интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Жизнь как искусство, или "Женитьба Фигаренко": мировая премьера последней оперы М.Л.Таривердиева на сцене "Геликона"

 
 
 

Жизнь как искусство, или "Женитьба Фигаренко": мировая премьера последней оперы М.Л.Таривердиева на сцене "Геликона"

Автор: Ольга Пурчинская от 19-05-2018, 04:27, посмотрело: 1658

Жизнь как искусство, или "Женитьба Фигаренко": мировая премьера последней оперы М.Л.Таривердиева на сцене "Геликона"17 мая 2018 года на сцене Белоколонного зала княгини Шаховской театра «Геликон-Опера» произошло историческое событие – мировая премьера последней, четвертой оперы М.Л.Таривердиева «Женитьба Фигаренко» (либретто М.Казовского и Ф.Филиппова). Постановка стала дипломной работой студентов четвертого курса факультета музыкального театра ГИТИСа, мастерская Дмитрия Бертмана (Народный артист России).
Режиссер-постановщик – Галина Тимакова.
Дирижер-постановщик – Валерий Кирьянов.
Сценография, костюмы – Сергей Егоров.
Пластическое решение – Екатерина Мышлянова.
Художники по свету – Кирилл Нилов, Владислав Александров.
Концертмейстеры – Наталья Арутюнова (Заслуженная артистка России), Александр Гладышев, Марина Попова.

В ролях:
Николай Фигаренко, парикмахерДавид Посулихин;
Варвара Сюзонова, его невестаЕлизавета Нарсия;
Евграф Альмавивов, зампред ГорисполкомаДзамболат Дулаев;
Розалия Трофимовна Альмавивова, его женаАлександра Гладышева;
Антонионов, директор городского паркаСемен Басалаев;
Фанечка, его дочьАнжелика Куракина;
Керубинов, журналист из МосквыМихаил Мышлянов;
Бартолович, местный фотографАндрей Макаров;
Базулев, пенсионерГеоргий Сологуб;
Певица на даче АльмавивоваЮлия Горелова;
Современники перестройкиКристина Мунтяну, Евгения Пономарева, Виталий Уваров, Марина Серебрякова, Татьяна Левина, Виктория Коробова, Сергей Егоров, Дмитрий Маркин.

Интерьер Белоколонного зала княгини Шаховской такой, что действие происходит буквально под носом у зрителей, поэтому каждый гость театра может почувствовать себя соучастником разворачивающихся событий. Сценическое пространство занимает симфонический оркестр.

Свою четвертую оперу М.Л.Таривердиев создал в 1990 году. Мировая премьера состоялась спустя 28 лет. 17 мая 2018, буквально за несколько минут до первого показа, Президент Благотворительного фонда Микаэла Таривердиева Вера Таривердиева передала в музей «Геликона» авторский клавир этого сочинения.

Звучное название «Женитьба Фигаренко» позволяет легко и быстро обозначить тип сюжета. По словам Веры Таривердиевой, «сюжет – как принято определять сегодня такие вещи – ремейк «Свадьбы Фигаро». Действительно, стоит внимательно посмотреть на имена и фамилии персонажей, можно мгновенно узнать легендарных уже героев комедии П.О.К.де Бомарше: графу Альмавиве соответствует Евграф Альмавивов, цирюльнику Фигаро – парикмахер Фигаренко, пажу Керубино – журналист Керубинов, графине Розине АльмавиваРозалия Альмавивова, невесте главного героя Сюзанне – невеста же Варвара Сюзонова, и так далее.

События разворачиваются в небольшом российском провинциальном городке, в 90-е годы ХХ века. Образы персонажей буквально пропитаны духом эпохи, в которую юные исполнители едва появились на свет: тренировочные костюмы марки Adidas, массивные золотые украшения (цепи и перстни), яркий макияж, буйные кудри и агрессивные начесы, цветные леггинсы и колготки, свободные шелковые блузки, туфли на шпильке, ботинки на платформе. Реквизит также мог бы составить живописные иллюстрации к рассказам родителей о жизни во времена их юности, когда после распада Советского Союза на их глазах строилась новая страна: огромные полиэтиленовые сумки, фены в парикмахерских с колпаками, напоминающими ведра, вместо насадок, печатные машинки, телефоны с циферблатами, деревянные ящики с рассадой… Этот список можно продолжать еще долго!

Титульный персонаж оперы – Фигаренко – хочет открыть частный салон-парикмахерскую, для чего необходимо заручиться поддержкой местных властей, представитель которых, Евграф Альмавивов, положил глаз на невесту героя, Варвару Сюзонову. Этой симпатией можно и нужно воспользоваться для достижения цели! Да и жена чиновника, Розалия Трофимовна, охотно им поможет! Свою лепту в сюжет внесут и московский журналист Керубинов, для которого командировка чуть не окончилась свадьбой, и директор городского парка Антонионов, и его дочь Фанечка, секретарша Альмавивова, и местный фотограф Бартолович, будоражащий зрительское воображение эффектным сочетанием вокала, хореографии и акробатических трюков, и яркие современники перестройки.

Музыкальный материал оперы очень интересен и разнообразен. Здесь можно услышать и элементы, характерные для эпохи барокко, и особенности, свойственные виртуозным мелодиям венских классиков (в частности, В.А.Моцарта), и отголоски авангарда и модерна. В оригинальный авторский текст М.Л.Таривердиев бережно «вплел» несколько музыкальных цитат. Симфонический оркестр театра «Геликон-Опера» под управлением Валерия Кирьянова тонко, бережно, деликатно вел юных артистов по бескрайним просторам сложнейшей, насыщенной партитуры, где академизм сосуществует с веяниями нового времени, а классические каноны – с синтезом жанров.

Все роли в спектакле исполнили юные артисты – студенты факультета музыкального театра ГИТИСа, мастерская Дмитрия Бертмана. Возраст будущих солистов российских и зарубежных оперных театров – 20 – 24 года. Уже сейчас они подходят к работе над образом очень серьезно, подробно исследуют среду, в которой им придется существовать на сцене, обстоятельства, в какие необходимо будет поверить сперва им, а затем и зрителям. Легкие, стройные, пластичные, эти вокалисты не только виртуозно владеют голосами, но и могут сочетать пение со сложными пластическими и акробатическими этюдами, а также хореографическими номерами. Мимика ясная, выразительная. Глазами они могут показать настроение и эмоцию персонажа, его отношение ко всему происходящему.

«Жизнь как искусство». Эта фраза звучит в массовых сценах в начале и в конце спектакля. А ведь сюжет для оперы, пародийный, гротесковый, сатирический, авторам либретто подкинула сама жизнь. Воспоминания старших родственников и друзей, заставших те времена в «сознательном» возрасте, наводят на мысль о том, что подобная история вполне могла произойти. Суровому осмеянию подвергнуты и муниципальные чиновники, и обитатели отечественной глубинки, и царившие тогда законы и порядки. Находчивые, умные, обладающие богатой фантазией люди привносят в «обычную» жизнь немного искусства, театра, что помогает им эффектно решить даже самые сложные, рутинные проблемы.

Мировая премьера оперы М.Л.Таривердиева «Женитьба Фигаренко» стала ярким театральным праздником, запоминающимся событием в культурной жизни столицы. Хочется пожелать этому сочинению классика российской и советской музыки долгой, насыщенной, счастливой творческой жизни, также, как и юным артистам – выпускникам курса Дмитрия Бертмана.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр