20 и 22 января 2019 года в Зеркальном фойе московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова прошли два концерта итальянских песен: эпизод I и эпизод II. Уже второй сезон столичные меломаны имеют возможность поближе познакомиться с вокальными миниатюрами едва ли не самой оперной страны мира.
Итальянские песни: эпизод I
Первое отделение
А.Страделла. Se I miei sospiri – «Если мои вздохи»;
Дж.Кариссими. Vittoria, Vittoria! – «Победа, победа!» (на стихи Д.Бениньи).
Солист – Артем Крутько (лауреат Международного конкурса, контратенор). Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
Дж.Каччини. Amarilli, mia bella – «Амариллис, моя красавица» (на стихи А.Гуарини).
Солистка – Мария Буйносова (лауреат Международного конкурса, сопрано). Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
А.Скарлатти. Gia il sole dal Gange – «Уже солнце сияет над Гангом» (на стихи А.Скарлатти);
Le violette – «Фиалка» (на стихи А.Скарлатти).
Солист – Ярослав Абаимов (лауреат Международного конкурса, тенор). Партия фортепиано – Анна Ситникова.
Дж.Каччини. Ave Maria – «Радуйся, Мария».
Солистка – Мария Буйносова. Партия фортепиано – Анна Ситникова.
Ф.П.Тости. A vucchella – «Уста» (на стихи Г.Д’Аннунцио).
Солист – Ярослав Абаимов. Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
Ф.П.Тости. Non t’amo piu – «Не люблю тебя больше» (на стихи К.Эррико);
Ч.А.Биксио. La strada del bosco – «Тропинка в лесу».
Солист – Алексей Богданчиков (лауреат Международных конкурсов, баритон). Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
Сицилийская народная песня Abballati! – «Танцуйте!»;
В.Д’Аннибале. ‘O paese d’’o sole – «Солнечный край» (на стихи Л.Бовио).
Солист – Георгий Фараджев (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, тенор). Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
Дж.Россини. La regatta veneziana – «Гребные гонки в Венеции» (на стихи Ф.М.Пьяве).
Солисты – Мария Буйносова, Артем Крутько. Партия фортепиано – Анна Ситникова.
Второе отделение
А.Вивальди. Piango, gemo – «Плачу, стеная».
Солист – Артем Крутько. Партия фортепиано – Анна Ситникова.
В.Беллини. Ma rendi pur content – «Но сделай меня счастливым» (на стихи П.Метастазио) из цикла «Пятнадцать камерных сочинений» (1829).
Солист – Алексей Богданчиков. Партия фортепиано – Анна Ситникова.
В.Беллини. Il fervido desiderio – «Жгучее желание» из цикла «Пятнадцать камерных сочинений»;
L’allegro marinaro – «Веселый моряк» из цикла «Пятнадцать камерных сочинений».
Солистка – Гаяне Бабаджанян (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано). Партия фортепиано – Анна Ситникова.
Дж.Россини. La promessa – «Обещание» (на стихи П.Метастазио) из цикла «Двенадцать песен» (1830 – 1835).
Солист – Георгий Фараджев. Партия фортепиано – Анна Ситникова.
Дж.Россини. L’esule – «В изгнании» (на стихи П.Метастазио) из цикла «Грехи старости», 3-й альбом (1855 – 1868);
Aragonese – «Арагонский» (на стихи П.Метастазио) из цикла «Грехи старости», 11-й альбом (1857 – 1860).
Солистка – Мария Буйносова. Партия фортепиано – Анна Ситникова.
Дж.Т.Альбинони. Adagio (Non so dove trovati) – Ажадио («Не знаю, где найти тебя»).
Солист – Артем Крутько. Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
П.Масканьи. Serenata – Серенада (на стихи Л.Стеккетти);
О.Респиги. Nebbie – «Туманы» (на стихи А.Негри).
Солист – Георгий Фараджев. Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцнев.
Р.Мусумарра. Мелодия из музыки к фильму «Болезнь любви» (1987).
Солист – Артем Крутько. Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
Неаполитанская песня Santa Lucia – «Санта Лючия».
Солист – Алексей Богданчиков. Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
Э.ди Капуа. O sole mio – «О мое солнце» (на стихи Дж.Капурро).
Солисты – Ярослав Абаимов, Георгий Фараджев. Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
Итальянские песни: эпизод II
Первое отделение
В.Беллини. Vanne, o rosa fortunate – «Иди же, о счастливая роза» (на стихи неизвестного автора) из цикла «Пятнадцать камерных сочинений»;
Per pieta, bell’idol mio – «Молю, мой прекрасный кумир» (на стихи П.Метастазио) их цикла «Пятнадцать камерных сочинений».
Солистка – Екатерина Петрова (лауреат Международных конкурсов, сопрано). Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
В.Беллини. Vaga luna, che inargenti – «Тусклая луна» из цикла «Пятнадцать камерных сочинений».
Солист – Сергей Мурзаев (Заслуженный артист России, баритон). Партия фортепиано – Анна Ситникова.
В.Беллини. La farfalletta – «Бабочка» из цикла «Пятнадцать камерных сочинений».
Солистка – Анна Синицына (меццо-сопрано). Партия фортепиано – Анна Ситникова.
Г.Доницетти. Il giuramento – «Клятва».
Солисты – Георгий Васильев (тенор), Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон). Партия фортепиано – Анна Ситникова.
Дж.Верди. Il poveretto – «Нищий» (на стихи неизвестного автора, 1847).
Солист – Илья Кузьмин. Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
Дж.Верди. La spazzacamino – «Трубочист» (на стихи С.М.Маджони) из сборника «Шесть романсов» (1845).
Солистка – Екатерина Петрова. Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
Дж.Верди. L’esule – «Изгнанник» (на стихи Т.Солеры, 1839).
Солист – Сергей Мурзаев. Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
Дж.Россини. L-invinto – «Приглашение» (на стихи К.Пеполи);
Canzonetta spagnuola – «Испанская канцона» (на стихи неизвестного автора, 1821).
Солистка – Гаяне Бабаджанян. Партия фортепиано – Анна Ситникова.
Ф.П.Тости. La mia canzona! – «Моя песня!» (на стихи Ф.Чиммино, 1901).
Солист – Илья Кузьмин. Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
Ф.П.Тости. Ideale – «Идеал» (на стихи К.Эррико, 1882).
Солист – Сергей Мурзаев. Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
Н.Рота. Parla Piu Piano – «Поговори со мной» (на стихи Л.Кьюсика в переводе Дж.Бонкомпаньи).
Солист – Дмитрий Бобров (тенор). Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
Второе отделение
О.Респиги. Notte – «Ночь» (на стихи А.Негри, 1912) из цикла «Шесть лирических песен», часть 2.
Солистка – Анна Синицына. Партия фортепиано – Анна Ситникова.
О.Респиги. Il giardino – «Сад» (на стихи Ф.Рокии, 1912) из цикла «Шесть лирических песен», часть 2.
Солистка – Екатерина Петрова. Партия фортепиано – Анна Ситникова.
О.Респиги. Su una violetta morta – «О мертвой фиалке» (на стихи П.Б.Шелли, 1912) из цикла «Шесть лирических песен», часть 2;
Pioggia – «Дождь» (на стихи В.Аганур, 1909) из цикла «Шесть лирических песен», часть 1.
Солистка – Анна Синицына. Партия фортепиано – Анна Ситникова.
О.Респиги. Egle – «Эгла» (на стихи А.Рубино, 1917) из цикла «Лесные божества».
Солистка – Екатерина Петрова. Партия фортепиано – Анна Ситникова.
О.Респиги. Crepuscolo – «Сумерки» (на стихи А.Рубино, 1917) из цикла «Лесные божества».
Солист – Георгий Васильев. Партия фортепиано – Анна Ситникова.
Э.Нутиле. Mamma mia che vo’sape? – «Мама, что она хочет знать?» (на стихи Ф.Руссо, 1909).
Солист – Дмитрий Бобров. Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
Э.де Куртис. Ti voglio tanto bene – «Я так люблю тебя!» (на стихи Д.Фурно, 1937);
С.Кардило. Catari – «Жестокое сердце» (на стихи Р.Кордифферо, 1911).
Солист – Георгий Васильев. Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
Л.Денца. Vieni! – «Приди!» (на стихи Э.Кармело);
Р.Фальво. Dicitencello vuje – «Скажите, девушки…» (на стихи Э.Фуско, 1930).
Солист – Сергей Мурзаев. Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
Р.Мусумарра, Л.Барбаросса. Notte – «Ночь».
Солист – Дмитрий Бобров. Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
Л.Денца. Funiculi, Funicula – «На качелях» (на стихи П.Турко).
Солисты – Георгий Васильев, Дмитрий Бобров. Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
Ведущий обоих концертов Михаил Сегельман рассказал много интересного из истории итальянской песенной традиции, неустанно развивающейся на протяжении более четырех столетий, подробно остановился на особенностях перевода на русский язык, порой мешающих назвать произведение дословно, четко соответствуя первоисточнику. Нельзя забывать и обо всем разнообразии вокальных форм эпохи барокко, и об особой эстетике бельканто, и об уникальных неаполитанских песнях, и о киномузыке.
В.Беллини, Дж.Россини, Дж.Верди, П.Масканьи и др.композиторы известны, прежде всего, своими операми. Но в их творчестве существует и немало камерных произведений, в том числе вокальных. Некоторые песни по своей музыкальности, глубине и силе чувств напоминают знаменитые арии, каватины, ариозо, баллады и т.д.
Слушая песни авторов эпох барокко, бельканто, романтизма и веризма, меломан постоянно ловит себя на том, что вокальная миниатюра напоминает маленький оперный моноспектакль. Каждая песня заключает в себе интересную историю или важное событие. Да что там – порой она содержит целую жизнь, крайне насыщенную, прочувствованную, осознанную.
Дуэты голоса и рояля создают глубокие, яркие, трепетные, искренние образы в музыкальной эстетике эпох. Здесь улавливаются мотивы страданий и одиночества, чувств и эмоций, страстей и экспрессии. Как по-разному, уникально, неповторимо, самобытно раскрывают все богатство своих героев солисты «Новой Оперы»! В зависимости от тембра и темперамента, мы получаем комических или драматических, мажорных или минорных, меланхоличных или агрессивных, благородных или коварных персонажей. Так бывает и в оперном репертуаре, и в камерном, и в ариях, и в песнях.
Неаполитанские песни – отдельный пласт итальянской музыкальной культуры, живущий и неустанно развивающийся на грани академического и популярного искусства. Многочисленные камерные сочинения создают уникальную атмосферу летнего отдыха с его жарким солнцем, теплым морем, ласковым ветерком, вкусной легкой едой, душевной гармонией и отличным настроением.
Неаполитанские песни – жемчужины концертного репертуара многих оперных артистов. Публика всегда ждет их с нетерпением. Чаще всего мировые хиты итальянского происхождения звучат в исполнении теноров. Это не удивительно: теплые, солнечные, журчащие, звонкие голоса едва ли не сильнее всего ассоциируются с Италией.
Мне больше всего нравятся концерты, где неаполитанскую вокальную классику – все любимые хиты – поют обладатели самых разных голосов. Сопрано добавляют трогательную хрупкость и нежность, меццо-сопрано – горячий, страстный темперамент с легкими «медово-пряными» нотками, а баритоны – мягкий, благородный, стильный звук. Щедрая порция эстетического удовольствия на каждом шагу!
Киномузыка в исполнении оперных вокалистов обретает совершенно новые формы и очертания. Глубина чувств и выразительность подачи эффектно сочетается с непревзойденными славными традициями классической академической традиции. С одной стороны, мы слушаем знакомые, любимые мелодии, а с другой постоянно улавливаем нечто новое, неожиданное, интересное.
Доводилось ли вам когда-нибудь задумываться, о чем именно поется в ваших любимых миниатюрах? Часто случается так, что серьезным препятствием становится языковой барьер. В течение двух вечеров солисты «Новой Оперы» представляли зрителям целую панораму маленьких спектаклей, где было понятно все – и настроение, и образ, и характер, и содержание.
Камерный концерт – парад дуэтов голоса и музыкального инструмента. В данном случае это был рояль. Партию «короля инструментов» поочередно исполняли Анна Ситникова и Дмитрий Сибирцев. Под их чуткими пальцами фортепиано, точно по волшебству, создавало эффект присутствия в сказочном лесу, на парусной регате, в мире большого кино, на бескрайних просторах природы и т.д. Мелодии таят в себе мотивы любви и страсти, авантюр и приключений, действий и размышлений, созерцания и философии.
Наверное, каждого человека в нашей стране с итальянской песенной традицией связывает очень многое. Все мы любим эту музыку, прочно ассоциирующуюся с неизменно коротким и всегда долгожданным летом. Вокальные миниатюры таят в себе разные истории – светлые и темные, радостные и печальные, но все они буквально пропитаны оптимизмом. Мелодии, даже заведомо печальные, грустные, вызывают улыбку и очередное стремление к жаркому солнцу, теплому морю, горячему песку, спокойному, безмятежному и счастливому времяпрепровождению.
Итальянские песни – это не только Неаполь с его богатейшими культурными традициями. Два концерта познакомили меломанов с яркими страницами камерных шедевров одной из самых оперных стран мира, созданных за последние четыре сотни лет.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Еще фотографии:
Итальянские песни: эпизод I
Итальянские песни: эпизод II
Итальянские песни: эпизод I
Первое отделение
А.Страделла. Se I miei sospiri – «Если мои вздохи»;
Дж.Кариссими. Vittoria, Vittoria! – «Победа, победа!» (на стихи Д.Бениньи).
Солист – Артем Крутько (лауреат Международного конкурса, контратенор). Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
Дж.Каччини. Amarilli, mia bella – «Амариллис, моя красавица» (на стихи А.Гуарини).
Солистка – Мария Буйносова (лауреат Международного конкурса, сопрано). Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
А.Скарлатти. Gia il sole dal Gange – «Уже солнце сияет над Гангом» (на стихи А.Скарлатти);
Le violette – «Фиалка» (на стихи А.Скарлатти).
Солист – Ярослав Абаимов (лауреат Международного конкурса, тенор). Партия фортепиано – Анна Ситникова.
Дж.Каччини. Ave Maria – «Радуйся, Мария».
Солистка – Мария Буйносова. Партия фортепиано – Анна Ситникова.
Ф.П.Тости. A vucchella – «Уста» (на стихи Г.Д’Аннунцио).
Солист – Ярослав Абаимов. Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
Ф.П.Тости. Non t’amo piu – «Не люблю тебя больше» (на стихи К.Эррико);
Ч.А.Биксио. La strada del bosco – «Тропинка в лесу».
Солист – Алексей Богданчиков (лауреат Международных конкурсов, баритон). Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
Сицилийская народная песня Abballati! – «Танцуйте!»;
В.Д’Аннибале. ‘O paese d’’o sole – «Солнечный край» (на стихи Л.Бовио).
Солист – Георгий Фараджев (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, тенор). Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
Дж.Россини. La regatta veneziana – «Гребные гонки в Венеции» (на стихи Ф.М.Пьяве).
Солисты – Мария Буйносова, Артем Крутько. Партия фортепиано – Анна Ситникова.
Второе отделение
А.Вивальди. Piango, gemo – «Плачу, стеная».
Солист – Артем Крутько. Партия фортепиано – Анна Ситникова.
В.Беллини. Ma rendi pur content – «Но сделай меня счастливым» (на стихи П.Метастазио) из цикла «Пятнадцать камерных сочинений» (1829).
Солист – Алексей Богданчиков. Партия фортепиано – Анна Ситникова.
В.Беллини. Il fervido desiderio – «Жгучее желание» из цикла «Пятнадцать камерных сочинений»;
L’allegro marinaro – «Веселый моряк» из цикла «Пятнадцать камерных сочинений».
Солистка – Гаяне Бабаджанян (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано). Партия фортепиано – Анна Ситникова.
Дж.Россини. La promessa – «Обещание» (на стихи П.Метастазио) из цикла «Двенадцать песен» (1830 – 1835).
Солист – Георгий Фараджев. Партия фортепиано – Анна Ситникова.
Дж.Россини. L’esule – «В изгнании» (на стихи П.Метастазио) из цикла «Грехи старости», 3-й альбом (1855 – 1868);
Aragonese – «Арагонский» (на стихи П.Метастазио) из цикла «Грехи старости», 11-й альбом (1857 – 1860).
Солистка – Мария Буйносова. Партия фортепиано – Анна Ситникова.
Дж.Т.Альбинони. Adagio (Non so dove trovati) – Ажадио («Не знаю, где найти тебя»).
Солист – Артем Крутько. Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
П.Масканьи. Serenata – Серенада (на стихи Л.Стеккетти);
О.Респиги. Nebbie – «Туманы» (на стихи А.Негри).
Солист – Георгий Фараджев. Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцнев.
Р.Мусумарра. Мелодия из музыки к фильму «Болезнь любви» (1987).
Солист – Артем Крутько. Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
Неаполитанская песня Santa Lucia – «Санта Лючия».
Солист – Алексей Богданчиков. Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
Э.ди Капуа. O sole mio – «О мое солнце» (на стихи Дж.Капурро).
Солисты – Ярослав Абаимов, Георгий Фараджев. Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
Итальянские песни: эпизод II
Первое отделение
В.Беллини. Vanne, o rosa fortunate – «Иди же, о счастливая роза» (на стихи неизвестного автора) из цикла «Пятнадцать камерных сочинений»;
Per pieta, bell’idol mio – «Молю, мой прекрасный кумир» (на стихи П.Метастазио) их цикла «Пятнадцать камерных сочинений».
Солистка – Екатерина Петрова (лауреат Международных конкурсов, сопрано). Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
В.Беллини. Vaga luna, che inargenti – «Тусклая луна» из цикла «Пятнадцать камерных сочинений».
Солист – Сергей Мурзаев (Заслуженный артист России, баритон). Партия фортепиано – Анна Ситникова.
В.Беллини. La farfalletta – «Бабочка» из цикла «Пятнадцать камерных сочинений».
Солистка – Анна Синицына (меццо-сопрано). Партия фортепиано – Анна Ситникова.
Г.Доницетти. Il giuramento – «Клятва».
Солисты – Георгий Васильев (тенор), Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон). Партия фортепиано – Анна Ситникова.
Дж.Верди. Il poveretto – «Нищий» (на стихи неизвестного автора, 1847).
Солист – Илья Кузьмин. Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
Дж.Верди. La spazzacamino – «Трубочист» (на стихи С.М.Маджони) из сборника «Шесть романсов» (1845).
Солистка – Екатерина Петрова. Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
Дж.Верди. L’esule – «Изгнанник» (на стихи Т.Солеры, 1839).
Солист – Сергей Мурзаев. Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
Дж.Россини. L-invinto – «Приглашение» (на стихи К.Пеполи);
Canzonetta spagnuola – «Испанская канцона» (на стихи неизвестного автора, 1821).
Солистка – Гаяне Бабаджанян. Партия фортепиано – Анна Ситникова.
Ф.П.Тости. La mia canzona! – «Моя песня!» (на стихи Ф.Чиммино, 1901).
Солист – Илья Кузьмин. Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
Ф.П.Тости. Ideale – «Идеал» (на стихи К.Эррико, 1882).
Солист – Сергей Мурзаев. Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
Н.Рота. Parla Piu Piano – «Поговори со мной» (на стихи Л.Кьюсика в переводе Дж.Бонкомпаньи).
Солист – Дмитрий Бобров (тенор). Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
Второе отделение
О.Респиги. Notte – «Ночь» (на стихи А.Негри, 1912) из цикла «Шесть лирических песен», часть 2.
Солистка – Анна Синицына. Партия фортепиано – Анна Ситникова.
О.Респиги. Il giardino – «Сад» (на стихи Ф.Рокии, 1912) из цикла «Шесть лирических песен», часть 2.
Солистка – Екатерина Петрова. Партия фортепиано – Анна Ситникова.
О.Респиги. Su una violetta morta – «О мертвой фиалке» (на стихи П.Б.Шелли, 1912) из цикла «Шесть лирических песен», часть 2;
Pioggia – «Дождь» (на стихи В.Аганур, 1909) из цикла «Шесть лирических песен», часть 1.
Солистка – Анна Синицына. Партия фортепиано – Анна Ситникова.
О.Респиги. Egle – «Эгла» (на стихи А.Рубино, 1917) из цикла «Лесные божества».
Солистка – Екатерина Петрова. Партия фортепиано – Анна Ситникова.
О.Респиги. Crepuscolo – «Сумерки» (на стихи А.Рубино, 1917) из цикла «Лесные божества».
Солист – Георгий Васильев. Партия фортепиано – Анна Ситникова.
Э.Нутиле. Mamma mia che vo’sape? – «Мама, что она хочет знать?» (на стихи Ф.Руссо, 1909).
Солист – Дмитрий Бобров. Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
Э.де Куртис. Ti voglio tanto bene – «Я так люблю тебя!» (на стихи Д.Фурно, 1937);
С.Кардило. Catari – «Жестокое сердце» (на стихи Р.Кордифферо, 1911).
Солист – Георгий Васильев. Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
Л.Денца. Vieni! – «Приди!» (на стихи Э.Кармело);
Р.Фальво. Dicitencello vuje – «Скажите, девушки…» (на стихи Э.Фуско, 1930).
Солист – Сергей Мурзаев. Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
Р.Мусумарра, Л.Барбаросса. Notte – «Ночь».
Солист – Дмитрий Бобров. Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
Л.Денца. Funiculi, Funicula – «На качелях» (на стихи П.Турко).
Солисты – Георгий Васильев, Дмитрий Бобров. Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев.
Ведущий обоих концертов Михаил Сегельман рассказал много интересного из истории итальянской песенной традиции, неустанно развивающейся на протяжении более четырех столетий, подробно остановился на особенностях перевода на русский язык, порой мешающих назвать произведение дословно, четко соответствуя первоисточнику. Нельзя забывать и обо всем разнообразии вокальных форм эпохи барокко, и об особой эстетике бельканто, и об уникальных неаполитанских песнях, и о киномузыке.
В.Беллини, Дж.Россини, Дж.Верди, П.Масканьи и др.композиторы известны, прежде всего, своими операми. Но в их творчестве существует и немало камерных произведений, в том числе вокальных. Некоторые песни по своей музыкальности, глубине и силе чувств напоминают знаменитые арии, каватины, ариозо, баллады и т.д.
Слушая песни авторов эпох барокко, бельканто, романтизма и веризма, меломан постоянно ловит себя на том, что вокальная миниатюра напоминает маленький оперный моноспектакль. Каждая песня заключает в себе интересную историю или важное событие. Да что там – порой она содержит целую жизнь, крайне насыщенную, прочувствованную, осознанную.
Дуэты голоса и рояля создают глубокие, яркие, трепетные, искренние образы в музыкальной эстетике эпох. Здесь улавливаются мотивы страданий и одиночества, чувств и эмоций, страстей и экспрессии. Как по-разному, уникально, неповторимо, самобытно раскрывают все богатство своих героев солисты «Новой Оперы»! В зависимости от тембра и темперамента, мы получаем комических или драматических, мажорных или минорных, меланхоличных или агрессивных, благородных или коварных персонажей. Так бывает и в оперном репертуаре, и в камерном, и в ариях, и в песнях.
Неаполитанские песни – отдельный пласт итальянской музыкальной культуры, живущий и неустанно развивающийся на грани академического и популярного искусства. Многочисленные камерные сочинения создают уникальную атмосферу летнего отдыха с его жарким солнцем, теплым морем, ласковым ветерком, вкусной легкой едой, душевной гармонией и отличным настроением.
Неаполитанские песни – жемчужины концертного репертуара многих оперных артистов. Публика всегда ждет их с нетерпением. Чаще всего мировые хиты итальянского происхождения звучат в исполнении теноров. Это не удивительно: теплые, солнечные, журчащие, звонкие голоса едва ли не сильнее всего ассоциируются с Италией.
Мне больше всего нравятся концерты, где неаполитанскую вокальную классику – все любимые хиты – поют обладатели самых разных голосов. Сопрано добавляют трогательную хрупкость и нежность, меццо-сопрано – горячий, страстный темперамент с легкими «медово-пряными» нотками, а баритоны – мягкий, благородный, стильный звук. Щедрая порция эстетического удовольствия на каждом шагу!
Киномузыка в исполнении оперных вокалистов обретает совершенно новые формы и очертания. Глубина чувств и выразительность подачи эффектно сочетается с непревзойденными славными традициями классической академической традиции. С одной стороны, мы слушаем знакомые, любимые мелодии, а с другой постоянно улавливаем нечто новое, неожиданное, интересное.
Доводилось ли вам когда-нибудь задумываться, о чем именно поется в ваших любимых миниатюрах? Часто случается так, что серьезным препятствием становится языковой барьер. В течение двух вечеров солисты «Новой Оперы» представляли зрителям целую панораму маленьких спектаклей, где было понятно все – и настроение, и образ, и характер, и содержание.
Камерный концерт – парад дуэтов голоса и музыкального инструмента. В данном случае это был рояль. Партию «короля инструментов» поочередно исполняли Анна Ситникова и Дмитрий Сибирцев. Под их чуткими пальцами фортепиано, точно по волшебству, создавало эффект присутствия в сказочном лесу, на парусной регате, в мире большого кино, на бескрайних просторах природы и т.д. Мелодии таят в себе мотивы любви и страсти, авантюр и приключений, действий и размышлений, созерцания и философии.
Наверное, каждого человека в нашей стране с итальянской песенной традицией связывает очень многое. Все мы любим эту музыку, прочно ассоциирующуюся с неизменно коротким и всегда долгожданным летом. Вокальные миниатюры таят в себе разные истории – светлые и темные, радостные и печальные, но все они буквально пропитаны оптимизмом. Мелодии, даже заведомо печальные, грустные, вызывают улыбку и очередное стремление к жаркому солнцу, теплому морю, горячему песку, спокойному, безмятежному и счастливому времяпрепровождению.
Итальянские песни – это не только Неаполь с его богатейшими культурными традициями. Два концерта познакомили меломанов с яркими страницами камерных шедевров одной из самых оперных стран мира, созданных за последние четыре сотни лет.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Еще фотографии:
Итальянские песни: эпизод I
Итальянские песни: эпизод II