Первые дни календарной весны 2017 года подарили москвичам и гостям столицы неожиданно теплую, сухую погоду. В такое время, когда снег тает буквально на глазах и все вокруг становится неприветливо серым, мрачным и унылым, хочется чего-нибудь яркого и нарядного. Вот почему недавние выходные, 4 и 5 марта, я с удовольствием провела в театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. В эти дни как никогда приятно было окунуться в атмосферу одного из самых красочных спектаклей – «Фауста» Ш.Гуно (либретто Ж.Барбье и М.Карре, литературная основа – одноименная трагедия И.В.Гете). Музыкальный руководитель – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая маска»). Дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»). Режиссер-постановщик – Екатерина Одегова. Сценография – Этель Иошпа. Костюмы – Светлана Грищенкова. Свет – Никита Смолов. Хормейстер – Юлия Сенюкова. Постановщик пластики – Сергей Сатаров. Драматург – Михаил Мугинштейн (Заслуженный деятель искусств России). Премьера состоялась 15 сентября 2016 года.
В ролях:
4 марта: Доктор Фауст – Георгий Фараджев (лауреат Международного конкурса, тенор), Мефистофель – Алексей Антонов (бас), Валентин – Артем Гарнов (баритон), Вагнер – Борис Жуков (бас), Маргарита – Ирина Байкова (лауреат Международного конкурса, сопрано), Зибель – Полина Шамаева(меццо-сопрано), Марта – Ирина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано), Клетчатый – Сергей Сатаров.
5 марта: Доктор Фауст – Хачатур Бадалян (лауреат Международных конкурсов, тенор), Мефистофель – Евгений Ставинский (лауреат Международного конкурса, бас), Валентин – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон), Вагнер – Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас), Маргарита – Екатерина Миронычева (сопрано), Зибель – Анна Синицына (меццо-сопрано), Марта – Александра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Удмуртии, меццо-сопрано), Клетчатый – Сергей Сатаров.
Соло в оркестре: орган – Татьяна Сотникова (дипломант Международного конкурса), Маргарита Якунина.
Этот спектакль показывает фантомный, сказочный мир. Живописные полотна – плод сладостных мечтаний, буквально на глазах возникающих в воображении старого доктора Фауста, доживающего последние мгновения своей долгой жизни, всецело отданной науке. Чудесные иллюзорные полотна рисует герою (а заодно и всем зрителям) Мефистофель – царственный, гордый, отрешенный от всего живого повелитель Сил Зла.
Путешествие, которое совершают два таких разных персонажа, перемещает их не только в пространстве. Каждая новая «остановка» меняет внутренний мир героя, его ощущения, эмоции и даже психологический возраст. Кажется, в течение завораживающего действа общей продолжительностью 3 часа 40 минут в душе Фауста совершается настоящий круговорот времен года.
В начале истории мы видим старца, которому осталось жить не более одного дня. Это – «зима», финиш его долгого пути. Но прежде, чем переступить символическую черту, заглавный персонаж пройдет немало испытаний. Вступив в сделку с Сатаной, он выпивает волшебный эликсир, мгновенно преображающий его до неузнаваемости.
Второй этап «путешествия» - небольшой немецкий городок, где обитает Маргарита. Юная красавица влюбила в себя доктора с первого взгляда. Помолодевший герой, находящийся под действием снадобья, и сам излучает безграничное обаяние юности. Теперь он – воплощение весны, пробуждающейся природы, человек, без оглядки стремящийся к чему-то новому, неизведанному.
Следующая «остановка» - восхитительный сад, нежный, чистый и светлый, как душа героини. Именно здесь чувства Фауста получают ответ. Счастье молодых влюбленных расцветает, как самый красивый цветок. Их голоса становятся не просто гармоничным дуэтом, а двумя частями единого целого. Жизнь доктора тем временем достигает своего «лета», герой находится в зените своих сил.
На четвертом «этапе» долгого «путешествия» возникают серьезные конфликты, драматизм нарастает чуть ли не с каждой секундой. Свет и цвет, царившие ранее на сцене, постепенно поглощает мрак, а затем и кромешная тьма. Еще немного – и рай на земле обернется адом. Ну а в поведении ученого все заметнее становятся признаки осеннего увядания.
Заключительный эпизод спектакля – развязка – возвращает Фауста к тому состоянию, в каком он был в начале. В конце мы опять видим старика. Спустя 3 часа 40 минут круг замкнулся, для легендарного алхимика снова наступила зима, но теперь уже весны ему ждать неоткуда.
Два дня – два состава – два совершенно разных спектакля. Каждый персонаж живет полной жизнью, неустанно развивается, становится яркой, сильной, самостоятельной личностью, уникальной индивидуальностью. Очень интересно наблюдать процесс становления героев в режиме «реального времени».
Доктор Фауст – какой он? «Хороший» это человек или «плохой»?
Георгий Фараджев наполняет центральный образ внутренним светом. Мечтающий, буквально светящийся от счастья, его герой буквально излучает доброту. Когда появляется такой персонаж, очень трудно поверить в то, что он отверг Бога и связал свою жизнь с силами Зла. И даже в тяжкие минуты отчаяния, смятения и невыносимой душевной боли знаменитый алхимик не становится по-настоящему суровым и мрачным.
Фауст Хачатура Бадаляна – истинный представитель эпохи Романтизма, глубокий, находящийся во власти мрачных мыслей. Он крайне неудовлетворен окружающей действительностью и всегда одинок. Отдав всю жизнь науке, этот герой хотел сделать мир лучше, помочь другим людям. Так и не найдя ответы на множество волнующих его вопросов, доктор яростно отверг то, во что верил долгие годы. Любовь к Маргарите разбавляет центральный образ красками нежной лирики, но не добавляет ему света и доброты.
Не менее яркое воплощение Романтизма представляет собой еще одна центральная фигура спектакля – Мефистофель. Князь Тьмы – наблюдатель, следящий за происходящим со стороны. Людей он изучает уже не одну сотню лет, и за столь долгий срок тотально разочаровался в них.
Алексей Антонов (первое исполнение партии) создает образ коварного насмешника. Сатана в его исполнении при помощи тонкой иронии и сардонической усмешки стильно, в изысканно-грубоватой манере выражает свое отношение к известным порокам личности и общества. Голос артиста отражает коварство героя, а пластичные, несколько кошачьи повадки – хитрость.
Мефистофель Евгения Ставинского – яркий коктейль из философского спокойствия, неусыпного внимания, неукротимой энергии, стального блеска глаз, громоподобного голоса, раскатистого смеха и взрывного темперамента.
В этом образе нет злобы, есть лишь насмешка, смешанная с тотальным разочарованием. Впрочем, иногда случаются моменты, когда самые выдержанные люди теряют самообладание.
Юная Маргарита – объект внимания обеих «сторон» чудовищной сделки. Один влюблен до безумия, второй хочет получить ее светлую душу, настолько чистую, что овладеть ею повелитель Сил Зла не может. Но желание велико, и азарт требует решительных действий. Набожная, нежная, прекрасная, героиня вызывает симпатию с первых секунд. Множество страданий, выпавших на ее долю, добавили взгляду девушки глубину. Перед нами – воплощение внутренней красоты, гармонии и одухотворенности. Все это коварный Мефистофель намерен разрушить и забрать героиню в свое царство.
Маргарита Ирины Байковой задумчива. Погружаясь в мир своих мыслей, героиня как бы не замечает никого и ничего вокруг. Но это – не более, чем иллюзия. Красивый, галантный незнакомец с обворожительной улыбкой произвел на нее неизгладимое впечатление, насколько сильное, что девушка не может сосредоточиться на запавшей глубоко в душу балладе. «Нежный ангел» оказывается живой девушкой, умеющей любить и страдать. Высокие моральные устои помогут ей выиграть заведомо проигранную партию, навязанную повелителем Темных Сил.
Екатерина Миронычева создает образ мечтательницы с глубоким, насыщенным внутренним миром. Кажется, лик красивого юноши рисуется в ее воображении под впечатлением от прочитанных книг. Маргарита – человек абсолютно естественный, светлый, искренний, любит всем сердцем, трепетно и нежно. Ее жизнь подвергается тяжелейшим испытаниям, какие выдержать оказывается под силу далеко не всем.
Обе исполнительницы необычайно артистичны. Очень интересно наблюдать метаморфозу, происходящую с героиней в момент, когда она открывает шкатулку и примеряет находящиеся в ней драгоценности. Маргарита преображается на глазах: вместо очаровательной, милой девочки перед нами возникает яркая, роскошная красавица, чуть ли не роковая женщина. Смена имиджа, пусть даже временная и спровоцированная сверхъестественными силами, творит настоящие чудеса!
Еще одно преобразование, производящее сильнейшее впечатление, происходит в момент, когда героиня в одиночку борется с Силами Зла, стремящимися овладеть ею. В еще совсем недавно хрупкой, почти прозрачной девушке внезапно появляются неведомые доселе силы. Такой боец, вооруженный непоколебимой верой и несгибаемой силой воли, способен выдержать самые суровые испытания.
Нежные, звонкие, хрустально-серебристые голоса воплощают внутреннюю чистоту и красоту персонажа, не лишенного, при этом, несгибаемой воли, решительности и невероятной для такого эфемерного создания силы.
Валентин, брат героини – солдат, главное для него – военное дело. Вот и готовится он отправиться к местам боевых действий, оставляя единственного родного человека – сестру – одну. Вернется он домой или нет – никому не известно. Что же делать? Поручить заботу о ее судьбе Высшим Силам. Медальон, наполненный безграничной любовью, должен защищать его во время кровопролитных сражений. Искренние чувства творят чудеса – герой возвращается домой невредимым. Но что ожидает его по возвращении? Новости печальнее некуда – Маргарита обесчещена. Теперь необходимо срочно отомстить обидчику. Но амулет, еще недавно бывший верным оберегом, сейчас стал тяжелым, как камень. Значит, оберег больше не нужен, не так ли? А ведь это – очередное испытание, посланное Князем Тьмы отдельно взятому представителю рода человеческого! И проверку эту герой, увы, не прошел.
Валентин Артема Гарнова (первое исполнение партии) - добрый, мягкий, деликатный человек, искренне любящий свою дорогую сестру. В обычное, спокойное время такой персонаж и мухи не обидит. Страшные изменения происходят с ним лишь под воздействием сверхсил. Предать Маргариту и проклясть ее этот герой смог лишь в состоянии аффекта.
Илья Кузьмин предстает в образе сильного, доблестного, отважного человека, мужественно принимающего необходимость своего присутствия на войне. Судьба сестры заботит его больше, чем своя собственная.
Характер этого героя, доброго, заботливого, искреннего, торжественного и мужественного, идеально «ложится» на тот особый мягкий, бархатистый, теплый оттенок, какой заложен внутри баритона. Тем интереснее драматургически-музыкальное воплощение метаморфозы, происходящей в конце спектакля.
Единственным по-настоящему верным, добрым человеком, оказавшимся выше всех козней Мефистофеля, мне представляется Зибель, студент, безответно влюбленный в Маргариту.
Полина Шамаева (первое исполнение партии) создает образ юноши, не понаслышке знающего, что такое глубокие душевные терзания, страдания и боль. При этом он ни на мгновение не перестает быть верным своей Даме Сердца, даже в ту тяжелую минуту, когда от нее отвернулись все.
Зибель Анны Синицыной – искренний, восторженный поклонник, готовый в любую минуту помочь своей возлюбленной. Веселый, живой и обаятельный, этот персонаж контрастирует с замкнутым, задумчивым Фаустом.
Марта, соседка Маргариты, - настоящая роковая женщина, которой удалось практически невероятное – она смогла вывести Мефистофеля из состояния романтической отрешенности, в каком тот пребывает уже много лет.
Александра Саульская-Шулятьева предстает в образе, несколько напоминающем бойкую, неукротимую героиню оперетты, помогающую центральным персонажам обратить любую ситуацию в свою пользу.
У Ирины Ромишевской Марта кажется более мягкой, но весьма ловко использующей свою харизму и могущественные женские чары.
Вагнер – лидер среди солдат. Он всегда во главе строя, определяет настроение и характер марша. Неприятный сюрприз от таинственного гостя достается и ему: молодой человек получает предсказание о своей гибели в бою.
Образы, созданные Борисом Жуковым и Дмитрием Орловым, напоминают ярких, красочных оловянных или деревянных солдатиков – любимые игрушки многих поколений мальчишек. Пластика, обаяние и эффектная работа с предметом вызывают симпатию к этому герою.
Артисты хора в этом спектакле выходят на сцену в образах солдат, горожан, студентов, девушек, женщин и духов. Потрясающая полифония становится здесь олицетворением ритма жизни небольшого «кукольного» городка, имеющего, однако, немало общих черт с современным мегаполисом. Но мы наслаждаемся высокохудожественным звучанием, ласкающим слух, а вовсе не той какофонией, какую слышит каждый житель крупного населенного пункта в XXI веке.
В этот раз мне посчастливилось не только увидеть два состава солистов, но и услышать два состава симфонического оркестра. Дирижер Андрей Лебедев всегда очень тонко выделяет сильные стороны каждого музыканта, за счет чего общая звуковая палитра всегда очень гармонична и красива. Неустанное «общение» духовых и струнных инструментов дополняется «вескими аргументами» клавишных и ударных. «Беседы» скрипки с гобоем, арфы с виолончелью или альта с флейтой наполняют все вокруг спокойствием и гармонией, даже если тема «разговора» драматична.
Совершенно особый характер придает важнейшим сценам спектакля звучащий орган. Играть он должен в церкви, но появляется именно в тот момент, когда Мефистофель пытается проникнуть в сознание Маргариты и полностью овладеть им. Это тот самый случай, когда инструмент, ассоциирующийся, прежде всего, с духовной музыкой и символизирующий свет и чистоту, рисует образы боли, страданий, душевных терзаний и томления.
Спектакль живет, развивается, производит незабываемое впечатление и позволяет делать множество ярких, интересных открытий. Каждая сцена обретает все более четкий драматургический контур. А еще очень радует то, как восхищаются зрители красотой, царящей на сцене.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии
4 марта
5 марта
В ролях:
4 марта: Доктор Фауст – Георгий Фараджев (лауреат Международного конкурса, тенор), Мефистофель – Алексей Антонов (бас), Валентин – Артем Гарнов (баритон), Вагнер – Борис Жуков (бас), Маргарита – Ирина Байкова (лауреат Международного конкурса, сопрано), Зибель – Полина Шамаева(меццо-сопрано), Марта – Ирина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано), Клетчатый – Сергей Сатаров.
5 марта: Доктор Фауст – Хачатур Бадалян (лауреат Международных конкурсов, тенор), Мефистофель – Евгений Ставинский (лауреат Международного конкурса, бас), Валентин – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон), Вагнер – Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас), Маргарита – Екатерина Миронычева (сопрано), Зибель – Анна Синицына (меццо-сопрано), Марта – Александра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Удмуртии, меццо-сопрано), Клетчатый – Сергей Сатаров.
Соло в оркестре: орган – Татьяна Сотникова (дипломант Международного конкурса), Маргарита Якунина.
Этот спектакль показывает фантомный, сказочный мир. Живописные полотна – плод сладостных мечтаний, буквально на глазах возникающих в воображении старого доктора Фауста, доживающего последние мгновения своей долгой жизни, всецело отданной науке. Чудесные иллюзорные полотна рисует герою (а заодно и всем зрителям) Мефистофель – царственный, гордый, отрешенный от всего живого повелитель Сил Зла.
Путешествие, которое совершают два таких разных персонажа, перемещает их не только в пространстве. Каждая новая «остановка» меняет внутренний мир героя, его ощущения, эмоции и даже психологический возраст. Кажется, в течение завораживающего действа общей продолжительностью 3 часа 40 минут в душе Фауста совершается настоящий круговорот времен года.
В начале истории мы видим старца, которому осталось жить не более одного дня. Это – «зима», финиш его долгого пути. Но прежде, чем переступить символическую черту, заглавный персонаж пройдет немало испытаний. Вступив в сделку с Сатаной, он выпивает волшебный эликсир, мгновенно преображающий его до неузнаваемости.
Второй этап «путешествия» - небольшой немецкий городок, где обитает Маргарита. Юная красавица влюбила в себя доктора с первого взгляда. Помолодевший герой, находящийся под действием снадобья, и сам излучает безграничное обаяние юности. Теперь он – воплощение весны, пробуждающейся природы, человек, без оглядки стремящийся к чему-то новому, неизведанному.
Следующая «остановка» - восхитительный сад, нежный, чистый и светлый, как душа героини. Именно здесь чувства Фауста получают ответ. Счастье молодых влюбленных расцветает, как самый красивый цветок. Их голоса становятся не просто гармоничным дуэтом, а двумя частями единого целого. Жизнь доктора тем временем достигает своего «лета», герой находится в зените своих сил.
На четвертом «этапе» долгого «путешествия» возникают серьезные конфликты, драматизм нарастает чуть ли не с каждой секундой. Свет и цвет, царившие ранее на сцене, постепенно поглощает мрак, а затем и кромешная тьма. Еще немного – и рай на земле обернется адом. Ну а в поведении ученого все заметнее становятся признаки осеннего увядания.
Заключительный эпизод спектакля – развязка – возвращает Фауста к тому состоянию, в каком он был в начале. В конце мы опять видим старика. Спустя 3 часа 40 минут круг замкнулся, для легендарного алхимика снова наступила зима, но теперь уже весны ему ждать неоткуда.
Два дня – два состава – два совершенно разных спектакля. Каждый персонаж живет полной жизнью, неустанно развивается, становится яркой, сильной, самостоятельной личностью, уникальной индивидуальностью. Очень интересно наблюдать процесс становления героев в режиме «реального времени».
Доктор Фауст – какой он? «Хороший» это человек или «плохой»?
Георгий Фараджев наполняет центральный образ внутренним светом. Мечтающий, буквально светящийся от счастья, его герой буквально излучает доброту. Когда появляется такой персонаж, очень трудно поверить в то, что он отверг Бога и связал свою жизнь с силами Зла. И даже в тяжкие минуты отчаяния, смятения и невыносимой душевной боли знаменитый алхимик не становится по-настоящему суровым и мрачным.
Фауст Хачатура Бадаляна – истинный представитель эпохи Романтизма, глубокий, находящийся во власти мрачных мыслей. Он крайне неудовлетворен окружающей действительностью и всегда одинок. Отдав всю жизнь науке, этот герой хотел сделать мир лучше, помочь другим людям. Так и не найдя ответы на множество волнующих его вопросов, доктор яростно отверг то, во что верил долгие годы. Любовь к Маргарите разбавляет центральный образ красками нежной лирики, но не добавляет ему света и доброты.
Не менее яркое воплощение Романтизма представляет собой еще одна центральная фигура спектакля – Мефистофель. Князь Тьмы – наблюдатель, следящий за происходящим со стороны. Людей он изучает уже не одну сотню лет, и за столь долгий срок тотально разочаровался в них.
Алексей Антонов (первое исполнение партии) создает образ коварного насмешника. Сатана в его исполнении при помощи тонкой иронии и сардонической усмешки стильно, в изысканно-грубоватой манере выражает свое отношение к известным порокам личности и общества. Голос артиста отражает коварство героя, а пластичные, несколько кошачьи повадки – хитрость.
Мефистофель Евгения Ставинского – яркий коктейль из философского спокойствия, неусыпного внимания, неукротимой энергии, стального блеска глаз, громоподобного голоса, раскатистого смеха и взрывного темперамента.
В этом образе нет злобы, есть лишь насмешка, смешанная с тотальным разочарованием. Впрочем, иногда случаются моменты, когда самые выдержанные люди теряют самообладание.
Юная Маргарита – объект внимания обеих «сторон» чудовищной сделки. Один влюблен до безумия, второй хочет получить ее светлую душу, настолько чистую, что овладеть ею повелитель Сил Зла не может. Но желание велико, и азарт требует решительных действий. Набожная, нежная, прекрасная, героиня вызывает симпатию с первых секунд. Множество страданий, выпавших на ее долю, добавили взгляду девушки глубину. Перед нами – воплощение внутренней красоты, гармонии и одухотворенности. Все это коварный Мефистофель намерен разрушить и забрать героиню в свое царство.
Маргарита Ирины Байковой задумчива. Погружаясь в мир своих мыслей, героиня как бы не замечает никого и ничего вокруг. Но это – не более, чем иллюзия. Красивый, галантный незнакомец с обворожительной улыбкой произвел на нее неизгладимое впечатление, насколько сильное, что девушка не может сосредоточиться на запавшей глубоко в душу балладе. «Нежный ангел» оказывается живой девушкой, умеющей любить и страдать. Высокие моральные устои помогут ей выиграть заведомо проигранную партию, навязанную повелителем Темных Сил.
Екатерина Миронычева создает образ мечтательницы с глубоким, насыщенным внутренним миром. Кажется, лик красивого юноши рисуется в ее воображении под впечатлением от прочитанных книг. Маргарита – человек абсолютно естественный, светлый, искренний, любит всем сердцем, трепетно и нежно. Ее жизнь подвергается тяжелейшим испытаниям, какие выдержать оказывается под силу далеко не всем.
Обе исполнительницы необычайно артистичны. Очень интересно наблюдать метаморфозу, происходящую с героиней в момент, когда она открывает шкатулку и примеряет находящиеся в ней драгоценности. Маргарита преображается на глазах: вместо очаровательной, милой девочки перед нами возникает яркая, роскошная красавица, чуть ли не роковая женщина. Смена имиджа, пусть даже временная и спровоцированная сверхъестественными силами, творит настоящие чудеса!
Еще одно преобразование, производящее сильнейшее впечатление, происходит в момент, когда героиня в одиночку борется с Силами Зла, стремящимися овладеть ею. В еще совсем недавно хрупкой, почти прозрачной девушке внезапно появляются неведомые доселе силы. Такой боец, вооруженный непоколебимой верой и несгибаемой силой воли, способен выдержать самые суровые испытания.
Нежные, звонкие, хрустально-серебристые голоса воплощают внутреннюю чистоту и красоту персонажа, не лишенного, при этом, несгибаемой воли, решительности и невероятной для такого эфемерного создания силы.
Валентин, брат героини – солдат, главное для него – военное дело. Вот и готовится он отправиться к местам боевых действий, оставляя единственного родного человека – сестру – одну. Вернется он домой или нет – никому не известно. Что же делать? Поручить заботу о ее судьбе Высшим Силам. Медальон, наполненный безграничной любовью, должен защищать его во время кровопролитных сражений. Искренние чувства творят чудеса – герой возвращается домой невредимым. Но что ожидает его по возвращении? Новости печальнее некуда – Маргарита обесчещена. Теперь необходимо срочно отомстить обидчику. Но амулет, еще недавно бывший верным оберегом, сейчас стал тяжелым, как камень. Значит, оберег больше не нужен, не так ли? А ведь это – очередное испытание, посланное Князем Тьмы отдельно взятому представителю рода человеческого! И проверку эту герой, увы, не прошел.
Валентин Артема Гарнова (первое исполнение партии) - добрый, мягкий, деликатный человек, искренне любящий свою дорогую сестру. В обычное, спокойное время такой персонаж и мухи не обидит. Страшные изменения происходят с ним лишь под воздействием сверхсил. Предать Маргариту и проклясть ее этот герой смог лишь в состоянии аффекта.
Илья Кузьмин предстает в образе сильного, доблестного, отважного человека, мужественно принимающего необходимость своего присутствия на войне. Судьба сестры заботит его больше, чем своя собственная.
Характер этого героя, доброго, заботливого, искреннего, торжественного и мужественного, идеально «ложится» на тот особый мягкий, бархатистый, теплый оттенок, какой заложен внутри баритона. Тем интереснее драматургически-музыкальное воплощение метаморфозы, происходящей в конце спектакля.
Единственным по-настоящему верным, добрым человеком, оказавшимся выше всех козней Мефистофеля, мне представляется Зибель, студент, безответно влюбленный в Маргариту.
Полина Шамаева (первое исполнение партии) создает образ юноши, не понаслышке знающего, что такое глубокие душевные терзания, страдания и боль. При этом он ни на мгновение не перестает быть верным своей Даме Сердца, даже в ту тяжелую минуту, когда от нее отвернулись все.
Зибель Анны Синицыной – искренний, восторженный поклонник, готовый в любую минуту помочь своей возлюбленной. Веселый, живой и обаятельный, этот персонаж контрастирует с замкнутым, задумчивым Фаустом.
Марта, соседка Маргариты, - настоящая роковая женщина, которой удалось практически невероятное – она смогла вывести Мефистофеля из состояния романтической отрешенности, в каком тот пребывает уже много лет.
Александра Саульская-Шулятьева предстает в образе, несколько напоминающем бойкую, неукротимую героиню оперетты, помогающую центральным персонажам обратить любую ситуацию в свою пользу.
У Ирины Ромишевской Марта кажется более мягкой, но весьма ловко использующей свою харизму и могущественные женские чары.
Вагнер – лидер среди солдат. Он всегда во главе строя, определяет настроение и характер марша. Неприятный сюрприз от таинственного гостя достается и ему: молодой человек получает предсказание о своей гибели в бою.
Образы, созданные Борисом Жуковым и Дмитрием Орловым, напоминают ярких, красочных оловянных или деревянных солдатиков – любимые игрушки многих поколений мальчишек. Пластика, обаяние и эффектная работа с предметом вызывают симпатию к этому герою.
Артисты хора в этом спектакле выходят на сцену в образах солдат, горожан, студентов, девушек, женщин и духов. Потрясающая полифония становится здесь олицетворением ритма жизни небольшого «кукольного» городка, имеющего, однако, немало общих черт с современным мегаполисом. Но мы наслаждаемся высокохудожественным звучанием, ласкающим слух, а вовсе не той какофонией, какую слышит каждый житель крупного населенного пункта в XXI веке.
В этот раз мне посчастливилось не только увидеть два состава солистов, но и услышать два состава симфонического оркестра. Дирижер Андрей Лебедев всегда очень тонко выделяет сильные стороны каждого музыканта, за счет чего общая звуковая палитра всегда очень гармонична и красива. Неустанное «общение» духовых и струнных инструментов дополняется «вескими аргументами» клавишных и ударных. «Беседы» скрипки с гобоем, арфы с виолончелью или альта с флейтой наполняют все вокруг спокойствием и гармонией, даже если тема «разговора» драматична.
Совершенно особый характер придает важнейшим сценам спектакля звучащий орган. Играть он должен в церкви, но появляется именно в тот момент, когда Мефистофель пытается проникнуть в сознание Маргариты и полностью овладеть им. Это тот самый случай, когда инструмент, ассоциирующийся, прежде всего, с духовной музыкой и символизирующий свет и чистоту, рисует образы боли, страданий, душевных терзаний и томления.
Спектакль живет, развивается, производит незабываемое впечатление и позволяет делать множество ярких, интересных открытий. Каждая сцена обретает все более четкий драматургический контур. А еще очень радует то, как восхищаются зрители красотой, царящей на сцене.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии
4 марта
5 марта