Любовь, страсть, экспрессия, яркие чувства, сильные эмоции. Роковая секунда, отделяющая безумное, почти маниакальное обожание от леденящего, пренебрежительного равнодушия. Мгновение, ослепляющее отчаявшегося человека до такой степени, что он становится способен на чудовищный поступок. Пройдет совсем немного времени, и он, возможно, раскается в содеянном. Но прошлого, увы, не вернешь…
«Высокие» чувства на цыганский мотив подобны вспышке молнии: сперва совершенно внезапно возникают, затем столь же стремительно и неожиданно исчезают или просто переносятся на другой объект. Историю роковой любви молодого человека, решившего связать свою судьбу с кочующим табором, и юной красавицы-цыганки, в 1824 году рассказал А.С.Пушкин в своей поэме «Цыганы».
Классический романтический сюжет о герое, покинувшем отчий дом с привычным укладом жизни ради свободы, которую невыносимо жаждет его душа, послужил литературной основой сразу для двух опер: «Алеко» (1892) С.В.Рахманинова и «Цыганы» (1912) Р.Леонкавалло.
27 января «цыганский» диптих вновь звучал в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова в рамках ежегодного Крещенского фестиваля, проводимого под заголовком «Диалоги и двойники» и представляющего разные произведения, написанные на один и тот же сюжет. Практически полностью измененный состав исполнителей представил знакомый музыкально-драматический материал в уже известных мизансценах совершенно иначе, чем предыдущий. Порой казалось, что мы слушали в тот вечер совершенно другой репертуар.
Первое отделение – «Алеко».
Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Яна Латам-Кенига средствами музыкальной выразительности рисовал роскошные пейзажи загадочной и таинственной ночи, наполненные контрастирующими безмятежностью и напряженным предчувствием неотвратимой беды, страстные цыганские пляски, сложные, многогранные образы центральных персонажей. Ярко, чувственно, с добела раскаленным эмоциональным фоном и открытым темпераментом звучали в этот вечер рахманиновские мелодии, когда-то оживившие текст А.С.Пушкина. Еще больше ярких, сочных красок в эти удивительные «картины» добавили артисты хора, представшие в образах цыган, населяющих табор.
Одно из главных впечатлений не только первого отделения, но и всего вечера в целом – исполнитель партии Алеко Алексей Тихомиров (лауреат Международного конкурса, бас). Певец мастерски воплотил многогранный образ, в основе которого – мечущаяся душа, жаждущая свободы и так и не нашедшая ее. Мощный, завораживающий, гипнотизирующий, сочный, насыщенный, согревающий голос передает глубокие внутренние переживания героя-романтика, грустные думы, ревность, отчаяние, стремительно переходящее в неконтролируемую злобу, в состоянии аффекта приведшую к катастрофическим последствиям.
А что же потом? Раскаяние в содеянном. А ведь прошлого, как известно, не воротишь. Каков дальнейший удел Алеко? Еще одно изгнание. На сей раз – вынужденное, и проведет герой его уже в одиночестве. Это ли не величайшая трагедия для человека?
В основе конфликта лежит классический любовный треугольник. По сути, вершиной его является красавица Земфира. В исполнении Жали Исмаиловой (лауреат Международных конкурсов, сопрано) дочь вожака табора и жена Алеко предстает страстной, экспрессивной, эмоционально насыщенной натурой. Веселая, озорная, кокетливая при общении с любимым человеком, она, словно по мановению волшебной палочки, становится жесткой, жестокой, агрессивной, саркастически-насмешливой при появлении опостылевшего супруга. Легкая, тонкая, изящная, эта героиня подобна спокойному теплому весеннему ветерку, слегка колышущему листву. Но стоит только измениться ее настроению – и это уже самый настоящий ураган, провоцирующий бури.
Новая любовь Земфиры и причина ее внезапного и резкого охлаждения к «старому» мужу – молодой цыган (лауреат Международных конкурсов Сергей Романовский, тенор). Тонкий стан, нежные, звонкие трели, искренность чувств, порывистость и обаяние лирического героя покоряют пылкое, строптивое сердце свободолюбивой красавицы-цыганки. Учитывая трагическую развязку, оказалось, что навсегда.
Образы мудрых, вальяжных старожилов табора воплотили Дмитрий Григорьев (лауреат Международных конкурсов, бас) и Александра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Удмуртии, меццо-сопрано). Эти персонажи успели много всего повидать на своем веку и, несмотря на возраст, не утратили силы духа и экспрессивной эмоциональности.
Второе отделение – «Цыганы».
Если дипломная работа С.В.Рахманинова относится к «семейству» лирико-психологических опер, то опус Р.Леонкавалло – представитель веризма, характерного для музыкального искусства начала ХХ века (точнее, это течение сформировалось в конце XIX столетия). Для «Цыган» характерны специфические черты, свойственные этому направлению: яркие, бушующие страсти и печальные, полные глубокого драматизма истории из жизни простого народа, развивающиеся стремительно и бурно.
Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Заслуженного артиста России Евгения Самойлова то погружал публику в чудесный мир ярких, сильных чувств, то «рисовал» нехитрые, но очень жизненные картины быта кочующего табора, то создавал атмосферу безоблачного счастья на свадьбе, то подчеркивал стремительно растущий накал нешуточных страстей. Цыгане в исполнении артистов хора были не просто свидетелями событий, комментирующими их в «реальном времени», а самыми настоящими участниками происходящего.
Красавица Флеана в исполнении Эльвиры Хохловой (Заслуженная артистка России, сопрано) – кокетливая, обаятельная героиня. Красивый, серебристо-хрустальный голос певицы тщательно прорисовывал мельчайшие детали, нюансы характера и особенности поведения ее героини.
Один из самых ярких образов в этом произведении создал Сергей Поляков (тенор). Главный герой Раду в его исполнении – натура яркая, экспрессивная. За короткий промежуток времени он, похоже, успевает пережить едва ли не все возможные чувства и эмоциональные состояния: от счастья до горя, от любви до ненависти, от радости нахождения в обществе до гнетущего одиночества, от странствий внутри табора до изгнания.
Интенсивно нарастающий накал страстей происходит параллельно со стремительным увеличением мощности в голосе певца, долетающего до самых верхних рядов.
Последний «угол» итальянского любовного треугольника – молодой цыган Тамар (лауреат Международного конкурса Анджей Белецкий, баритон), с которым Флеана знакома с раннего детства. У этого героя все происходит наоборот: печаль и уныние в начале сменяются искрящимся, безоблачным счастьем в конце.
Андрей Борисенко (баритон) в роли старого отца Флеаны и, по совместительству, главного цыгана, предстает сильным, харизматичным лидером, привыкшим принимать важные, подчас судьбоносные решения. Для него самое главное – счастье любимой дочери и обеспечение спокойного, безмятежного быта родного табора.
В качестве небольшого резюме.
В оперном «диалоге» российской и итальянской музыкальных культур рубежа XIX – XX веков, объединенных цыганскими мотивами, интересны оказались оба «собеседника». Отечественные герои переживали свои драмы глубоко внутри, иностранцы выплескивали их наружу. При минимуме режиссерских решений Алексея Вэйро получилось два потрясающих вечера, наполненных прекрасной музыкой и драматическим талантом исполнителей, показавших истинные спектакли даже в условиях концертных исполнений опер. Правда, во второй день мне показалось, что произведения стоило поменять местами.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии
«Высокие» чувства на цыганский мотив подобны вспышке молнии: сперва совершенно внезапно возникают, затем столь же стремительно и неожиданно исчезают или просто переносятся на другой объект. Историю роковой любви молодого человека, решившего связать свою судьбу с кочующим табором, и юной красавицы-цыганки, в 1824 году рассказал А.С.Пушкин в своей поэме «Цыганы».
Классический романтический сюжет о герое, покинувшем отчий дом с привычным укладом жизни ради свободы, которую невыносимо жаждет его душа, послужил литературной основой сразу для двух опер: «Алеко» (1892) С.В.Рахманинова и «Цыганы» (1912) Р.Леонкавалло.
27 января «цыганский» диптих вновь звучал в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова в рамках ежегодного Крещенского фестиваля, проводимого под заголовком «Диалоги и двойники» и представляющего разные произведения, написанные на один и тот же сюжет. Практически полностью измененный состав исполнителей представил знакомый музыкально-драматический материал в уже известных мизансценах совершенно иначе, чем предыдущий. Порой казалось, что мы слушали в тот вечер совершенно другой репертуар.
Первое отделение – «Алеко».
Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Яна Латам-Кенига средствами музыкальной выразительности рисовал роскошные пейзажи загадочной и таинственной ночи, наполненные контрастирующими безмятежностью и напряженным предчувствием неотвратимой беды, страстные цыганские пляски, сложные, многогранные образы центральных персонажей. Ярко, чувственно, с добела раскаленным эмоциональным фоном и открытым темпераментом звучали в этот вечер рахманиновские мелодии, когда-то оживившие текст А.С.Пушкина. Еще больше ярких, сочных красок в эти удивительные «картины» добавили артисты хора, представшие в образах цыган, населяющих табор.
Одно из главных впечатлений не только первого отделения, но и всего вечера в целом – исполнитель партии Алеко Алексей Тихомиров (лауреат Международного конкурса, бас). Певец мастерски воплотил многогранный образ, в основе которого – мечущаяся душа, жаждущая свободы и так и не нашедшая ее. Мощный, завораживающий, гипнотизирующий, сочный, насыщенный, согревающий голос передает глубокие внутренние переживания героя-романтика, грустные думы, ревность, отчаяние, стремительно переходящее в неконтролируемую злобу, в состоянии аффекта приведшую к катастрофическим последствиям.
А что же потом? Раскаяние в содеянном. А ведь прошлого, как известно, не воротишь. Каков дальнейший удел Алеко? Еще одно изгнание. На сей раз – вынужденное, и проведет герой его уже в одиночестве. Это ли не величайшая трагедия для человека?
В основе конфликта лежит классический любовный треугольник. По сути, вершиной его является красавица Земфира. В исполнении Жали Исмаиловой (лауреат Международных конкурсов, сопрано) дочь вожака табора и жена Алеко предстает страстной, экспрессивной, эмоционально насыщенной натурой. Веселая, озорная, кокетливая при общении с любимым человеком, она, словно по мановению волшебной палочки, становится жесткой, жестокой, агрессивной, саркастически-насмешливой при появлении опостылевшего супруга. Легкая, тонкая, изящная, эта героиня подобна спокойному теплому весеннему ветерку, слегка колышущему листву. Но стоит только измениться ее настроению – и это уже самый настоящий ураган, провоцирующий бури.
Новая любовь Земфиры и причина ее внезапного и резкого охлаждения к «старому» мужу – молодой цыган (лауреат Международных конкурсов Сергей Романовский, тенор). Тонкий стан, нежные, звонкие трели, искренность чувств, порывистость и обаяние лирического героя покоряют пылкое, строптивое сердце свободолюбивой красавицы-цыганки. Учитывая трагическую развязку, оказалось, что навсегда.
Образы мудрых, вальяжных старожилов табора воплотили Дмитрий Григорьев (лауреат Международных конкурсов, бас) и Александра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Удмуртии, меццо-сопрано). Эти персонажи успели много всего повидать на своем веку и, несмотря на возраст, не утратили силы духа и экспрессивной эмоциональности.
Второе отделение – «Цыганы».
Если дипломная работа С.В.Рахманинова относится к «семейству» лирико-психологических опер, то опус Р.Леонкавалло – представитель веризма, характерного для музыкального искусства начала ХХ века (точнее, это течение сформировалось в конце XIX столетия). Для «Цыган» характерны специфические черты, свойственные этому направлению: яркие, бушующие страсти и печальные, полные глубокого драматизма истории из жизни простого народа, развивающиеся стремительно и бурно.
Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Заслуженного артиста России Евгения Самойлова то погружал публику в чудесный мир ярких, сильных чувств, то «рисовал» нехитрые, но очень жизненные картины быта кочующего табора, то создавал атмосферу безоблачного счастья на свадьбе, то подчеркивал стремительно растущий накал нешуточных страстей. Цыгане в исполнении артистов хора были не просто свидетелями событий, комментирующими их в «реальном времени», а самыми настоящими участниками происходящего.
Красавица Флеана в исполнении Эльвиры Хохловой (Заслуженная артистка России, сопрано) – кокетливая, обаятельная героиня. Красивый, серебристо-хрустальный голос певицы тщательно прорисовывал мельчайшие детали, нюансы характера и особенности поведения ее героини.
Один из самых ярких образов в этом произведении создал Сергей Поляков (тенор). Главный герой Раду в его исполнении – натура яркая, экспрессивная. За короткий промежуток времени он, похоже, успевает пережить едва ли не все возможные чувства и эмоциональные состояния: от счастья до горя, от любви до ненависти, от радости нахождения в обществе до гнетущего одиночества, от странствий внутри табора до изгнания.
Интенсивно нарастающий накал страстей происходит параллельно со стремительным увеличением мощности в голосе певца, долетающего до самых верхних рядов.
Последний «угол» итальянского любовного треугольника – молодой цыган Тамар (лауреат Международного конкурса Анджей Белецкий, баритон), с которым Флеана знакома с раннего детства. У этого героя все происходит наоборот: печаль и уныние в начале сменяются искрящимся, безоблачным счастьем в конце.
Андрей Борисенко (баритон) в роли старого отца Флеаны и, по совместительству, главного цыгана, предстает сильным, харизматичным лидером, привыкшим принимать важные, подчас судьбоносные решения. Для него самое главное – счастье любимой дочери и обеспечение спокойного, безмятежного быта родного табора.
В качестве небольшого резюме.
В оперном «диалоге» российской и итальянской музыкальных культур рубежа XIX – XX веков, объединенных цыганскими мотивами, интересны оказались оба «собеседника». Отечественные герои переживали свои драмы глубоко внутри, иностранцы выплескивали их наружу. При минимуме режиссерских решений Алексея Вэйро получилось два потрясающих вечера, наполненных прекрасной музыкой и драматическим талантом исполнителей, показавших истинные спектакли даже в условиях концертных исполнений опер. Правда, во второй день мне показалось, что произведения стоило поменять местами.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии