница, вторая - дама, сумевшая после цепи драматических событий вместе с дочерью покинуть страну и перебраться в Лондон. Голос меццо-сопрано, теплый, мягкий, очень уютный, обволакивающий, в моем сознании прочно ассоциируется с образом сильной, доброй, заботливой женщины, готовой на многое, чтобы защитить все, что ей дорого, всех, кого она любит.
Илья Кузьмин воплотил образ Прона Оглоблина - провокатора, агитатора, рабочего коломенского завода, обладателя выдающихся организаторских способностей, яркого, харизматичного человека, могущего повести за собой массы. Его голос красивого, богатого, насыщенного яркими красками оттенка как нельзя лучше подходит для народного лидера.
Мельник Вячеслава Почапского - один из представителей сельской местности, добрый приятель поэта, человек широкой души, бодрый, веселый, радушный.
Нурлан Бекмухамбетов исполнил роль Лабути Оглоблина, ветерана Русско-Японской войны, а теперь любителя веселых посиделок в кабаках, хвастуна, искателя легкой наживы, грабителя и вандала.
Красота русской природы, быт сельских крестьян, лирические образы Поэта и его прекрасной Музы, тревожные, едва различимые мотивы грядущей угрозы, - все это наполнило музыкальный материал оперы, в сочетании с драматическим талантом исполнителей позволило публике на час с небольшим погрузиться в атмосферу российской глубинки есенинских времен, проникнуться тем, чем жили люди в годы Первой Мировой войны. Современный композитор Владислав Агафонников сумел прочувствовать, прожить в своем сочинении атмосферу тех лет, в результате получилось сочинение, проникающее глубоко в душу русского меломана.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
Еще фотографии