интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » "Риголетто" в "Новой Опере": новые страницы в славной истории легендарной постановки

 
 
 

"Риголетто" в "Новой Опере": новые страницы в славной истории легендарной постановки

Автор: Ольга Пурчинская от 24-12-2016, 06:11, посмотрело: 1694

Шестнадцать лет назад, 19 декабря 2000 года, на сцене московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова родился спектакль «Риголетто». Постановку шедевра Дж.Верди на либретто Ф.М.Пьяве, основанное на драме В.Гюго «Король забавляется», осуществила интернациональная команда: режиссер – Ральф Лянгбака, сценография и костюмы – Леннарт Мерк, хормейстеры – Наталья Попович (Народная артистка России), Андрей Лазарев, художник по свету – Глеб Фельштинский.

За свою долгую (по театральным меркам) жизнь музыкально-драматическая история шута-горбуна, стараниями которого были обесчещены многие девушки королевства, заплатившего за свои грехи самую высокую цену, полюбилась зрителям разных возрастов. Гости театра, видевшие премьеру еще в юные годы, сейчас приводят на спектакль своих детей. Каждая мелодия здесь – настоящий хит. Например, песенку Герцога хоть раз в жизни слышали люди, не очень близко знакомые с оперным искусством (и даже те, кто не сталкивался с ним вовсе). Возможных секретов неослабевающей популярности постановки может быть великое множество.

"Риголетто" в "Новой Опере": новые страницы в славной истории легендарной постановки21 декабря 2016 года спектакль «Риголетто» в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова был сыгран уже в 91-й раз. В этот вечер состоялось четыре ярких дебюта: Ирина Костина (лауреат Международных конкурсов, сопрано) впервые исполнила партию Джильды, Георгий Васильев (тенор) – герцога Мантуанского, Анна Викторова (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано) – Маддалены, Борис Жуков (бас) – графа Чепрано. Каждый ввод традиционно «освежает» постановку, добавляет новые краски и эмоции, делает по-настоящему живой, неустанно развивающейся, интересной.
В других ролях: РиголеттоАндрей Борисенко (баритон), СпарафучилеАлексей Антонов (бас), граф МонтеронеОтар Кунчулиа (бас), МаруллоСергей Шеремет (Заслуженный артист Украины, баритон), БорсаМаксим Остроухов (тенор), графиня ЧепраноСветлана Скрипкина (лауреат Международного конкурса, сопрано), ДжованнаЕлена Свечникова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано), тюремщикСергей Тарасов (бас), пажЕкатерина Кичигина (сопрано). ДирижерВасилий Валитов (Заслуженный артист Республики Татарстан).

Музыкальные образы в спектакле меняются, словно по мановению волшебной палочки. Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Василия Валитова искусно создает мелодический «портрет» каждого центрального персонажа в отдельности, а также их межличностных коммуникаций. Хрупкая, нежная душа Джильды прекрасна, как первый луч солнца, заставляющий засверкать звонкие капли росы.
Внутренний мир герцога очень сложен: с одного «ракурса» мы видим романтического героя, влюбленного в юную незнакомку, с другого перед нами предстает человек, уже пресыщенный различными чувствами и открывающий свое истинное лицо, едва получив то, чего так сильно хотел.
Кажется, что сердце горбуна Риголетто поделено на две части: первая – жестокая, испытывающая непреодолимую жажду мести своему господину и его придворным, вторая – хрупкая, тонкая, любящая, принадлежащая лишь одному человеку – обожаемой дочери. Во дворце он переполнен насмешками и сарказмом, дома – нежностью и лаской (что не мешает ему излишне строго, даже грубо пресекать любопытство единственного родного человека).
Комбинация горячей, страстной натуры Маддалены и холодной, расчетливой жестокости Спарафучиле – залог успеха семейного «бизнеса»: сестра усыпляет бдительность жертвы, брат совершает убийство.
Гнев, уязвленная гордость, тяжкое бремя позора и жажда мести сошлись воедино в образе графа Монтероне, отца одной из несчастных девушек, попавших на ложе герцога в результате преступной деятельности придворного шута.

Спектакль очень яркий, динамичный, красивый. Роскошные, пышные костюмы придворных – настоящее буйство красок. Элегантные, франтоватые кавалеры и изысканные, изящные дамы переносят нас в великосветскую Мантую на несколько веков назад. Кринолины, корсеты, оборки, пышные платья, юбки, бархатные костюмы, старинное оружие и маски напоминают Венецианский карнавал.

Каждый солист не только обогатил музыкальные образы вокально-драматическими составляющими, но и внес в характеры героев что-то свое, глубоко личное и, тем не менее, очень близкое и понятное. В результате знаменитые персонажи обрели абсолютно живые, человеческие черты.

Сильнейшее впечатление произвел на меня исполнитель заглавной партии, Андрей Борисенко. У горбуна Риголетто – две жизни. На работе он – жестокий насмешник и суровый обличитель недостатков всей придворной знати. Поставляя девушек на ложе герцога, он способствовал удовлетворению прихотей знатного красавца, который обесчестил множество юных созданий и сделал несчастными их семьи. Неослабевающая ненависть превращает его в «ночной кошмар» высшего общества.
Королевский шут меняется до неузнаваемости, как только возвращается домой, где его ждет дочь – единственный любящий и любимый, а потому и бесконечно дорогой человек. Здесь нет места злобе. Тут живут ласка, преданность, нежность и взаимопонимание.
Две жизни. Два мира. Две Вселенных. В один прекрасный день они пересеклись друг с другом. Своими желчными, злобными шутками Риголетто никогда не вызывал светлых чувств у представителей высшего общества. Как только появится возможность поквитаться с ним – аристократы пойдут на это без каких-либо колебаний. Неверный слух о прекрасной молодой любовнице горбуна приводит к трагедии.
В исполнении Андрея Борисенко титульный персонаж в равной степени органичен в каждой из своих двух «личин» - злобного, едкого, коварного шута и доброго, искреннего, ласкового отца. От придворного шута всем достались дары: желчность – куртизанам, любовь – дочери, жестокость и клокочущая ярость – ненавистному герцогу, невыносимая боль и отчаяние - себе.

Одним из ярчайших событий вечера стал дебют Ирины Костиной в партии Джильды. Центральная героиня в ее исполнении – чудесное сочетание трогательной нежности, прозрачной легкости, наивности и искренности с живостью, изящным кокетством, девичьим озорством, хитринкой, невероятной смелостью, преданностью и готовностью к самопожертвованию.
Звонкий, как колокольчик, «серебристо-хрустальный» голос певицы показывает разные стороны личности персонажа: ласковую дочь, одухотворенно-возбужденную влюбленную, сразу повзрослевшую девушку, заклейменную печатью позора, и отчаявшуюся, отчаянную героиню, готовую пожертвовать ради дорогого ее сердцу человека самым ценным, что у нее есть – собственной жизнью.
Лицо артистки отражает все, что происходит в душе Джильды. Легкое волнение при свидании с возлюбленным сменяется романтической одухотворенностью, а боль и печаль в замке герцога – мучительными колебаниями, страхом и отчаянной решимостью спасти его от гибели.

Не менее интересным получился дебют Георгия Васильева в партии герцога Мантуанского. В его исполнении нашла воплощение двойственность натуры этого персонажа.
С одной стороны, нежность, ласковый взгляд, пылкие, красивые речи, искренние, на первый взгляд, чувства, обходительные манеры позволяют принцу полностью завладеть светлой душой и чистым сердцем Джильды. Если же взглянуть на этого персонажа с другого ракурса, можно разглядеть легкое пренебрежение, местами – равнодушие по отношению к тем людям, от коих он уже успел получить все, что хотел. В этот момент становится ясно, что на по-настоящему сильные чувства такой человек не способен, поскольку является заложником сиюминутных желаний.
Блестящий, изысканный, элегантный, величественный, обаятельный, роскошный, опьяняюще-сладкоголосый, увлеченно-пренебрежительный, - именно такой герцог появился в столице 21 декабря 2016 года.

Анна Викторова (первое исполнение роли) создала образ Маддалены, яркой, страстной, полной внутреннего магнетизма и умело пользующейся своими чарами женщины. Кажется, в ее жилах течет горячая романская кровь, а густой, теплый, «пряный» голос гипнотизирует, не оставляя встретившимся на пути этой героини ни единого шанса уйти незамеченными. Настоящая «горячая штучка»! Забыть такую девушку явно не получится!

Впрочем, сбежать от нее практически невозможно, ведь у нее есть брат, и имя ему – Спарафучиле, наемный убийца. Эту партию исполнил Алексей Антонов. Его персонаж – спокойный, расчетливый, рассудительный человек, без каких-либо колебаний исполняющий волю своих «работодателей».
Неизгладимое впечатление производит тот холод, которым буквально пропитан мощный, глубокий голос. Не так часто подобный эффект вызывает «басовый» персонаж!

Совсем иные ощущения появляются еще от одного героя, обладающего столь же низким тембром – графа Монтероне. Отар Кунчулиа создает образ убитого горем отца, человека, находящегося на грани отчаяния и готового на все, чтобы спасти честь своей дочери. Проклятье, брошенное в сторону врагов, на мгновение заполняет пространство, а затем оставляет в душе ощущение пустоты и раздробленности. Кажется, что это – не просто монолог, а следствие стремительной атаки разбушевавшейся стихии. Его ярость не может сдержать даже тюремщик (Сергей Тарасов), ведущий арестованного аристократа к месту заключения.

Придворные дамы и господа – яркий узор, напоминающий картинки в калейдоскопе. Кого здесь только нет – и роскошная красавица графиня Чепрано (Светлана Скрипкина), внезапно вызвавшая интерес сиятельного господина, и ее супруг граф Чепрано (Борис Жуков), яростно пытающий защитить ее честь, и Марулло (Сергей Шеремет), разработавший хитроумный план мести ненавистному шуту, и любознательный Борса (Максим Остроухов), и другие. Есть при дворе и еще один изящный щеголь – паж (Екатерина Кичигина). Легкий, элегантный, он служит герцогине и в кульминационный момент пытается найти герцога в его покоях.

Похищение Джильды – коварный план, и осуществить его весьма непросто. На помощь им приходит Джованна (Елена Свечникова), которая должна провожать юную девушку в церковь и оберегать ее от внимания посторонних. Но небольшая плата делает чудо – строгий страж не просто временно усыпляет бдительность, но еще и открывает дверь непрошенным гостям.

Артисты хора предстали в виде придворных кавалеров и дам. Их яркие, красочные костюмы, живые разговоры, наполненные политесом, и зрелищные танцы и поклоны создали эффект присутствия на западноевропейском великосветском приеме, будоражащем воображение богатством, роскошью, многочисленными сплетнями и бесконечными вакханалиями.

История Риголетто – зрелищная иллюстрация одного кармического закона: за грехи отцов отвечать будут их дети. Придворный шут не стал считаться с этим правилом и заплатил за это самую высокую цену – жизнь горячо любимой дочери.

Спектакль «Риголетто» в театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова живет вот уже шестнадцать лет. Каждый артист, вводящийся в эту постановку, начинает писать новую главу в ее славной истории. Хочется пожелать, чтобы череда таких ярких дебютов была продолжена, и чтобы эту историю увидело еще не одно поколение зрителей.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр