С 28 апреля по 2 мая 2019 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова прошел фестиваль «Сто лучших отечественных песен». В течение пяти вечеров звучали легендарные шлягеры и хиты, символы эпохи, любимые мелодии нескольких поколений советских и российских меломанов.
Фестиваль-праздник песни – это настоящий марафон. Каждый из пяти концертов дарил зрителям встречи с сочинениями, объединенными одной темой:
Вечер первый – «Москва златоглавая»;
Вечер второй – «Верные друзья»;
Вечер третий – «Есть только миг…»;
Вечер четвертый – «Светит незнакомая звезда…»;
Вечер пятый – «Я люблю тебя, Россия!».
Солисты:
Мария Буйносова (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Екатерина Миронычева (сопрано);
Анна Синицына (меццо-сопрано);
Александр Богданов (лауреат Международного конкурса, тенор);
Василий Гурылев (тенор);
Александр Захаров (Заслуженный артистов Республики Ингушетия, лауреат премии города Москвы, тенор);
Станислав Мостовой (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Сергей Писарев (лауреат Международного конкурса, тенор);
Дмитрий Сибирцев (лауреат премии города Москвы, лауреат премии «Национальное достояние», лауреат премии фонда Ирины Архиповой, тенор);
Александр Скварко (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, тенор);
Алексей Татаринцев (Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат премии «Золотая маска», тенор);
Георгий Фараджев (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, тенор);
Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон).
Музыканты:
Максим Бирюков (фортепиано);
Алексей Соколов (аккордеон);
Михаил Хохлов (бас-гитара);
Ростислав Бальчюнас (ударные).
Художественный руководитель фестиваля – Дмитрий Сибирцев.
Песня постоянно присутствует в жизни человека. Дети успокаиваются и засыпают под нежные, трогательные колыбельные. Поэтически прекрасная, благородная или, напротив, простая, но искренняя, одухотворенная лирика ассоциируется с любовью. Потери близких могут выражаться как в светлой грусти, так и в глубоких терзаниях, метаниях, душевных порывах и невыносимых мучениях.
Любовь сопровождает нас на протяжении долгого жизненного пути. Сильное, глубокое, благородное чувство люди испытывают к своим родным, близким, друзьям, к дому, работе, искусству, Родине и т.д. Все это – неиссякаемые источники вдохновения, открывающие композиторам и поэтам-песенникам безграничные просторы для плодотворного творчества. Их количество необъятно.
Мы хорошо знаем и любим песни А.Пахмутовой и Н.Добронравова, Е.Мартынова и А.Дементьева, Е.Крылатова и Ю.Энтина, А.Бабаджаняна, А.Зацепина, М.Таривердиева, Т.Хренникова, М.Фрадкина, Я.Френкеля, О.Фельцмана, В.Шаинского, А.Рыбникова, В.Соловьева-Седого, Б.Мокроусова и других выдающихся авторов. Эти мелодии и слова «врезаются» в память однажды и навсегда. Мы поем их душой и сердцем. Во многих семьях они давно стали застольными – без этих произведений не обходится ни одно семейное торжество. С удовольствием напевают их и в молодежных кругах.
Что такое отечественная песня? На мой взгляд, самым лучшим ответом на этот вопрос является заголовок четвертого концерта фестиваля, он же – первая строчка из песни «Надежда» (музыка А.Пахмутовой, стихи Н.Добронравова). «Светит незнакомая звезда…». Действительно, вокальные миниатюры российского и, особенно, советского периода подобны путеводной звезде: они указывают нам верный путь, не позволяют долго блуждать впотьмах, помогают быстро привести в порядок мысли, настроиться на нужный лад. Это тот самый источник света, который не погаснет даже в самые тяжелые моменты жизни. Сумели же наши предки каким-то непостижимым образом выстоять в годы Великой Отечественной войны!
Песня – не только поддержка. Когда человеку хорошо, все родные и близкие здоровы, есть крыша над головой, теплый и уютный дом, он напевает легкие, беззаботные, трогательные, веселые, любимые мелодии. Самое главное – хорошее настроение, обеспечивающее полет души.
Песня – не оперная ария. Это камерное произведение, где история должна быть прочувствована, осознана, прожита и рассказана за несколько минут. Миниатюра может быть динамичной, темпераментной, энергичной, протяжной, лиричной, веселой, трогательной, простой, грустной, трагической, глубокой и т.д. Одинаковую ценность при исполнении такого материала приобретают голос и образ, музыкальность и характер. Наши любимые песни наполнены глубокими смыслами, подтекстами и метафорами. Иносказание – лучший способ рассказать о злободневном, угнетающем, наболевшем. Советские поэты-песенники свободно владели этим приемом и активно применяли его.
Участники фестиваля «Сто лучших отечественных песен» - штатные и приглашенные солисты театра «Новая Опера» - не просто вокалисты-виртуозы с отборными голосами. Каждый из них свободно владеет искусством перевоплощения, может рассказать историю так просто, искренне, душевно и осмысленно, что зрители безоговорочно поверят, будут сопереживать и сочувствовать. Неудивительно, что на каждом из пяти концертов возникало ощущение радостной встречи с давними добрыми друзьями.
Музыкальный материал советских песен – предмет для отдельного разговора. Феномен этих мелодий заключается в возможности увидеть, почувствовать конкретную картину. Внимательно вслушиваясь в каждую композицию, начинаешь различать очертания образов – бескрайних русских просторов, глубоких, чистых рек и озер, цветущих лип, распустившихся берез, созревших вишен, поющих птиц, журчащих ручьев, шелестящих листьев, благоухающих ландышей, спящих малышей, встречающихся и расстающихся друзей и влюбленных и т.д. Камерный состав музыкантов сделал эти картины яркими, четкими, доступными восприятию зрителей разного возраста.
Когда-то авторы этих песен вложили в свои детища частичку себя. Теперь свои сердца и души в их сочинения вкладывают исполнители. Участники фестиваля рассказывают историю, просто, искренне, доверительно. Это похоже на приятную дружескую беседу. Здесь нет никакого гимнического торжества и неуместного пафоса. Между тем, мы слышим виртуозное исполнение в лучших традициях академического искусства. Нескучная классика в самом лучшем виде.
Особенно сильное впечатление такие исполнители традиционно производят при соприкосновении с патриотическим материалом. Песни о любви к Родине, к ее столице и другим городам пропитаны нежностью, болью, тоской, ностальгией, надеждой, восхищением и трепетом. Миниатюры вызывают легкую улыбку и скупую слезу, трепет и уважение, гордость и оптимизм.
Фестиваль «Сто лучших отечественных песен» показал избранные фрагменты яркой, насыщенной истории и музыкальной культуры нашей необъятной Родины. А номеров в концертах оказалось даже больше – номера на бис всякий раз становились приятными дополнениями. В конце каждого вечера, покидая зал, зрители разного возраста с нескрываемой радостью напевали свои любимые мелодии. Праздник песни удался на славу.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
Еще фотографии:
28 апреля
29 апреля
30 апреля
1 мая
2 мая
Фестиваль-праздник песни – это настоящий марафон. Каждый из пяти концертов дарил зрителям встречи с сочинениями, объединенными одной темой:
Вечер первый – «Москва златоглавая»;
Вечер второй – «Верные друзья»;
Вечер третий – «Есть только миг…»;
Вечер четвертый – «Светит незнакомая звезда…»;
Вечер пятый – «Я люблю тебя, Россия!».
Солисты:
Мария Буйносова (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Екатерина Миронычева (сопрано);
Анна Синицына (меццо-сопрано);
Александр Богданов (лауреат Международного конкурса, тенор);
Василий Гурылев (тенор);
Александр Захаров (Заслуженный артистов Республики Ингушетия, лауреат премии города Москвы, тенор);
Станислав Мостовой (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Сергей Писарев (лауреат Международного конкурса, тенор);
Дмитрий Сибирцев (лауреат премии города Москвы, лауреат премии «Национальное достояние», лауреат премии фонда Ирины Архиповой, тенор);
Александр Скварко (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, тенор);
Алексей Татаринцев (Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат премии «Золотая маска», тенор);
Георгий Фараджев (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, тенор);
Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон).
Музыканты:
Максим Бирюков (фортепиано);
Алексей Соколов (аккордеон);
Михаил Хохлов (бас-гитара);
Ростислав Бальчюнас (ударные).
Художественный руководитель фестиваля – Дмитрий Сибирцев.
Песня постоянно присутствует в жизни человека. Дети успокаиваются и засыпают под нежные, трогательные колыбельные. Поэтически прекрасная, благородная или, напротив, простая, но искренняя, одухотворенная лирика ассоциируется с любовью. Потери близких могут выражаться как в светлой грусти, так и в глубоких терзаниях, метаниях, душевных порывах и невыносимых мучениях.
Любовь сопровождает нас на протяжении долгого жизненного пути. Сильное, глубокое, благородное чувство люди испытывают к своим родным, близким, друзьям, к дому, работе, искусству, Родине и т.д. Все это – неиссякаемые источники вдохновения, открывающие композиторам и поэтам-песенникам безграничные просторы для плодотворного творчества. Их количество необъятно.
Мы хорошо знаем и любим песни А.Пахмутовой и Н.Добронравова, Е.Мартынова и А.Дементьева, Е.Крылатова и Ю.Энтина, А.Бабаджаняна, А.Зацепина, М.Таривердиева, Т.Хренникова, М.Фрадкина, Я.Френкеля, О.Фельцмана, В.Шаинского, А.Рыбникова, В.Соловьева-Седого, Б.Мокроусова и других выдающихся авторов. Эти мелодии и слова «врезаются» в память однажды и навсегда. Мы поем их душой и сердцем. Во многих семьях они давно стали застольными – без этих произведений не обходится ни одно семейное торжество. С удовольствием напевают их и в молодежных кругах.
Что такое отечественная песня? На мой взгляд, самым лучшим ответом на этот вопрос является заголовок четвертого концерта фестиваля, он же – первая строчка из песни «Надежда» (музыка А.Пахмутовой, стихи Н.Добронравова). «Светит незнакомая звезда…». Действительно, вокальные миниатюры российского и, особенно, советского периода подобны путеводной звезде: они указывают нам верный путь, не позволяют долго блуждать впотьмах, помогают быстро привести в порядок мысли, настроиться на нужный лад. Это тот самый источник света, который не погаснет даже в самые тяжелые моменты жизни. Сумели же наши предки каким-то непостижимым образом выстоять в годы Великой Отечественной войны!
Песня – не только поддержка. Когда человеку хорошо, все родные и близкие здоровы, есть крыша над головой, теплый и уютный дом, он напевает легкие, беззаботные, трогательные, веселые, любимые мелодии. Самое главное – хорошее настроение, обеспечивающее полет души.
Песня – не оперная ария. Это камерное произведение, где история должна быть прочувствована, осознана, прожита и рассказана за несколько минут. Миниатюра может быть динамичной, темпераментной, энергичной, протяжной, лиричной, веселой, трогательной, простой, грустной, трагической, глубокой и т.д. Одинаковую ценность при исполнении такого материала приобретают голос и образ, музыкальность и характер. Наши любимые песни наполнены глубокими смыслами, подтекстами и метафорами. Иносказание – лучший способ рассказать о злободневном, угнетающем, наболевшем. Советские поэты-песенники свободно владели этим приемом и активно применяли его.
Участники фестиваля «Сто лучших отечественных песен» - штатные и приглашенные солисты театра «Новая Опера» - не просто вокалисты-виртуозы с отборными голосами. Каждый из них свободно владеет искусством перевоплощения, может рассказать историю так просто, искренне, душевно и осмысленно, что зрители безоговорочно поверят, будут сопереживать и сочувствовать. Неудивительно, что на каждом из пяти концертов возникало ощущение радостной встречи с давними добрыми друзьями.
Музыкальный материал советских песен – предмет для отдельного разговора. Феномен этих мелодий заключается в возможности увидеть, почувствовать конкретную картину. Внимательно вслушиваясь в каждую композицию, начинаешь различать очертания образов – бескрайних русских просторов, глубоких, чистых рек и озер, цветущих лип, распустившихся берез, созревших вишен, поющих птиц, журчащих ручьев, шелестящих листьев, благоухающих ландышей, спящих малышей, встречающихся и расстающихся друзей и влюбленных и т.д. Камерный состав музыкантов сделал эти картины яркими, четкими, доступными восприятию зрителей разного возраста.
Когда-то авторы этих песен вложили в свои детища частичку себя. Теперь свои сердца и души в их сочинения вкладывают исполнители. Участники фестиваля рассказывают историю, просто, искренне, доверительно. Это похоже на приятную дружескую беседу. Здесь нет никакого гимнического торжества и неуместного пафоса. Между тем, мы слышим виртуозное исполнение в лучших традициях академического искусства. Нескучная классика в самом лучшем виде.
Особенно сильное впечатление такие исполнители традиционно производят при соприкосновении с патриотическим материалом. Песни о любви к Родине, к ее столице и другим городам пропитаны нежностью, болью, тоской, ностальгией, надеждой, восхищением и трепетом. Миниатюры вызывают легкую улыбку и скупую слезу, трепет и уважение, гордость и оптимизм.
Фестиваль «Сто лучших отечественных песен» показал избранные фрагменты яркой, насыщенной истории и музыкальной культуры нашей необъятной Родины. А номеров в концертах оказалось даже больше – номера на бис всякий раз становились приятными дополнениями. В конце каждого вечера, покидая зал, зрители разного возраста с нескрываемой радостью напевали свои любимые мелодии. Праздник песни удался на славу.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
Еще фотографии:
28 апреля
29 апреля
30 апреля
1 мая
2 мая