интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Ради "Доходного места" русские чиновники научились петь и танцевать в мюзикле Геннадия Гладкова

 
 
 

Ради "Доходного места" русские чиновники научились петь и танцевать в мюзикле Геннадия Гладкова

Автор: Ольга Пурчинская от 24-02-2019, 04:48, посмотрело: 1844

23 и 24 февраля 2019 года Московский театр оперетты[/b] представил премьеру мюзикла [b]«Доходное место». Композитор Геннадий Гладков и автор либретто Юлий Ким написали его специально для столичной сцены. Литературная основа – одноименная комедия А.Н.Островского.

Режиссер-постановщик, балетмейстер, автор сценической редакции – Валерий Архипов (Заслуженный деятель искусств России).
Музыкальный руководитель – Андрей Семенов (Заслуженный артист России).
Художник-постановщик – Борис Краснов.
Художник по костюмам – Виктория Севрюкова (Заслуженный художник России).
Хормейстер – Станислав Майский.
Художник по свету – Александр Сиваев.
Видео и анимация – RAKETAMEDIA.

Дирижер – Андрей Семенов.

Ради "Доходного места" русские чиновники научились петь и танцевать в мюзикле Геннадия ГладковаВ ролях:
Аристарх Владимирыч Вышневский, штатский генералИгорь Балалаев;
Анна Павловна Вышневская, его женаАнна Новикова;
Василий Николаевич Жадов, его племянникАлександр Фролов;
Аким Акимыч Юсов, служащий под начальством ВышневскогоВладислав Кирюхин;
Онисим Панфилыч Белогубов, молоденький чиновник, подчиненный ЮсоваНикита Грабовский;
ДосужевДмитрий Шумейко;
Фелисата Герасимовна Кукушкина, вдова коллежского асессораЕлена Ионова (Народная артистка России);
Юлинька, ее дочь – Вита Пестова;
Полина, ее дочьЕкатерина Кузнецова;
Стеша, горничнаяАнастасия Пугина;
Первый чиновникВалерий Гончаренко;
Голос ИмператораАлександр Маракулин;
Чиновники, приказчики в торговых рядах, студенты московского университета, гости и половые в трактиреартисты хора и балета.

А.Н.Островский – известный обличитель пороков современного общества. Наиболее сурово «расправлялся» классик отечественной драматургии с чиновниками всех рангов и сословий. Со страниц его сочинений в глаза читателям, представителям следующих поколений, смотрят многочисленные чиновники разных рангов, сословий, возрастов. Кое в ком из этих персонажей можно узнать своих знакомых, друзей, родственников, соседей, одноклассников, однокурсников, коллег, начальников и подчиненных.

Проблемы, которые автор поднимал в своих пьесах, очень беспокоили его. С тех пор прошло более полутора столетий, а все перипетии сюжетов произведений А.Н.Островского по-прежнему актуальны. Живой язык автора и тонкий, изящный юмор блещут так же, как 163 года назад (пьеса «Доходное место» вышла в свет в 1856 году). Что мы видим? Непомерная жадность госслужащих, острое социальное неравенство, разительный контраст между уровнями жизни представителей высшего и низшего сословий, корыстолюбие чиновников всех рангов, невозможность простого человека реализовать свои цели, планы и мечты.

Мюзикл «Доходное место» встречает зрителей поистине роскошным оформлением. Едва поднимается занавес, гости театра попадают в огромное помещение канцелярии. Несметное количество стеллажей с полками, забитыми папками с документами, отчетами, доносами, векселями и прочими важными и ценными бумагами, впрочем, может навести и на мысль о присутствии в библиотеке. На заднем плане сценического пространства располагается экран. Современные технологии творят чудеса: при помощи проекций за долю секунды место жительства бедного человека превращается в хоромы богача.

Отдельно стоит упомянуть об игре света. Сравните, например, безграничные просторы генеральских хором, сплошь залитых солнцем сквозь многочисленные огромные окна, превышающие нормальный человеческий рост, и скромное пространство жилища молодого героя, куда с трудом пробиваются яркие лучи сквозь крошечную форточку. Когда на чудо-экране появляется изображение вишни в цвету, зрители проникаются особенной атмосферой пробуждающейся весенней природы. Еще один сюрприз – гроза. Казалось бы, что интересного можно сделать с обыкновенными осадками? Капли дождя выглядят максимально натурально, естественно, звук их падения наводит на мысль о том, что неплохо бы положить в сумку зонт. А атмосфера театрального зала на несколько минут дарит запах свежести, какой бывает весной и летом сразу после грозы.

На сцене встречаются персонажи, представляющие несколько поколений. Здесь и «бывалые» чиновники, берущие от жизни все, что можно и даже больше, и совсем молодые люди, только начинающие свою карьеру в министерствах, канцелярии и прочих государственных учреждениях, уже четко наметившие свои цели и определившиеся с желаниями.

На сцене Московского театра оперетты гармонично сожительствуют артисты, принадлежащие к разным поколениям, от многоопытных мастеров, легенд «легкого» жанра, до совсем юных звездочек, талантов, делающих первые шаги. Высочайший профессионализм, виртуозное владение синтезом искусств декламации, пантомимы, вокала и хореографии, способностью пользоваться этими навыками одновременно сочетается с молодецкой удалью и смелостью. Неустанный творческий поиск, постоянные эксперименты приводят к интересным результатам, открытиям, появлению ярких красок в образах.

Многим героям оперетты свойственен природный аристократизм, стать, благородство и элегантность. Эти признаки проявляются не только визуально, но и драматически, и музыкально. В мюзикле «Доходное место» персонажам-чиновникам добавляется несколько внешних гротесковых признаков. Например, Юсову приделан огромный живот. Чем выше ранг госслужащего, тем больше на его мундире богатой золотой вышивки. На первых этапах профессиональной карьеры молодежь может лишь слегка украсить погоны. У элитарных чиновников, прежде всего, у генерала Вышневского, драгоценными нитями расшита вся поверхность костюма. Его красавица-жена Анна Павловна блистает в роскошных туалетах и ювелирных изделиях.

Визуальные различия между юными и взрослыми героями проявляются, прежде всего, в костюмах. Молодежь носит военную форму и платья с укороченными брюками и подолами. Персонажи, представляющие старшее поколение, одеты по всем правилам той моды, какая господствовала во времена их личностного становления.

Какие только пороки общества не высмеял А.Н.Островский в своем сочинении – и непомерная жадность чиновников, и любовь к лести, и склонность к подхалимажу, и стремление некоторых пожилых мужчин получить в жены юную красавицу и многое другое.

На групповом портрете госслужащих ярким пятном выделяется Василий Николаевич Жадов, племянник генерала Вышневского. Молодой человек – идеалист, мечтающий достичь карьерных высот без какой-либо протекции со стороны влиятельного родственника. Взятки брать амбициозная личность отказывается категорически. Что же в результате? За год жизни в браке с Полиной он, трудясь денно и нощно, заработал совсем немного.

Сестра его жены Юлинька связала свою судьбу с другим чиновником – Онисимом Панфилычем Белогубовым. Этот персонаж ради хорошей жизни готов пойти на многое. Он крайне, излишне любезен в общении со своим начальником Юсовым, старается предупредить малейшее желание шефа, моментами бывает откровенно подобострастен. Результат не заставляет себя долго ждать: молодой человек очень быстро получает новую должность на весьма доходном месте. Семья его, соответственно, живет припеваючи.

Штатский генерал Вышневский – человек, утопающий в роскоши, не отказывающий себе ни в чем. Брак свой он устраивает с молодой красавицей. Чтобы привлечь ее внимание, персонаж заваливает избранницу дорогими подарками – нарядами, украшениями, подкупает огромный просторный дом. Быт героини устроен, она не знает нужды, а вот сердце и душа не на месте.

Спектакль создан в жанре мюзикла. Диалоги здесь чередуются с вокальными и хореографическими номерами. Каждый эпизод теснейшим образом связан с последующим и предыдущим. Ни один фрагмент не может существовать без других, устранение хотя бы самой маленькой сцены повлечет за собой искажение главной сюжетной линии.

Музыкальный материал очень стильный, остроумный. Канва содержит и трогательные, нежные дуэты лирических героев – Полины и Жадова, - и веселые эпизоды жизни сестер Юлиньки и Полины в доме маменьки Фелисаты Герасимовны, и душераздирающие монологи Анны, этой многострадальной «птички в золотой клетке», и яркие, харизматичные сцены «толстяка» Юсова, и широкие, душевные, по-русски «размашистые» фразы Досужева, и чиновничьи перепалки внутри канцелярии, и многое другое.

Мюзикл – синтетический жанр музыкального театра. Героям, артистам хора и кордебалета приходится одновременно петь и танцевать, декламировать и концентрироваться на пантомиме. Некоторые персонажи спектакля «Доходное место» ради достижения своих целей готовы пойти на все. Что ж, в такой ситуации зрителей ожидает небывалое зрелище - чиновник, решающий важные карьерные задачи, претендующий на престижную вакансию, запоет и пустится в пляс. Такое возможно только в оперетте или мюзикле. Спешите видеть!

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр