23 и 24 ноября 2019 года московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова представил первую премьеру 29-го сезона – сочинение нашего современника Алексея Шелыгина «Продавец игрушек» на либретто Кирилла Крастошевского (литературная основа – одноименная пьеса Виктора Добросоцкого). Этот яркий, красочный, сказочный спектакль со скрытым философским подтекстом – захватывающий вариант семейного досуга.
Музыкальный руководитель и дирижер – Александр Жиленков.
Режиссер – Алексей Вэйро.
Художник – Дарья Синцова.
Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Хореограф – Сергей Сатаров.
Художник по свету – Айвар Салихов.
В ролях:
Николя, продавец игрушек: Антон Бочкарев (тенор);
Натали, экскурсовод в имении Берских: Кристина Бикмаева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Валерка, друг Натали: 23 ноября – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон); 24 ноября – Александр Попов (баритон);
Мари, невеста Николя: Анна Синицына (меццо-сопрано);
Франсуа, хозяин магазина игрушек: Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас);
Мадам Берсен, мать Николя – Екатерина Кичигина (сопрано).
Куклы – артисты хора:
Осьминожка: Варвара Наумова;
Заяц: Василий Фунтиков;
Балерина-светофор: Алена Шемякина;
Буденновец: 23 ноября – Георгий Селимов; 24 ноября – Всеволод Павлов;
Влюбленная: Мария Герасименко;
Влюбленный: Иван Петров (лауреат Международного конкурса);
Копилка: Елена Хорошенина;
Головоломка: Владимир Банковский;
Кукольный дом: Дарья Михайлова;
Наполеон: Александр Архиповский;
Музыкальная шкатулка: Анна Кириллова;
Робот-сладкоежка: 23 ноября – Иван Коблов; 24 ноября – Павел Саморуков;
Мышь: Наталья Кириллова;
Снеговик: Ярослав Зайцев;
Принцесса: Людмила Дроздова;
Розовый клоун: Владимир Федоткин (лауреат Международных конкурсов);
Юла: Екатерина Махорт;
Синий клоун: Сергей Каныгин;
Первая кукла: Алевтина Фомина;
Желтый клоун: Кирилл Троицкий;
Вторая кукла: Вера Аверьянова (лауреат Международного конкурса);
Первый солдат: Сергей Заяц (лауреат Международных конкурсов);
Третья кукла: Татьяна Малиновская;
Второй солдат: Анатолий Иванов;
Четвертая кукла: Татьяна Метлина;
Третий солдат: Данил Литвинов (лауреат Международного конкурса);
Заводная кукла: Ольга Захарьева;
Четвертый солдат: Андрей Стебеньков.
Соло в оркестре:
Арфа: Полина Баранова (лауреат Международных конкурсов);
Труба: Вадим Васильев;
Кларнет: Александр Карпов (лауреат Международного конкурса);
Флейта: Георгий Петров (лауреат Международных конкурсов);
Челеста: Наталья Казакова (лауреат Международных конкурсов).
В основе сюжета спектакля лежит волшебная сказка с философским подтекстом. Главный герой – юный мечтатель Николя, француз с русскими корнями. Он продает игрушки в магазине господина Франсуа. Двух персонажей связывают не только деловые отношения, но и личные: юноша влюблен в Мари, дочь своего работодателя, и собирается на ней жениться. Начальник, в свою очередь, имеет виды на мать подчиненного, мадам Берсен.
Николя – потомственный аристократ. Он романтик и мечтатель, порой наивный, что вызывает недоумение и возмущение у его близких. Чего стоит только убеждение героя, что продавать игрушки – преступление, а деньги совсем не важны. Не удивительно, что и мать, и Франсуа пытаются его переубедить, а Мари говорит, что нужно жить как все.
Поворот сюжета – и возможные сомнения героя исчезают. Почтальон доставляет ему приглашение и два авиабилета на родину предков, где юноша надеется найти выведенную его дедом секретную формулу уникального волшебного стекла. Мари не хочет и слышать о поездке в далекую холодную Россию, поэтому вместе с героем отправляется его мать, а следом за ней и Франсуа, в надежде отыскать клад старого аристократа. Не желая быть узнанным, директор магазина игрушек перевоплощается в профессора истории.
В России Николя знакомится с нежной мечтательной Натали. Девушка рассказывает много интересного о фамильном имении семьи Берских, о находящихся там предметах искусства и прочих сокровищах. Молодые люди влюбляются друг в друга. Валерка, друг детства Натали, ревнует подругу и вызывает Николя на дуэль. Развитие сюжета истории напоминает о сказках Андерсена, особенно о том, как осколки зеркала злого тролля, попадая в глаза и сердца людей изменяли их до неузнаваемости.
Найдется ли сокровище и сбудутся ли мечты героев? В этой сказке каждому персонажу предстоит пройти непростое испытание, чтобы найти свое место под солнцем и обрести право на счастье.
Режиссер Алексей Вэйро определяет жанр своей постановки как спектакль-притчу. В результате получилось яркое, захватывающее действо, где каждый зритель найдет что-то важное и интересное для себя: дети - красивую, добрую, музыкальную, динамичную волшебную сказку, взрослые – историю, полную важных поисков, неординарных решений и побед над собой в непростых испытаниях.
Сценография, костюмы (Дарья Синцова) и игра света превращают небольшой магазин игрушек в волшебную сказочную страну. Здесь живут самые любимые символы детства – куклы, плюшевые звери, клоуны, оловянные солдатики и многие другие друзья малышей. У каждого из них – собственный стиль, уникальный наряд. Танцы поданных игрушечного королевства – буйство красок, характеров, темпераментов. Одни платья напоминают балетные пачки, другие – пышные барочные костюмы, третьи вызывают ассоциации с итальянской комедией масок. Красочный грим меняет оттенки в зависимости от освещения.
Свет (Айвар Салихов) в сказочном спектакле – особый инструмент, позволяющий создать атмосферу волшебства. Когда сцену заволакивает красный туман, она представляет собой поле боя, где царят боль, хаос, разрушения. Зеленый цвет, напротив, приносит с собой надежду на скорое торжество добра. Наконец, именно игра света позволяет показать, насколько ярко сверкают бриллианты, затмевая для главного героя все вокруг.
Музыкальный материал оперы наполнен ожиданием чуда, в каждой ноте почти физически ощущается дух волшебного, сказочного праздника. Артисты хора и симфонический оркестр театра под управлением Александра Жиленкова создают атмосферу страны игрушек – уникального места, где жизнь начинается в полночь, когда люди засыпают. Замечательные куклы, роботы, зверушки, заводные и мягкие игрушки, игры, головоломки, музыкальная шкатулка и прочие обитатели фантастического королевства – уникальные, самобытные личности. Каждый персонаж отличается выразительными повадками, характером, интересными движениями, специфической пластикой и красивым голосом.
Игрушки окружают главных героев на протяжении всего спектакля, они живут в парижском магазине, путешествуют вместе с Николя и мадам Берсен в Россию. Все ключевые события, меняющие вектор развития сюжета, происходят при их непосредственном участии. Это и сторонние наблюдатели, и действующие лица, и судьи, и комментаторы происходящего, и даже голоса совести центральных персонажей.
Танцы игрушек – яркие, красочные страницы, придающие спектаклю вкус праздника. Чего здесь только нет – и шуточные сражения между музыкальной шкатулкой и куклой-копилкой, и марши бравого квартета солдат, и грациозные шаги квартета кукол, и неспешная вальяжность принцессы, и трогательная лирика дуэта влюбленных, и т.д.
Центральные персонажи – уникальные личности, представители двух непохожих друг на друга миров – российского (местами советского) и французского. На пути к счастью каждого представителя этого секстета ждет непростое испытание.
Очень интересны образы молодых героинь.
Кристина Бикмаева предстает в роли русской девушки Натали, светлой, искренней, увлеченной, эмоциональной, сильной. Натура творческая, девушка все время находится в поиске, стремится к знаниям. Вот одно из самых главных ее сокровищ. Ее голос наполнен солнечным теплом и кристальной чистотой. Страдания углубляют душу героини, делают образ насыщенным.
Анна Синицына воплощает француженку Мари – невесту Николя, дочь господина Франсуа, наследницу крупного состояния. У этой девушки яркая, страстная, темпераментная натура, но все свои эмоции, страдания и переживания она не выдает напоказ, вся буря происходит у нее в душе, мыслях и сердце. Внешне героиня остается спокойной, сияющей, независимой, как бы отстраненной. Теплый, пряный, медовый голос артистки рисует образ тонкой, нежной, ранимой, но очень выдержанной светской дамы.
В спектакле есть ярко выраженный лирический герой. Это Валерка, которого Натали представляет как «всего лишь друга детства». Персонаж полон силы, отваги, благородства и мальчишеского задора. У него светлая, чистая душа и большое, горячее сердце. Русского юношу не сражает наповал сказочное сияние бриллиантов, его интересуют совсем другие сокровища – знание, доброта, любовь.
В исполнении Ильи Кузьмина он предстает юным героев, пылким, порывистым, очень эмоциональным, готовым до последнего отстаивать все, что дорого. Мягкий, насыщенный, богатый, бархатный голос рисует образ верного, надежного защитника, на которого всегда можно положиться.
В интерпретации Александра Попова мы видим русского молодца, человека сильного, мудрого, целеустремленного, друга, который никогда не бросит в беде, придет на помощь при любых обстоятельствах. Красивый, элегантный голос соответствует этому рыцарю в пионерском галстуке.
Самое сложное, суровое испытание выпадает на долю главного героя – продавца игрушек Николя (Антон Бочкарев). Невеста не хочет ехать с ним на родину предков, и он отправляется туда в сопровождении матери. В России молодой человек знакомится с очаровательной Натали и влюбляется в нее. Мимолетное увлечение возникает, когда они рассматривают красоты роскошного фамильного дома семьи Бельских, а затем ищут спрятанную там, согласно легенде, формулу уникального стекла. Свое сокровище – ларец, полный бриллиантов – он вскоре находит и меняется до неузнаваемости: теряет свою одухотворенность, эстетические идеалы, не может больше любить, не интересуется ничем, кроме денег и всех благ, какие они сулят.
Очень интересен образ господина Франсуа в исполнении Дмитрия Орлова. Это успешный бизнесмен, хитрый и коварный делец, мыслями и чувствами которого давно владеет неутолимая жажда обогащения. Хитрый, коварный, но безумно обаятельный персонаж, влюбленный в мадам Берсен, отправляется за ней и ее сыном в Россию, чтобы самому завладеть кладом и не потерять большие деньги. Чтобы не быть узнанным, директор магазина игрушек переодевается в профессора истории. Парик, огромные очки, накладной нос, характерный для ученого костюм – и выдающегося предпринимателя не узнать. И даже глубокий, горячий, брутальный голос принимает участие в маскараде. Жажда наживы иссушает человека, делает его внутренний мир черствым и бесчувственным. Но душа его по-прежнему любит и ищет взаимности. Излишняя жадность и алчность приводят к тому, что накануне праздника Рождества персонаж оказывается в полном одиночестве, и даже куклы и игрушки не могут скрасить это гнетущее состояние.
Екатерина Кичигина в роли мадам Берсен предстает яркой, харизматичной, гордой красавицей-аристократкой, знающей себе цену и ни на минуту не забывающей о своем высоком происхождении. Моментами это приводит к курьезным ситуациям: например, не узнала же она своего французского кавалера, переодевшегося в русского ученого.
В ходе спектакля большие и маленькие зрители совершают путешествие не только в пространстве (из Франции в Россию), но и во времени. По ходу действия не всегда удается понять, когда же оно происходит – до Революции или после? Очень многие реплики игрушек наводят на мысли о советской идеологии. Дуэль пионера-героя и французского дворянина русского происхождения представляется чем-то фантастическим. А как же может быть иначе, если на несколько часов мы попадаем в сказку? Ведь в волшебном мире могут происходить самые разные чудеса, когда сюжетные линии переплетаются в заведомо невероятные комбинации.
Новая постановка Алексея Вэйро будет интересна представителям нескольких поколений театралов. Это отличный способ хорошо провести время в выходной день всей семьей.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии:
23 ноября
24 ноября
Музыкальный руководитель и дирижер – Александр Жиленков.
Режиссер – Алексей Вэйро.
Художник – Дарья Синцова.
Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Хореограф – Сергей Сатаров.
Художник по свету – Айвар Салихов.
В ролях:
Николя, продавец игрушек: Антон Бочкарев (тенор);
Натали, экскурсовод в имении Берских: Кристина Бикмаева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Валерка, друг Натали: 23 ноября – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон); 24 ноября – Александр Попов (баритон);
Мари, невеста Николя: Анна Синицына (меццо-сопрано);
Франсуа, хозяин магазина игрушек: Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас);
Мадам Берсен, мать Николя – Екатерина Кичигина (сопрано).
Куклы – артисты хора:
Осьминожка: Варвара Наумова;
Заяц: Василий Фунтиков;
Балерина-светофор: Алена Шемякина;
Буденновец: 23 ноября – Георгий Селимов; 24 ноября – Всеволод Павлов;
Влюбленная: Мария Герасименко;
Влюбленный: Иван Петров (лауреат Международного конкурса);
Копилка: Елена Хорошенина;
Головоломка: Владимир Банковский;
Кукольный дом: Дарья Михайлова;
Наполеон: Александр Архиповский;
Музыкальная шкатулка: Анна Кириллова;
Робот-сладкоежка: 23 ноября – Иван Коблов; 24 ноября – Павел Саморуков;
Мышь: Наталья Кириллова;
Снеговик: Ярослав Зайцев;
Принцесса: Людмила Дроздова;
Розовый клоун: Владимир Федоткин (лауреат Международных конкурсов);
Юла: Екатерина Махорт;
Синий клоун: Сергей Каныгин;
Первая кукла: Алевтина Фомина;
Желтый клоун: Кирилл Троицкий;
Вторая кукла: Вера Аверьянова (лауреат Международного конкурса);
Первый солдат: Сергей Заяц (лауреат Международных конкурсов);
Третья кукла: Татьяна Малиновская;
Второй солдат: Анатолий Иванов;
Четвертая кукла: Татьяна Метлина;
Третий солдат: Данил Литвинов (лауреат Международного конкурса);
Заводная кукла: Ольга Захарьева;
Четвертый солдат: Андрей Стебеньков.
Соло в оркестре:
Арфа: Полина Баранова (лауреат Международных конкурсов);
Труба: Вадим Васильев;
Кларнет: Александр Карпов (лауреат Международного конкурса);
Флейта: Георгий Петров (лауреат Международных конкурсов);
Челеста: Наталья Казакова (лауреат Международных конкурсов).
В основе сюжета спектакля лежит волшебная сказка с философским подтекстом. Главный герой – юный мечтатель Николя, француз с русскими корнями. Он продает игрушки в магазине господина Франсуа. Двух персонажей связывают не только деловые отношения, но и личные: юноша влюблен в Мари, дочь своего работодателя, и собирается на ней жениться. Начальник, в свою очередь, имеет виды на мать подчиненного, мадам Берсен.
Николя – потомственный аристократ. Он романтик и мечтатель, порой наивный, что вызывает недоумение и возмущение у его близких. Чего стоит только убеждение героя, что продавать игрушки – преступление, а деньги совсем не важны. Не удивительно, что и мать, и Франсуа пытаются его переубедить, а Мари говорит, что нужно жить как все.
Поворот сюжета – и возможные сомнения героя исчезают. Почтальон доставляет ему приглашение и два авиабилета на родину предков, где юноша надеется найти выведенную его дедом секретную формулу уникального волшебного стекла. Мари не хочет и слышать о поездке в далекую холодную Россию, поэтому вместе с героем отправляется его мать, а следом за ней и Франсуа, в надежде отыскать клад старого аристократа. Не желая быть узнанным, директор магазина игрушек перевоплощается в профессора истории.
В России Николя знакомится с нежной мечтательной Натали. Девушка рассказывает много интересного о фамильном имении семьи Берских, о находящихся там предметах искусства и прочих сокровищах. Молодые люди влюбляются друг в друга. Валерка, друг детства Натали, ревнует подругу и вызывает Николя на дуэль. Развитие сюжета истории напоминает о сказках Андерсена, особенно о том, как осколки зеркала злого тролля, попадая в глаза и сердца людей изменяли их до неузнаваемости.
Найдется ли сокровище и сбудутся ли мечты героев? В этой сказке каждому персонажу предстоит пройти непростое испытание, чтобы найти свое место под солнцем и обрести право на счастье.
Режиссер Алексей Вэйро определяет жанр своей постановки как спектакль-притчу. В результате получилось яркое, захватывающее действо, где каждый зритель найдет что-то важное и интересное для себя: дети - красивую, добрую, музыкальную, динамичную волшебную сказку, взрослые – историю, полную важных поисков, неординарных решений и побед над собой в непростых испытаниях.
Сценография, костюмы (Дарья Синцова) и игра света превращают небольшой магазин игрушек в волшебную сказочную страну. Здесь живут самые любимые символы детства – куклы, плюшевые звери, клоуны, оловянные солдатики и многие другие друзья малышей. У каждого из них – собственный стиль, уникальный наряд. Танцы поданных игрушечного королевства – буйство красок, характеров, темпераментов. Одни платья напоминают балетные пачки, другие – пышные барочные костюмы, третьи вызывают ассоциации с итальянской комедией масок. Красочный грим меняет оттенки в зависимости от освещения.
Свет (Айвар Салихов) в сказочном спектакле – особый инструмент, позволяющий создать атмосферу волшебства. Когда сцену заволакивает красный туман, она представляет собой поле боя, где царят боль, хаос, разрушения. Зеленый цвет, напротив, приносит с собой надежду на скорое торжество добра. Наконец, именно игра света позволяет показать, насколько ярко сверкают бриллианты, затмевая для главного героя все вокруг.
Музыкальный материал оперы наполнен ожиданием чуда, в каждой ноте почти физически ощущается дух волшебного, сказочного праздника. Артисты хора и симфонический оркестр театра под управлением Александра Жиленкова создают атмосферу страны игрушек – уникального места, где жизнь начинается в полночь, когда люди засыпают. Замечательные куклы, роботы, зверушки, заводные и мягкие игрушки, игры, головоломки, музыкальная шкатулка и прочие обитатели фантастического королевства – уникальные, самобытные личности. Каждый персонаж отличается выразительными повадками, характером, интересными движениями, специфической пластикой и красивым голосом.
Игрушки окружают главных героев на протяжении всего спектакля, они живут в парижском магазине, путешествуют вместе с Николя и мадам Берсен в Россию. Все ключевые события, меняющие вектор развития сюжета, происходят при их непосредственном участии. Это и сторонние наблюдатели, и действующие лица, и судьи, и комментаторы происходящего, и даже голоса совести центральных персонажей.
Танцы игрушек – яркие, красочные страницы, придающие спектаклю вкус праздника. Чего здесь только нет – и шуточные сражения между музыкальной шкатулкой и куклой-копилкой, и марши бравого квартета солдат, и грациозные шаги квартета кукол, и неспешная вальяжность принцессы, и трогательная лирика дуэта влюбленных, и т.д.
Центральные персонажи – уникальные личности, представители двух непохожих друг на друга миров – российского (местами советского) и французского. На пути к счастью каждого представителя этого секстета ждет непростое испытание.
Очень интересны образы молодых героинь.
Кристина Бикмаева предстает в роли русской девушки Натали, светлой, искренней, увлеченной, эмоциональной, сильной. Натура творческая, девушка все время находится в поиске, стремится к знаниям. Вот одно из самых главных ее сокровищ. Ее голос наполнен солнечным теплом и кристальной чистотой. Страдания углубляют душу героини, делают образ насыщенным.
Анна Синицына воплощает француженку Мари – невесту Николя, дочь господина Франсуа, наследницу крупного состояния. У этой девушки яркая, страстная, темпераментная натура, но все свои эмоции, страдания и переживания она не выдает напоказ, вся буря происходит у нее в душе, мыслях и сердце. Внешне героиня остается спокойной, сияющей, независимой, как бы отстраненной. Теплый, пряный, медовый голос артистки рисует образ тонкой, нежной, ранимой, но очень выдержанной светской дамы.
В спектакле есть ярко выраженный лирический герой. Это Валерка, которого Натали представляет как «всего лишь друга детства». Персонаж полон силы, отваги, благородства и мальчишеского задора. У него светлая, чистая душа и большое, горячее сердце. Русского юношу не сражает наповал сказочное сияние бриллиантов, его интересуют совсем другие сокровища – знание, доброта, любовь.
В исполнении Ильи Кузьмина он предстает юным героев, пылким, порывистым, очень эмоциональным, готовым до последнего отстаивать все, что дорого. Мягкий, насыщенный, богатый, бархатный голос рисует образ верного, надежного защитника, на которого всегда можно положиться.
В интерпретации Александра Попова мы видим русского молодца, человека сильного, мудрого, целеустремленного, друга, который никогда не бросит в беде, придет на помощь при любых обстоятельствах. Красивый, элегантный голос соответствует этому рыцарю в пионерском галстуке.
Самое сложное, суровое испытание выпадает на долю главного героя – продавца игрушек Николя (Антон Бочкарев). Невеста не хочет ехать с ним на родину предков, и он отправляется туда в сопровождении матери. В России молодой человек знакомится с очаровательной Натали и влюбляется в нее. Мимолетное увлечение возникает, когда они рассматривают красоты роскошного фамильного дома семьи Бельских, а затем ищут спрятанную там, согласно легенде, формулу уникального стекла. Свое сокровище – ларец, полный бриллиантов – он вскоре находит и меняется до неузнаваемости: теряет свою одухотворенность, эстетические идеалы, не может больше любить, не интересуется ничем, кроме денег и всех благ, какие они сулят.
Очень интересен образ господина Франсуа в исполнении Дмитрия Орлова. Это успешный бизнесмен, хитрый и коварный делец, мыслями и чувствами которого давно владеет неутолимая жажда обогащения. Хитрый, коварный, но безумно обаятельный персонаж, влюбленный в мадам Берсен, отправляется за ней и ее сыном в Россию, чтобы самому завладеть кладом и не потерять большие деньги. Чтобы не быть узнанным, директор магазина игрушек переодевается в профессора истории. Парик, огромные очки, накладной нос, характерный для ученого костюм – и выдающегося предпринимателя не узнать. И даже глубокий, горячий, брутальный голос принимает участие в маскараде. Жажда наживы иссушает человека, делает его внутренний мир черствым и бесчувственным. Но душа его по-прежнему любит и ищет взаимности. Излишняя жадность и алчность приводят к тому, что накануне праздника Рождества персонаж оказывается в полном одиночестве, и даже куклы и игрушки не могут скрасить это гнетущее состояние.
Екатерина Кичигина в роли мадам Берсен предстает яркой, харизматичной, гордой красавицей-аристократкой, знающей себе цену и ни на минуту не забывающей о своем высоком происхождении. Моментами это приводит к курьезным ситуациям: например, не узнала же она своего французского кавалера, переодевшегося в русского ученого.
В ходе спектакля большие и маленькие зрители совершают путешествие не только в пространстве (из Франции в Россию), но и во времени. По ходу действия не всегда удается понять, когда же оно происходит – до Революции или после? Очень многие реплики игрушек наводят на мысли о советской идеологии. Дуэль пионера-героя и французского дворянина русского происхождения представляется чем-то фантастическим. А как же может быть иначе, если на несколько часов мы попадаем в сказку? Ведь в волшебном мире могут происходить самые разные чудеса, когда сюжетные линии переплетаются в заведомо невероятные комбинации.
Новая постановка Алексея Вэйро будет интересна представителям нескольких поколений театралов. Это отличный способ хорошо провести время в выходной день всей семьей.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии:
23 ноября
24 ноября