7 июня 2018 года на сцене Белоколонного зала княгини Шаховской московского музыкального театра «Геликон-Опера» под руководством Дмитрия Бертмана прошла премьера одноактного шедевра С.В.Рахманинова «Алеко» (либретто В.И.Немировича-Данченко, литературная основа – поэма А.С.Пушкина «Цыганы»). Постановка приурочена к 145-летию со дня рождения композитора. Накануне спектакль показали журналистам.
Художественный руководитель – Дмитрий Бертман (Народный артист России).
Режиссер-постановщик – Ростислав Протасов (Заслуженный работник культуры России).
Художник-постановщик, художник по костюмам – Валерий Кунгуров.
Художник по свету – Дамир Исмагилов (Заслуженный деятель искусств России).
Хореография – Илона Зинурова.
Хормейстер – Евгений Ильин.
В ролях:
Алеко – Петр Морозов (баритон);
Земфира – Ольга Толкмит (сопрано);
Молодой цыган – Иван Волков (тенор);
Старик, отец Земфиры – Михаил Гужов (Заслуженный артист России, бас);
Старая цыганка – Лариса Костюк (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
Цыгане – артисты хора.
Цыгане – древний народ. Согласно одной из существующих теорий, этот этнос возник многие тысячелетия назад на территории Индии. Они вели преимущественно кочевой образ жизни, путешествуя по земному шару и значительно расширяя географию своего обитания. В колясках, кибитках, упряжках, по суше, воздуху и воде перемещались они с Востока на Запад, с полуострова Индостан – в страны Старого и Нового Света. Герои поэмы А.С.Пушкина и оперы С.В.Рахманинова (а также многих других произведений искусства) – тоже путешественники, но находятся на временной стоянке.
Первое, что предстает вниманию зрителей, входящих в Белоколонный зал княгини Шаховской, - большое участок посредине внизу, украшенный яркими, пестрыми коврами. На некоторых местах уютно расположились цыгане, остановившиеся во время своего очередного кочевья на ночлег. Их наряды красивы, просторны и четко ассоциируются с вольным ветром – символом свободы.
«Алеко» - интимная опера, здесь все основано на взаимоотношениях людей, на вихре чувств, урагане страстей, стихии ревности, гнева и порока. Музыкальный материал дипломной работы С.В.Рахманинова (которая была написана в рекордные сроки – всего за 17 дней) полон искренней любви, испепеляющего гнева и разнообразных эмоций, от которых бросает то в жар, то в холод, и не только героев спектакля! Каждый персонаж прописан четко, с точностью до мельчайших деталей. Ярко, живописно предстают перед глазами зашифрованные в мелодиях картины цыганского быта.
Опера полна музыкальных симфонических фрагментов. Оркестр театра «Геликон» под управлением Валерия Кирьянова рисует образы одиночества, дороги, любви, страсти, ревности, предательства, отчаяния, тоски и покоя. В эти моменты на сцене происходит действие, которое не останавливается ни на минуту. Хореографические и пластические этюды в исполнении артистов хора – эффектные миниатюры, знакомящие зрителя со сложным, глубоким миром цыганского народа. Здесь все очень искренне, по-настоящему – они никогда не скрывают своих чувств. А вот постоянством горячие сердца не отличаются.
Такова Земфира Ольги Толкмит – яркая, знойная красавица. Ее глаза сначала обожгут испепеляющей страстью, а затем заморозят отвращающим пренебрежением. Голос вобрал в себя колорит и темперамент, свойственные представителю горячего южного народа. В нем есть и пикантные пряные нотки, и немного освежающего ветерка, и искрящиеся пузырьки шампанского. Душу молодой цыганки терзают сильнейшие эмоциональные перепады, от любви до ненависти, от любопытства до неприятия, от грациозной лани до величественной тигрицы.
Алеко – пришелец, случайный гость в цыганском мире, вариация на тему «лишнего человека». Заглавный персонаж в исполнении Петра Морозова мгновенно выделяется из толпы: у него совершенно другой взгляд, посадка корпуса. Однажды покинув отчий дом и отправившись скитаться по миру с цыганским табором, герой отверг все, что имел ранее, но стать таким, как его новая семья, так и не сумел. Человек оказался во власти собственных чувств, испепеляющих страстей. Все переживания происходят у него внутри, отражаются на лице, а душу излить он не может никому. По-настоящему глубокий, прочувствованный монолог человека с томящейся душой и страдающим сердцем – откровение, которое он может позволить себе наедине с собственными мрачными мыслями. Мощный, бархатный голос насыщенного темного оттенка отражает сложнейшую гамму чувств, переживаемых героем внутри и сдерживаемых до поры, до времени.
Земфира разожгла в душе Алеко жаркий огонь. Когда она внезапно «охладела», это пламя охватило весь внутренний мир героя, вызвало в нем неукротимое желание мести. Испепеляемый ревностью, он теряет контроль над разумом, месть его жестока, беспощадна и бесчеловечна.
Молодой цыган (Иван Волков) – новое «увлечение» Земфиры – предстает ярчайшей вариацией на тему лирического героя. Юный, горячий, страстный, сладкоголосый, он напоминает о легендарных трубадурах и менестрелях, мгновенно овладевавших женскими сердцами при помощи своих чудесных песен.
Старый цыган (Михаил Гужов) – человек, проживший долгую жизнь, постоянно находящийся в дороге. Чего только ему не довелось перенести – и счастливую любовь, и ревность, и предательство, и отчаяние. Покинув его когда-то, жена оставила ему сокровище – маленькую дочь.
Выражение лица, глаз, мимика и походка этого героя отражают глубину его внутреннего мира, мудрость и свободу. Голос, на первый взгляд, принадлежит спокойному человеку, созерцателю, отвергшему яркие, горячие чувства. Однако это, скорее, мощный вулкан, могущий проснуться в любую секунду. В этом случае будет стихийная вспышка энергии, страсти и темперамента, которая сметет все и всех на своем пути.
Старая цыганка (Лариса Костюк) – колдунья, призывающая духов. Обряд, который она проводит над телом убитой Земфиры – настоящее таинство, ритуальное магическое действо, завораживающее красотой и глубиной драматизма. И в голосе ее слышится что-то потустороннее, неземное.
История и быт цыганского народа на протяжении многих веков вызывали интерес у писателей, поэтов, художников, композиторов, актеров и музыкантов. Литературные источники утверждают, что эти люди по-настоящему искренни, но непостоянны, страстны и обладают взрывным темпераментом. Их тела гибки, сильны и грациозны, голоса выводят искренние, прекрасные песни, берущие за душу. Сцены из их жизни – готовые сюжеты для произведений искусства. Опера «Алеко» - ярчайший пример такого сочинения. Образы героев и насыщенный музыкальный материал рисуют живописные полотна кочевого быта цыган, их взаимоотношений.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Художественный руководитель – Дмитрий Бертман (Народный артист России).
Режиссер-постановщик – Ростислав Протасов (Заслуженный работник культуры России).
Художник-постановщик, художник по костюмам – Валерий Кунгуров.
Художник по свету – Дамир Исмагилов (Заслуженный деятель искусств России).
Хореография – Илона Зинурова.
Хормейстер – Евгений Ильин.
В ролях:
Алеко – Петр Морозов (баритон);
Земфира – Ольга Толкмит (сопрано);
Молодой цыган – Иван Волков (тенор);
Старик, отец Земфиры – Михаил Гужов (Заслуженный артист России, бас);
Старая цыганка – Лариса Костюк (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
Цыгане – артисты хора.
Цыгане – древний народ. Согласно одной из существующих теорий, этот этнос возник многие тысячелетия назад на территории Индии. Они вели преимущественно кочевой образ жизни, путешествуя по земному шару и значительно расширяя географию своего обитания. В колясках, кибитках, упряжках, по суше, воздуху и воде перемещались они с Востока на Запад, с полуострова Индостан – в страны Старого и Нового Света. Герои поэмы А.С.Пушкина и оперы С.В.Рахманинова (а также многих других произведений искусства) – тоже путешественники, но находятся на временной стоянке.
Первое, что предстает вниманию зрителей, входящих в Белоколонный зал княгини Шаховской, - большое участок посредине внизу, украшенный яркими, пестрыми коврами. На некоторых местах уютно расположились цыгане, остановившиеся во время своего очередного кочевья на ночлег. Их наряды красивы, просторны и четко ассоциируются с вольным ветром – символом свободы.
«Алеко» - интимная опера, здесь все основано на взаимоотношениях людей, на вихре чувств, урагане страстей, стихии ревности, гнева и порока. Музыкальный материал дипломной работы С.В.Рахманинова (которая была написана в рекордные сроки – всего за 17 дней) полон искренней любви, испепеляющего гнева и разнообразных эмоций, от которых бросает то в жар, то в холод, и не только героев спектакля! Каждый персонаж прописан четко, с точностью до мельчайших деталей. Ярко, живописно предстают перед глазами зашифрованные в мелодиях картины цыганского быта.
Опера полна музыкальных симфонических фрагментов. Оркестр театра «Геликон» под управлением Валерия Кирьянова рисует образы одиночества, дороги, любви, страсти, ревности, предательства, отчаяния, тоски и покоя. В эти моменты на сцене происходит действие, которое не останавливается ни на минуту. Хореографические и пластические этюды в исполнении артистов хора – эффектные миниатюры, знакомящие зрителя со сложным, глубоким миром цыганского народа. Здесь все очень искренне, по-настоящему – они никогда не скрывают своих чувств. А вот постоянством горячие сердца не отличаются.
Такова Земфира Ольги Толкмит – яркая, знойная красавица. Ее глаза сначала обожгут испепеляющей страстью, а затем заморозят отвращающим пренебрежением. Голос вобрал в себя колорит и темперамент, свойственные представителю горячего южного народа. В нем есть и пикантные пряные нотки, и немного освежающего ветерка, и искрящиеся пузырьки шампанского. Душу молодой цыганки терзают сильнейшие эмоциональные перепады, от любви до ненависти, от любопытства до неприятия, от грациозной лани до величественной тигрицы.
Алеко – пришелец, случайный гость в цыганском мире, вариация на тему «лишнего человека». Заглавный персонаж в исполнении Петра Морозова мгновенно выделяется из толпы: у него совершенно другой взгляд, посадка корпуса. Однажды покинув отчий дом и отправившись скитаться по миру с цыганским табором, герой отверг все, что имел ранее, но стать таким, как его новая семья, так и не сумел. Человек оказался во власти собственных чувств, испепеляющих страстей. Все переживания происходят у него внутри, отражаются на лице, а душу излить он не может никому. По-настоящему глубокий, прочувствованный монолог человека с томящейся душой и страдающим сердцем – откровение, которое он может позволить себе наедине с собственными мрачными мыслями. Мощный, бархатный голос насыщенного темного оттенка отражает сложнейшую гамму чувств, переживаемых героем внутри и сдерживаемых до поры, до времени.
Земфира разожгла в душе Алеко жаркий огонь. Когда она внезапно «охладела», это пламя охватило весь внутренний мир героя, вызвало в нем неукротимое желание мести. Испепеляемый ревностью, он теряет контроль над разумом, месть его жестока, беспощадна и бесчеловечна.
Молодой цыган (Иван Волков) – новое «увлечение» Земфиры – предстает ярчайшей вариацией на тему лирического героя. Юный, горячий, страстный, сладкоголосый, он напоминает о легендарных трубадурах и менестрелях, мгновенно овладевавших женскими сердцами при помощи своих чудесных песен.
Старый цыган (Михаил Гужов) – человек, проживший долгую жизнь, постоянно находящийся в дороге. Чего только ему не довелось перенести – и счастливую любовь, и ревность, и предательство, и отчаяние. Покинув его когда-то, жена оставила ему сокровище – маленькую дочь.
Выражение лица, глаз, мимика и походка этого героя отражают глубину его внутреннего мира, мудрость и свободу. Голос, на первый взгляд, принадлежит спокойному человеку, созерцателю, отвергшему яркие, горячие чувства. Однако это, скорее, мощный вулкан, могущий проснуться в любую секунду. В этом случае будет стихийная вспышка энергии, страсти и темперамента, которая сметет все и всех на своем пути.
Старая цыганка (Лариса Костюк) – колдунья, призывающая духов. Обряд, который она проводит над телом убитой Земфиры – настоящее таинство, ритуальное магическое действо, завораживающее красотой и глубиной драматизма. И в голосе ее слышится что-то потустороннее, неземное.
История и быт цыганского народа на протяжении многих веков вызывали интерес у писателей, поэтов, художников, композиторов, актеров и музыкантов. Литературные источники утверждают, что эти люди по-настоящему искренни, но непостоянны, страстны и обладают взрывным темпераментом. Их тела гибки, сильны и грациозны, голоса выводят искренние, прекрасные песни, берущие за душу. Сцены из их жизни – готовые сюжеты для произведений искусства. Опера «Алеко» - ярчайший пример такого сочинения. Образы героев и насыщенный музыкальный материал рисуют живописные полотна кочевого быта цыган, их взаимоотношений.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии