интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Сила духа, путешествие по волнам памяти и "экранные" эффекты в спектакле Вайнберга – Широкова "Пассажирка"

 
 
 

Сила духа, путешествие по волнам памяти и "экранные" эффекты в спектакле Вайнберга – Широкова "Пассажирка"

Автор: Ольга Пурчинская от 28-01-2017, 20:12, посмотрело: 2466

Из тюрьмы можно выйти наружу,
С каторги можно вернуться,
Сюда есть лишь вход…
Освенцим… (c)


Концентрационный лагерь и лагерь смерти, территория Третьего рейха. Освобожден советскими войсками 27 января 1945 года (много позже, в 2005, ООН объявила эту дату Международным Днем памяти жертв Холокоста). Здесь было уничтожено более 1,5 млн человек – евреев, русских, украинцев, белорусов, поляков, французов, чехов, словаков и т.д. В мире эта «адская машина» носит имя Аушвиц-Биркенау, мы называем его Освенцим.

Польский город, расположенный недалеко от Кракова (в 60 км к западу), дал название одному из самых страшных символов Второй Мировой войны, торжеству фашистской жестокости, нетерпимости и беспощадности. Людей, неугодных (по разным причинам) правящему политическому режиму, подвергали чудовищным пыткам. В этом лагере условия жизни у охраняющих его собак были куда лучше, чем в камерах пленников. Человек, направленный в Освенцим, получал «билет в один конец»: очень немногие узники дожили до долгожданной свободы.

Среди тех, кто прошел все муки ада и чудом остался жив, оказались, в том числе, журналисты и писатели, которые решились рассказать миру обо всем, что с ними происходило в военные годы. В числе таких профессионалов – польская писательница и сценарист Зофья Посмыш-Пясецкая (р.1923), в течение войны побывавшая в плену в лагерях Освенцим и Равенсбрюк. В 1962 году вышла ее повесть «Пассажирка из каюты 45». Это произведение, эволюционировавшее из одноименного радиоспектакля, принесло автору популярность.
Через год режиссер Анджей Мунк снял по мотивам этого сочинения фильм «Пассажирка» (увидеть результат своего творчества маэстро не смог: премьера состоялась уже после его гибели в 1963).

В 1967 – 68 гг. Моисей (Мечислав) Вайнберг (1919 – 1996) создал одноименную оперу (либретто Александра Медведева). К сожалению, это тот самый случай, когда пришлось очень долго ждать мировой премьеры. Впервые произведение прозвучало в Большом театре Варшавы лишь через сорок лет - 8 октября 2010 года. Композитора тогда уже давно не было в живых.

Сила духа, путешествие по волнам памяти и "экранные" эффекты в спектакле Вайнберга – Широкова "Пассажирка"Сила духа, путешествие по волнам памяти и "экранные" эффекты в спектакле Вайнберга – Широкова "Пассажирка"После длительного забвения «Пассажирка», наконец, обрела заслуженную популярность. Первую в России постановку осуществил московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. Музыкальный руководитель и дирижер – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая маска»). Режиссер – Сергей Широков. Сценография – Лариса Ломакина. Костюмы – Игорь Чапурин. Хормейстер – Юлия Сенюкова. Свет – Айвар Салихов. Хореограф – Олег Глушков. Спектакль создан при поддержке Иосифа Кобзона (Народный артист СССР). Премьера состоялась 27 января 2017 года, в Международный день памяти жертв Холокоста. Кроме того, событие дало старт традиционному ежегодному Крещенскому фестивалю. Тема – «Старый Новый век». Эти строки рождаются под впечатлением от генерального прогона, прошедшего на два дня раньше – 25 января.
В ролях: Марта, полька, заключеннаяНаталья Креслина (сопрано); Лиза, немка, надзирательницаВалерия Пфистер (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано); Вальтер, муж Лизы, дипломатДмитрий Пьянов (тенор); Тадеуш, возлюбленный Марты, заключенныйАртем Гарнов (баритон); Катя, русская партизанка, заключеннаяВиктория Шевцова (лауреат Международного конкурса, сопрано); Кристина, полька, заключеннаяПолина Шамаева (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано); Власта, чешка, заключеннаяОльга Терентьева (лауреат Международных конкурсов, сопрано); Хана, еврейка, заключеннаяСветлана Злобина (меццо-сопрано); Иветт, француженка, заключеннаяЕлена Терентьева (лауреат Международных конкурсов, сопрано); старуха, заключеннаяЕкатерина Кичигина (сопрано); Бронка, старая заключеннаяАлександра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Удмуртии, меццо-сопрано); первый офицер ССВиталий Ефанов (лауреат Международных конкурсов, бас); второй офицер ССВладимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас); третий офицер ССАнтон Бочкарев (тенор); пассажир на кораблеСергей Тарасов (бас); главная надзирательницаТатьяна Кузнецова; стюардыАнатолий Григорьев (баритон), Марат Гареев (Заслуженный артист России, тенор); капоНаталья Кириллова.
Соло в оркестре: Олег Колпаков (скрипка), Татьяна Сотникова (фортепиано), Алексей Соколов (аккордеон), Михаил Воробьев (гитара), Дмитрий Тарбеев (контрабас), Сергей Амосов (ударные).

Суперсовременная сценография позволяет зрителям вместе с центральными персонажами путешествовать. На протяжении действия мы попеременно оказываемся то в светлых интерьерах роскошного лайнера, следующего из Европы в Южную Америку, то в мрачных подземельях бараков Освенцима.

«Пассажирка» - драматическая, накаленная до предела история, основанная на воспоминаниях. Немка Лиза (Валерия Пфистер) вместе с мужем-дипломатом (их счастливая семейная жизнь длится уже пятнадцать лет) Вальтером (Дмитрий Пьянов) отправляется в Бразилию, где он должен получить назначение. Спокойное, безмятежное времяпрепровождение в компании попутчиков из старосветского высшего общества нарушает появление элегантной одинокой дамы, чье лицо кажется супруге посла знакомым. Но нет – это просто невозможно! Это же узница Освенцима, попавшая в «камеру смерти»! Оттуда никто не выходил живым! Но взгляд такой знакомый! Глаза живые, блестящие, но, кажется, в них всегда будет гореть огонек ненависти.

Лиза очень напугана, ведь ей придется раскрыть тайну своего прошлого: в годы Второй Мировой войны она была эсэсовкой, надзирательницей в Освенциме. По ее собственным словам, никогда никого и пальцем не тронула, но отдавала приказы истязать заключенных, применяя к ним самые жестокие, изощренные пытки. Открывшийся факт может серьезно навредить международной дипломатической карьере Вальтера, хотя все еще есть зыбкая надежда, что жена обозналась, дав волю разыгравшемуся воображению.

Между тем, госпожа Франк ничего не перепутала. Молодая женщина действительно некогда была узницей Освенцима, и каким-то чудом ей удалось выжить. Англичанка польского происхождения по имени Марта (эту информацию, вопреки правилам, сообщает стюард) путешествует в каюте №45.

Вместе с Мартой (Наталья Креслина) и Лизой мы совершаем экскурс в историю. Своими воспоминаниями они возвращаются на пятнадцать лет назад. Роскошные интерьеры комфортабельного лайнера сменяются бараками, в которых содержались узники – враги властвовавшего в Европе фашистского режима. Основное действие происходит в «женских» блоках.

В Освенциме в нечеловеческих условиях содержались пленники разных возрастов. Старики, дети, представители активного населения, молодежь, здоровые люди, инвалиды многих национальностей – русские, белорусы, украинцы, поляки, чехи, евреи, французы, цыгане и многие другие – занимались тяжким трудом и, зачастую, становились «подопытными кроликами» для ученых, работавших на благо СС и каждого «истинного арийца».

Вместе с Мартой в бараке находились самые разные узницы: 15-летняя француженка Иветт, польки Бронка (50 лет) и Кристина (28 лет), чешка Власта (20 лет), еврейка Хана (18 лет) и старуха, в результате сурового испытания сошедшая с ума. Их жизнь поделилась на две половины, на «до» и «после». «Тогда» каждая из них жила, к чему-то стремилась, о чем-то мечтала, любила, работала, развивалась. «Сейчас» судьбы этих женщин стали похожи: теперь они заключенные, и выхода отсюда нет.
Вот почему нежный, «хрустальный» голос Иветт (Елена Терентьева) так активно пытается помочь Бронке (Александра Саульская-Шулятьева) познать все тонкости спряжения французского глагола vivre (жить). Вот почему на любые попытки помечтать Хана (Светлана Злобина) отвечает, что уж она-то точно не увидит свободу (евреев, как известно, казнили чаще, чем других узников). Полька Кристина (Полина Шамаева) полагает, что Бог снова стал человеком и оказался в Освенциме, и потому не может им помочь. Верующая Бронка, напротив, молит высшие силы, просит о помощи своим четырем детям.

Тяжела и трагична судьба русской партизанки Кати (Виктория Шевцова). Когда-то она была учительницей, теперь вынуждена терпеть мучительные побои на продолжительных допросах. Ее песня о России – сильная, трогательная. Кажется, голос становится естественным продолжением широкой души и горячего, доброго сердца. Исполнение a capella многократно усиливает эмоциональное напряжение, кажется, действие приближается к трагической развязке.

Несмотря на то, что все заключенные Освенцима получили «билет в один конец» и свободы, скорее всего, они больше никогда не увидят, даже внутри бараков они продолжают жить, общаться, дружить, мечтать, вспоминать о прошлом, о далекой родине, о горячо любимых людях, о работе и увлечениях. Все чисты душой, искренни и естественны. Кажется, рубцы на их лицах и руках буквально впечатались в сознание.

Чего больше всего хотят пленники? Естественно, свободы, такой прекрасной, далекой и недосягаемой. Для многих это – несбыточная мечта. Да что там – почти для всех! Но именно этого сказочного счастья девушки желают Марте, поздравляя ее с днем рождения.

Один из самых тяжелых моментов спектакля – эпизод, когда палачи из числа офицеров СС (Виталий Ефанов, Владимир Кудашев, Антон Бочкарев) во главе с Лизой приходят в барак, чтобы забрать очередную порцию узниц, которых пришла пора казнить. Не хватит никакого красноречия, чтобы описать тот ужас, что застыл на лицах всех девушек. Леденящая душу последняя просьба Власты (Ольга Терентьева), этот отчаянный крик - «помните нас всегда!» - не сотрется из памяти еще очень долго.

Авторское решение композитора наделило пленниц Освенцима разными тембрами голосов. Звонкие и хрустальные, бархатные и теплые, невесомые и плотные, прозрачные и терпкие, они, вкупе с драматическим талантом исполнительниц, показывают совершенно разные характеры личностей героинь, объединенных общей бедой. В какой-то момент мне показалось, что в Преисподней концлагеря запели ангелы.

Отдельно хотелось бы упомянуть о хореографии. Это касается не только танцев изысканной, элегантно одетой публики, беззаботно расслабляющейся после вкусного ужина на фешенебельном лайнере. В первую очередь, речь идет об особых движениях узниц. Девушки, пережившие за время своего заключения немало пыток, не могут нормально ходить, их передвижение, мягко говоря, затруднено. Скованные движения измученных женщин, тем не менее, вызывают восхищение своим изяществом.

Основной сюжетной линией спектакля мне видится противостояние двух героинь – Марты и Лизы. Первая – пленница, вторая – тюремщица. Первая хочет понять, чем так привлекла внимание палача. Вторая никак не может понять, за что ей достаются все эти взгляды, полные жгучей ненависти, и никакой благодарности за услуги! В этой борьбе особую роль приобретают глаза – яркие, выразительные. «Зеркало души» лучше всяких слов расскажет о внутреннем состоянии человека. Современные технологии позволяют зрителям во многих эпизодах наблюдать мельчайшее колебание настроений персонажей.

Марта – сильная женщина. Вот уже в течение трех лет она является узницей Освенцима. За это время она пережила многочисленные допросы, жестокие наказания, безжалостные пытки. Она болела и страдала, но ни разу не потеряла достоинства, не склонила голову перед своими мучителями (что их больше всего и злило). Но есть у молодой польки один секрет. Еще до войны она была помолвлена с Тадеушем (Артем Гарнов). Когда-то их обоих пленили и очень скоро разлучили. Между тем, сердце подсказывает героине, что любимый где-то рядом. Действительно, очень скоро они встречаются в одном из помещений лагеря. Увы, их мечты о счастье обречены.

Тадеуш – истинный герой. Голос его в минуты долгожданного свидания обретает нежные интонации и «бархатистый» оттенок. Творческая натура (скульптор, музыкант), он вдохновляется образом любимой для создания своих произведений.
Но не скрипкой единой живет этот персонаж. Находясь в концлагере, он ведет активную подпольную деятельность и регулярно получает важную информацию. Выполняя заказы офицеров в мастерской, усыпляет их бдительность.
Как и Марта, Тадеуш – сильная личность. Этот человек никогда не уронит своего достоинства, не станет унижаться перед палачами и доставлять им удовольствие. Это, возможно, и продлило бы ему жизнь, но, учитывая некоторые его дела, лишь ненадолго.

Совсем иной предстает Марта на корабле. От изнуренной, изможденной узницы не осталось и следа. Теперь мы видим роскошную, дорого одетую молодую женщину, одетую в соответствии с современной модой и обладающую тонким вкусом. Между тем, прежняя героиня никуда не делась. Яркие, выразительные глаза смотрят все также остро и прямо. При беглом взгляде на врага в них на мгновение включается все тот же огонек ненависти.

Лиза вступила в ряды СС, будучи совсем юной девушкой. Через пятнадцать лет она расскажет своему мужу, что «поверила фюреру и пошла за ним». Удивительно, как во внутреннем мире персонажа уживаются два таких непохожих начала – жестокая, беспощадная надзирательница, придумывающая чудовищные наказания для провинившихся узников и нежная, трепетная, тонкая и обаятельная жена посла.
Образ спокойствия и непоколебимой уверенности в себе снимает рукой, как только героиня видит Марту, женщину, которая, казалось бы, уже давно мертва. Сразу появляется дрожь, жар, лихорадочный блеск в глазах.
Похоже, Лиза зациклена на одной идее – ей кажется, что пленники должны быть благодарны ей. За что? Да за многое! Услуги, лекарства, свидания, небольшие послабления режима. Но… Чудовищная «неблагодарность»!

Вальтер – бывший военный, ныне – дипломат. Уже седой, он до сих пор, после пятнадцати по-мальчишески влюблен в свою красавицу жену. Не ясно одно: как мог человек, находящийся на службе у Государства, да еще на международном уровне, не поинтересоваться прошлым супруги? Ведь после войны многим немцам явно было, что скрывать! Возможно, это – форма трусости, нежелание узнать какие-либо подробности, могущие пресечь блестящую дипломатическую карьеру. И потом, ничто не предвещало роковую встречу на корабле!

Жестока и безжалостна главная надзирательница (Татьяна Кузнецова), хладнокровно отдающая приказы о новых пытках. Не менее гнетущее впечатление производит капо (Наталья Кириллова) – привилегированная заключенная, переметнувшаяся, по сути, на сторону врага.
Изнуренные, изможденные пленники и свирепые офицеры и надзиратели контрастируют с элегантными стюардами (Марат Гареев, Анатолий Григорьев) и пассажирами (Сергей Тарасов и др.) огромного лайнера.

Артисты хора были и в числе узников Освенцима, и среди обитателей корабля – гостей и членов команды.
Богатейшая тембровая палитра создала эффект «металлических», практически «бесцветных» голосов, в которых, кажется, застыло все – и эмоции, и движения, и жизнь. Мерные, монотонные звуки и резкие, «отчеканенные» согласные многократно усиливают ощущение внутренней пустоты и безысходности.

Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Яна Латам-Кенига с самых первых нот погрузил зрителей в мрачную атмосферу Освенцима. Кажется, металл прочно поселился не только в стенах и мебели лагеря, но и в сердцах и душах его обитателей. Музыкальный материал оперы держит в напряжении на протяжении всех, без малого, трех часов – вплоть до финального аккорда.
Мерное постукивание клавиш пишущей машинки – непременной спутницы всех допросов – здесь прочно ассоциируется с потом, кровью и слезами, ведь любая подобная беседа сопровождалась (или заканчивалась) жестокими пытками или, в отдельных случаях, казнью.
В музыке здесь заключено очень многое. Кажется, в основном мы слышим отдельные звуки, отражающие тот кошмар, какой в годы Второй Мировой войны пережили многие тысячи человек, но прекрасные мелодии, входящие в общую канву, еще больше усиливают эффект. Прежде всего, это вальс, который должен был сыграть врагу Тадеуш. Именно это произведение окончательно убеждает Лизу, что та самая загадочная пассажирка из каюты №45 – это Марта, когда-то обреченная ею на смерть.
Не могу не упомянуть и чудесную песню Кати в народном стиле – пронзительный рассказ русской партизанки о своей Родине.

Костюмы, как и все в этом спектакле, поделены на две эпохи. Форма офицеров СС и надзирательниц дизайнерским решением Игоря Чапурина приобрела более изящные, плавные очертания. Излишне правильные, четкие контуры слегка размыты.
Одеяния узников представляют собой оригинальные вариации на тему робы. Полосатые балахоны с разноцветными нашивками (по которым, как известно, пленников распределяли и по корпусам, и по работам, и по формам наказаний, и т.д.) сморятся немного странно, дополненные юбками и брюками классического кроя.
Наряды пассажиров корабля заслуживают отдельного разговора. Там плывет богатая публика, могущая позволить себе все самое лучшее. Их гардеробы составлены с учетом всех последних модных тенденций. В 1960-м году «правил бал» силуэт new look, и все дамы, включая Лизу и Марту, внешне соответствуют своему статусу.

Опера «Пассажирка» - произведение о людях, волею судеб попавших в адскую «машину смерти». Увы, не многие смогли пройти сквозь этот ад до конца. Выжили единицы, в том числе – главная героиня, Марта. Она потеряла любимого человека, надорвала здоровье, но, в итоге, получила самое главное – свободу. За три страшных года молодая полька не позволила фашистам сломить себя, сила ее духа оказалась почти безгранична.
Глаза пассажирки из каюты №45 не поменялись с годами. В обоих пространствах сюжета они одинаково живые, горящие стальным блеском, упорством и решительностью.

Много тяжелейших испытаний выпало на долю узников Освенцима и других концлагерей. Их унижали, пытали, угнетали, но сломить смогли далеко не всех. Сила духа этих людей, их воля, кажется, не знают границ, их имена вписаны в историю кровью. Забыть о жертвах одной из самых чудовищных страниц в истории ХХ века невозможно, спасибо тем, кто прошел цепь испытаний до конца и смог рассказать об этом.

Спектакль «Пассажирка» производит неизгладимое впечатление. Состояние внутренней опустошенности и ледяного ужаса не проходит несколько дней. Тем не менее, эту историю необходимо увидеть своими глазами, составить собственное мнение.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр