интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Трагедия "Риголетто": за все ответит "Луч света"

 
 
 

Трагедия "Риголетто": за все ответит "Луч света"

Автор: Ольга Пурчинская от 25-09-2015, 05:01, посмотрело: 2039

Все получат по заслугам. Никакое зло не останется безнаказанным. Однажды каждому человеку придется предстать перед высшим судом и ответить за свои поступки. Кого-то ждет награда, кого-то – возмездие. Причем искупление грехов порой становится участью следующих поколений семьи. И ноша, падающая на плечи детей и внуков, может оказаться непосильной.

Эти истины мы впервые слышим в раннем детстве и принимаем их на веру, словно аксиомы. А понять их смысл не всегда получается быстро, что приводит потом к катастрофическим последствиям: расплачиваться за наши ошибки придется родным. История знает немало примеров детей, вынужденных искупать вину за ошибки своих родителей, в том числе жестоких, кровавых тиранов, положивших бесчисленное множество жертв на алтарь своей власти.

Деятели искусства на всех этапах существования человечества создают литературные, драматические, музыкальные и иные произведения, ярко иллюстрирующие этот кармический закон. В том числе – «Риголетто» (1851), одна из самых популярных опер Джузеппе Верди (1813 – 1901), написанная на либретто Франческо Марии Пьяве. Литературная основа - романтическая драма Виктора Гюго (1802 – 1885) «Король забавляется» (1832), которая была запрещена, едва увидев свет: ее сняли с репертуара театра «Comedie-Francaise» сразу после премьеры. Категорическое нежелание автора хоть сколько-нибудь смягчить несколько провокационных эпизодов прервало сценическую жизнь его пьесы на 50 лет.

Не менее строго подошла цензура и к опере Верди, но, в отличие от знаменитого драматурга, композитор согласился внести ряд изменений в свое произведение. В результате реальные исторические личности стали вымышленными персонажами: Король был переименован в Герцога Мантуанского, а шут Трибуле – в Риголетто.

Трагическая история горбуна, жестоко насмехающегося над всей придворной знатью и расплатившегося за свои поступки единственным «лучом света» в своей мрачной жизни – собственной дочерью, - уже практически 15 лет занимает почетное место в репертуаре московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. Премьера спектакля финского режиссера Ральфа Лянгбаки состоялась 19 декабря 2000 года. 22 сентября 2015 года оперу Дж.Верди исполняли в 87-й раз.

Симфонический оркестр театра под управлением Заслуженного артиста России Евгения Самойлова, словно искусный художник, рисовал самые разные картины – то трагический антураж образа Риголетто, его страхов, тревог и опасений, спровоцированных брошенным ему проклятьем жестоко оскорбленного человека, то яркие, веселые, праздничные мелодии юного Герцога, то нежные, трепетные, «хрустальные» нотки красавицы Джильды, впервые переживающей сильное, светлое чувство, то знойные, страстные ритмы Маддалены, то жестокие, грозные, мощные мотивы Спарафучиле… Средства музыкальной выразительности в руках виртуозов включают зрительское воображение не менее эффективно, чем краски, используемые живописцами.

Сценография и костюмы, созданные Леннартом Мерком (Швеция), отправили зрителей в старинный итальянский город. Роскошный дворец Герцога контрастирует с небольшим домом Риголетто и более, чем скромным постоялым двором – местом роковой развязки. Яркие, пышные наряды правителя и его придворных сшиты из роскошных материалов (шелк, бархат, кожа, парча). Взгляд на это буйство форм, фактур и красок создает устойчивое ощущение, что перед нами - пестрая толпа, чья жизнь – бесконечный праздник, сплошное веселье, а основная деятельность – пиры и балы.

Красивый, зрелищный спектакль значительно померк бы, если бы не образы, созданные солистами театра «Новая Опера». Каждый персонаж получился очень живым, естественным. Многие проблемы, мысли, чувства и переживания героев воспринимаются как нечто личное, близкое, знакомое чуть ли не каждому.

Кто такой Риголетто? С одной стороны, это шут, много лет служащий при дворе Герцога, знающий его с самого раннего детства и с того же момента ненавидящий. Не менее негативно он относится и к придворным аристократам. Постоянные шутки носят злобный, жестокий характер. Покидая двор, горбун отправляется домой. Здесь он становится совершенно иным: его ждет единственный любимый человек – юная дочь, самый настоящий «Луч света» в «темном царстве» жизни инвалида. И именно этот маленький «островок счастья» он боится потерять больше всего на свете.
Костюм главного героя меняется в зависимости от обстоятельств. Во дворце он одет, как полагается придворному шуту – красный кафтан и специфический колпак с бубенчиками. Дома – более простой наряд: брюки, рубашка и жилет. В дороге – плащ. Но это – только внешняя оболочка.
Так какой же он на самом деле? На мой взгляд, в исполнении Анджея Белецкого (лауреат Международного конкурса, баритон) заглавный персонаж получился скорее любящим отцом, жестоко мстящим обидчикам своего ребенка, чем саркастическим насмешником, который сам сделал себя объектом всеобщей ненависти. Нежное, ласковое обращение с дочерью контрастирует с мощными волнами негатива, выплескиваемыми на обитателей королевского двора.
Вынужденный спасать свое единственное сокровище, придворный шут превращается в грозного мстителя, чья рука не дрогнет, не остановится ни перед чем на пути к цели покарать своих врагов. Разительны перемены настроения главного героя во втором акте – сперва мощный выброс энергии в знаменитой арии «Cortigiani, vil razza dannata» («Куртизаны, исчадье порока»), затем – отчаяние отца, готового чуть ли не на все ради спасения дочери, переходящее в мольбу: «Signori, perdon, Perdono,pieta,ridate a me la figlia» («О, синьоры, сжальтесь вы надо мной»). Невероятная, сокрушительная злоба, в течение нескольких минут сменяется жалобным, просительным выражением, на какое не смог бы отреагировать разве что камень.

Герцог Мантуанский в исполнении Нурлана Бекмухамбетова (Заслуженный деятель Казахстана, Заслуженный артист Республики Татарстан, тенор) – совсем еще юный правитель, который, несмотря на свой высокий титул, еще до конца не повзрослел. В жизни ветреного молодого человека центральное место по-прежнему занимают пиры, балы, охота и иные празднества. Его баллада «Questa o quella» («Та иль эта») и песенка «La donna e mobile» («Сердце красавиц склонно к измене») – лучшее тому подтверждение.
Чем же оказалась в итоге для него встреча с Джильдой – сильным чувством или очередной мелкой интрижкой, не имеющей в жизни венценосной особы особого значения? А на этот вопрос лучше всего отвечают события из третьего акта.
Голос Нурлана Бекмухамбетова элегантно, ярко и изящно рисует портрет блестящего, изысканного, роскошного принца, ведомого сиюминутным увлечением. Эффектные, стремительные пассажи опьяняют не хуже самого лучшего игристого вина!

22 сентября 2015 года в партии Джильды дебютировала Ирина Боженко (лауреат Международных конкурсов, сопрано). Героиня в ее исполнении – легкая, прозрачная, воздушная, будто светящаяся изнутри. В белом пышном платье она подобна свежему, недавно раскрывшемуся цветку.
Звонкий, и при этом нежный, «хрустальный» голос певицы показывает совершенно разную героиню: ласковую дочь, романтичную влюбленную, обесчещенную девушку и решительную даму, готовую пожертвовать ради дорогого ее сердцу человека самым ценным, что у нее есть – собственной жизнью.

Спарафучиле – человек, нанятый Риголетто для жестокой мести – в исполнении Алексея Тихомирова (лауреат Международного конкурса, бас) предстает поистине грозной силой. Сочетание глубокого, мощного и в то же время гипнотизирующего, словно пьянящего голоса с высоким ростом и грозным шрамом создает образ убийцы, разящего резко, остро и решительно. Как буйство стихии, сопровождающее финальную сцену спектакля.

Юлия Меннибаева (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано) предстала в роли Маддалены. В ее исполнении сестра Спарафучиле – харизматичная красавица, полная невероятной энергии и обладающая самым настоящим магнетизмом. Сочный, терпкий, медовый голос и яркая, эффектная внешность буквально завораживают. Эта героиня точно не смогла бы остаться незамеченной!

Одна из важнейших фигур спектакля – граф Монтероне (Заслуженный артист России Владимир Кудашев, бас), отец обесчещенной девушки, проклинающий герцога и главного провокатора – шута.
Мощный, громоподобный голос Владимира Кудашева заполняет все пространства зала и оказывает поистине ошеломляющее действие не только на других персонажей, но и тех, кто находится за пределами сцены.

Очень красив квартет «Bella figla dell’amore» в исполнении Герцога, Маддалены, Джильды и Риголетто. У каждого – свое настроение: у кого-то – игривое, у кого-то – печальное, а у кого-то гнев крепчает с каждой секундой. А вместе с ним – невероятная, практически маниакальная решительность. Жажда мести, которая, наконец, должна быть удовлетворена. Но, как известно, проклятья, поразившего шута, никто не отменял!

Придворные дамы и господа – Марулло (Александр Попов, баритон), Борса (Максим Остроухов, тенор), граф (лауреат Международного конкурса Дмитрий Орлов, бас) и графиня (Галина Бадиковская, сопрано) Чепрано, - служанка Джильды Джованна (Заслуженная артистка России Елена Свечникова, меццо-сопрано), тюремщик (лауреат Международного конкурса Михаил Первушин, бас) и паж (лауреат Международного конкурса Анастасия Белукова, сопрано), а также артисты хора дополнили действо объемным звуком и добавили ярких красок в вечном празднике жизни, неустанно отмечающимся в замке Герцога Мантуанского.

Риголетто с самого начала был обречен на несчастье, ведь он родился горбуном. Это во многом объясняет и его озлобленность на этот мир, и ту ненависть, которую он питал к представителям королевского двора. Но разве можно жить, все глубже опускаясь во тьму? Все дальше уходя от света? Вот и потерял шут то единственное, дорогое и любимое, что у него было. Свой «Луч света», ответивший за злодеяния родителя. Грехи отца искупила его дочь. Известный закон сработал вновь.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц

Категория: Театр » Музыкальный театр