интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Эфемерные крылья и разрушенная душа японской бабочки в спектакле "Мадам Баттерфляй"

 
 
 

Эфемерные крылья и разрушенная душа японской бабочки в спектакле "Мадам Баттерфляй"

Автор: Ольга Пурчинская от 1-02-2019, 05:31, посмотрело: 1504

Очередной вечер традиционного Крещенского фестиваля, проходящего в эти дни в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова под заголовком «Главный дирижер», подарил зрителям встречу с итальянским шедевром эпохи веризма. 30 января 2019 года был сыгран спектакль «Мадам Баттерфляй» (опера Дж.Пуччини на либретто Дж.Джакозы и Л.Иллики по мотивам пьесы Д.Беласко «Мадам Баттерфляй. Японская трагедия»).

Музыкальный руководитель – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая маска»).
Режиссер-постановщик – Денис Азаров.
Художник – Алексей Трегубов.
Художник по костюмам – Павел Каплевич (Заслуженный деятель искусств России).
Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Свет – Сергей Скорнецкий.
Премьера состоялась 21 октября 2018 года.

Эфемерные крылья и разрушенная душа японской бабочки в спектакле "Мадам Баттерфляй"Дирижер – Артем Макаров (Заслуженный артист Республики Башкортостан, лауреат премии «Золотая маска»).

В ролях:
Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан) – Ирина Окнина (сопрано);
Сузуки, ее служанкаАнастасия Бибичева (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано);
Бенджамин Франклин Пинкертон, лейтенант американского флотаАртем Голубев (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Шарплес, консул США в НагасакиАлексей Богданчиков (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Горо, маклер-сватАнтон Бочкарев (тенор);
Принц Ямадори, богатый японецАлександр Попов (тенор);
Бонза, дядя Чио-Чио-санОтар Кунчулиа (бас);
Чиновник-регистраторИгорь Попеляев;
Кэт Пинкертон, жена ПинкертонаАнна Синицына (меццо-сопрано);
КомиссарСергей Шеремет (Заслуженный артист Украины, баритон);
ЯкусидаСергей Каныгин;
Мать Чио-Чио-санТатьяна Метлина (меццо-сопрано);
ТеткаЛюбовь Петрова (лауреат Международного конкурса, сопрано);
КузинаЕкатерина Большунова (сопрано);
Долоре, сын Чио-Чио-санЭмиль Унанян;
Родственники и подруги Чио-Чио-сан, слугиартисты хора.

Соло в оркестре:
СкрипкаИван Субботкин (лауреат Международных конкурсов).

Музыкально-драматическая история взаимоотношений 15-летней японки-гейши и молодого офицера американского флота обрамлена в интересную режиссерскую концепцию Дениса Азарова. Постановка наполнена яркими визуальными и осязаемыми символами, а также глубокими внутренними подтекстами. Осознание всего увиденного, связь времен, четкое понимание всего происходящего производит сильное впечатление.

Основной идеей оперы мне представляется столкновение двух миров – восточного и западного. Все здесь совершенно разное - и люди, и нравы, и традиции, и социальный строй, и культура, и мировоззрение. Юная японка влюбляется в красавца-офицера, за которого, по местному обычаю, выходит замуж. Теперь она считает себя американкой, отвергает всю свою прошлую жизнь – родину, семью, друзей, ремесло. Героиня меняется физически, морально, юридически. Но можно ли полностью разрушить свой внутренний мир и построить на его месте новый? Реально ли очистить собственное подсознание и, по мановению волшебной палочки, запрограммировать себе счастливое будущее в непривычной обстановке? Конечно же, нет.

Светлая, поэтичная, одухотворенная, возвышенная красота весенней Японии с ее цветущими садами, поющими птицами, шелестящим ветерком и характерным шумом моря нашла отражение в богатом, насыщенном музыкальном материале. Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Артема Макарова рисует прекрасные, живописные портреты пробуждающейся экзотической природы. Первая брачная ночь Баттерфляй и Пинкертона проходит едва ли не в самый пик цветения сакуры. Спальню заливает лунный свет, по потолку гуляют тени, отбрасываемые вишневыми деревьями. Можно даже разглядеть, как колышутся листья.

Мелодическая палитра богата сильными эмоциями, бурными страстями и искренними чувствами. Стоит только внимательно прислушаться – и тут же появятся мотивы юной влюбленной, начинающей совершенно новую для себя жизнь. Она трепещет, восхищается красотой окружающего мира, располагает к себе естественностью и непосредственностью. «Взрослая» героиня – сочетание хрупкости и невероятной силы. Нежность души уживается в ее внутреннем мире с несгибаемым характером.

Чио-Чио-сан и через три года после разлуки ждет встречи со своим возлюбленным. Она узнает: любимый забыл ее. В душе героини в часы томительного ожидания разыгрывается настоящая буря. Музыка передает это состояние крайне живописно. Эффект многократно усиливает видеопроекция на дальней стене дома. Пока Баттерфляй ожидает приезда Пинкертона, перед нашими глазами проносятся кадры, в том числе, атомной бомбардировки Нагасаки, устроенной США в середине ХХ века. Вот оно – визуальное воплощение абстрактного разрушения Японии. Что может проиллюстрировать это обстоятельство более ярко и пронзительно?

Спектакль в рамках Крещенского фестиваля стал настоящим парадом дебютов – в этот вечер состоялось три первых выступления в главных партиях.

Ирина Окнина впервые исполнила заглавную роль. Мадам Баттерфляй в ее исполнении получилась очень легкой и нежной. Порхающая походка, изящные движения и характерный образ сделали ее очень похожей на красавицу-бабочку – символ ранней весны, пробуждающейся природы. Но юность и свежесть – эффектная оболочка, за которой скрывается сильный характер человека, способного противостоять невзгодам, достойно проходить суровые жизненные испытания. Глубина души Женщины, Жены и Матери живет в насыщенном голосе теплого, богатого, красочного, благородного оттенка.

Артем Голубев дебютировал в партии лейтенанта Пинкертона. Этот герой рожден на стыке сладкоголосого романтика-менестреля и сгорающего от страсти молодца, истинного патриота и любителя экзотики. Молоденькая невеста – красивая, необычная кукла, с которой очень хочется поиграть. Но это – лишь мимолетное увлечение.
Образ наполнен яркими красками, мальчишеской удалью, красотой и мелодичностью голоса, искренностью чувств и горячностью натуры. А какой звон, какой эмоциональный накал, какая невыносимая боль пронзает воздух от финального вскрика!

Алексей Богданчиков впервые исполнил партию консула Шарплеса. Герой в его исполнении получился хладнокровным, но экспрессивным, вдумчивым, но эмоциональным. Мягкий, теплый голос очень осторожно, максимально тактично доносит информацию до собеседника. Увы, не послушался его совета Пинкертон («Будьте осторожны! Она Вам доверяет»...). Теперь нужно позаботиться о маленьком сыне лейтенанта, родившемся с классической американской внешностью. Голубоглазый, златокудрый мальчик – экзотика в стране Восходящего Солнца.
Шарплес тяжело переживает сложившуюся ситуацию, решение дается ему непросто. Внешне он – воплощение полного безразличия и спокойствия, но в душе дипломата все кипит и дрожит. Политика – большая игра, правила которой персонажу прекрасно знакомы.

Анастасия Бибичева предстала в образе Сузуки – служанки, искренне, трогательно, по-матерински нежно опекающей госпожу Баттерфляй, поддерживающей ее в трудную минуту. Ее пряный, глубокий, насыщенный голос полон тепла и ласки, а движения олицетворяют мягкость и доброту.
Сузуки – японка, и в ее речи очень интересно вплетены строки экзотических молитв. Героиня постоянно обращается к божествам-телохранителям представителей одной из самых древних цивилизаций.

Маклер-сват Горо в исполнении Антона Бочкарева – яркий пример ловкого, хитрого, способного дельца, истинного профессионала своего дела. Этот персонаж и дом приобрести поможет, и вопрос с семейным положением быстро решит. Такой многофункциональный специалист и сейчас был бы очень кстати…
Его острый, пронзительный взгляд, бодрый, энергичный голос и природная гибкость позволяют ловко лавировать среди самых разных клиентов, быстро угождая каждому из них. Помимо эффективной, качественной работы, этот герой успевает войти в курс всех актуальных событий в жизни контролируемого населенного пункта и мгновенно создавать разные слухи, разумеется, с выгодой для себя и своего дела.

Японская родня – мать (Татьяна Метлина), дядя Бонза (Отар Кунчулиа), тетка (Любовь Петрова), кузина (Екатерина Большунова) – и многочисленные подруги (артистки хора) очень похожи на персонажей национального театра. Несколько иллюзорный, сказочный, кукольный вид имеют также местный богач принц Ямадори (Александр Попов) и его яркая, стильная, гламурная свита.

Бабочка жила довольно бедно, но порхала, легкая, нежная, прекрасная. Влюбившись, она опалила свои чудесные прозрачные крылышки, добровольно потеряла свою бесценную свободу, вырвала себя из привычной среды. В результате юная Баттерфляй так и не сумела войти в новый мир, стать его частью. Тонкая душа японки была уничтожена, раздавлена. Девушка так и не стала американкой, несмотря на горячее желание. Красивая, стильная трагедия в музыкальном обрамлении берет за душу и потом долго не отпускает.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр