интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Энциклопедия человеческих чувств на Вечере романсов П.И.Чайковского в "Новой Опере"

 
 
 

Энциклопедия человеческих чувств на Вечере романсов П.И.Чайковского в "Новой Опере"

Автор: Ольга Пурчинская от 19-01-2015, 04:36, посмотрело: 2277

Камерные произведения – особое направление в музыкальном искусстве. Малая форма и глобальное содержание. В небольших пьесах, песнях или романсах рассказывается история, включающая в себя все элементы драматургии – завязку, развитие, кульминацию и развязку. Симбиоз мелодии, текста и шквала переживаемых героем эмоций превращает каждый опус в мини-спектакль, у которого может быть несколько имен – Любовь, Печаль, Тоска, Страсть или даже Жизнь.

Камерные сочинения занимают почетное место в творчестве множества композиторов. Немало романсов написал за свою насыщенную творческую жизнь П.И.Чайковский (1840 – 1893). Эти произведения можно назвать этюдами, набросками. Темы, направления, страсти, эмоции и мотивы в дальнейшем автор развивал в более крупной форме – в симфонических и оперных шедеврах.

Создавая свои камерные шедевры, композитор, как правило, обращался к поэзии своих соотечественников, чей жизненный путь также пришелся на XIX столетие – А.К.Толстого (1817 – 1875), А.Н.Апухтина (1840 – 1893), А.Н.Майкова (1821 – 1897), Д.М.Ратгауза (1868 – 1937), Ф.И.Тютчева (1803 – 1873), Л.А.Мея (1822 – 1862), И.З.Сурикова (1841 – 1880), А.Н.Плещеева (1825 – 1893), В.А.Соллогуба (1813 – 1882) и т.д.

В 2015 году исполняется 175 лет со дня рождения П.И.Чайковского. К знаковой дате в России состоится целый ряд мероприятий, которые помогут меломанам приобщиться к творчеству гения.

В московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова 16 января, в третий день Крещенского фестиваля состоялся Вечер романсов великого композитора, местом проведения которого стало Зеркальное фойе. Антураж – уютная атмосфера, приглушенный свет и Его Величество Рояль, издававший чарующие звуки, соединяющиеся в знакомые и любимые с детства мелодии благодаря волшебным рукам лауреата Международного конкурса Екатерины Маклярской.

Проникновенное, прочувствованное, так называемое «актерское» исполнение камерных опусов порой берет за душу сильнее, чем сильный вокал, начисто лишенный каких-либо эмоциональных красок, тонов и оттенков. Но иногда все-таки случается единение важнейших составляющих незабываемого пения – голоса и сердца. Именно такой синтез музыки и драматизма происходит в «Новой Опере», солисты которой могут рассказать историю во время исполнения произведений любой формы.

В Вечере романсов П.И.Чайковского приняли участие: Елизавета Соина (сопрано), Елена Терентьева (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Ольга Терентьева (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Маргарита Некрасова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано), Александра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано), Марат Гареев (Заслуженный артист России, тенор), Георгий Фараджев (тенор), Андрей Бреус (баритон), Александр Мартынов (баритон) и Сергей Артамонов (бас). Каждый артист исполнил совершенно разные по духу и настроению произведения.

Елизавета Соина спела романсы «Скажи, о чем в тени ветвей…» (В.А.Соллогуб, 1885), «Забыть так скоро» (А.Н.Алухтин, 1870) и «День ли царит…» (А.Н.Алухтин, 1880).
Первое произведение нежное и элегантное, посвящено тому возвышенному, прекрасному состоянию души, имя которому – Любовь. Второе – о расставании с прекрасной порой жизни («Забыть так скоро, Боже мой, все счастье жизни прожитой, все наши встречи, разговоры… Забыть любовь, забыть мечты…»). Третий романс – настоящий гимн во славу чувств («…вера, мечты, вдохновенное слово – все, что в душе дорогого, святого – все от тебя!...»).
Голос певицы буквально излучает свет и теплоту, а легкие, подобные звону серебристого колокольчика, нотки – олицетворение юности и душевной чистоты.

В исполнении Георгия Фараджева прозвучали произведения «Отчего?» (Л.А.Мей, 1869), «Les larmes» - «Слезы» (А.Бланшкот) и флорентийская песня «Pimpinella».
В первом романсе влюбленный герой задает один вопрос за другим, а ответов на них получить не может («Отчего побледнела весной пышноцветная роза сама?... Отчего, о скажи мне скорей, ты – покинув – забыла меня?...»). Сила переживаний возрастает с каждым последующим куплетом, горестные размышления в кульминации буквально разрывают сердце на части.
Невероятная энергетика и харизма, исходящие от артиста, яркий, солнечный голос и актерский талант в сочетании создают образ сильного, одухотворенного человека, который сможет преодолеть любые препятствия, возникшие на его пути, от лирических переживаний, страданий и ревности до глобальных проблем человечества.

Александр Мартынов спел романсы «Слеза дрожит…» (А.К.Толстой, 1858), «Ни слова, о друг мой…» (А.Н.Плещеев, 1869) и «То было раннею весной…» (А.К.Толстой, 1878).
Яркими красками певец нарисовал истории стремительно тающей любви, о счастье, канувшем в Лету и о вновь пробуждающемся прекрасном, светлом чувстве, которое так похоже на красавицу весну.

Марат Гареев исполнил один из самых известных и любимых камерных произведений П.И.Чайковского – «Средь шумного бала» (А.К.Толстой, 1878).
Изящный, галантно-утонченный вальс передает шквал эмоций, овладевших всем существом героя после волнующей встречи с прекрасной, загадочной незнакомкой. Основной акцент сделан на его внутреннее состояние.

В исполнении Александры Саульской-Шулятьевой прозвучали романсы «Усни, печальный друг…» (А.К.Толстой, 1856) и «Закатилось солнце…» (Д.М.Раттгауз, 1893).
Для этих произведений характерны колебания волнений самой разной интенсивности и направления: от незначительных мрачных предчувствий до мучительных, болезненных терзаний; от тяжкого горя до безмятежного счастья, безудержного веселья, близкого к эйфории.
Словно уверенный проводник, прекрасный, теплый, «пряный», будто слегка опьяняющий голос певицы то погружает зрителей в бездну гнетущего горя и душевного томления, то отправляет публику в свободный полет по бескрайним просторам радости и счастья.

Андрей Бреус спел романсы «На нивы желтые…» (А.К.Толстой, 1884), «Растворил я окно…» (К.К.Романов, 1885), «Снова, как прежде, один…» (Д.М.Ратгауз, 1893) и «Хотел бы в единое слово…» (Л.А.Мей, 1875).
Огромный спектр чувств - лирика, патриотизм, любовь, тоска, разлука, боль, печаль, грусть, ностальгия и т.д., - передает прекрасный, глубокий, насыщенный голос артиста, доносящий каждую фразу, мысль и строфу так, что она оставляет глубокий след в душе и сердце слушателя.

В исполнении Сергея Артамонова прозвучали такие камерные шедевры П.И.Чайковского на стихи А.К.Толстого, как «Благословляю вас, леса…» (1881) и Серенада Дон Жуана.
Первый опус, фрагмент поэмы «Иоанн Дамаскин», представляет собой философские размышления об окружающем мире, выраженные в живописно-музыкальном описании великолепной природы во всем блеске ее красоты и могущества. Роскошный, выразительный, бархатистый бас сгущает краски, оттеняет знаковые моменты, представляя их в самом выигрышном свете.
Романтичная Серенада Дон Жуана, пылкого героя, очарованного прекрасной Нисетой, - портрет идеального влюбленного в его же собственном представлении, рисующийся на фоне невероятных ночных пейзажей.

Одним из самых ярких впечатлений от Вечера стали Колыбельная песня (А.Н.Майков), а также романсы «Ночи безумные» (А.Н.Алухтин, 1886) и «Я ли в поле да не травушка была…» (И.З.Суриков, 1881), которые спела Маргарита Некрасова.
Голос певицы виртуозно продемонстрировал любовь матери к ребенку, невеселые думы в таинственной, завораживающей ночи и печальные размышления о тяжкой женской доле.
Лирическая песнь с нарастающим от куплета к куплету драматизмом, страстями, накаляющимися до предела, - дань уважения, которую композитор отдает русской народной песне, прочно вошедшей в жизнь города.

Помимо сольных номеров, в рамках Вечера романсов прозвучало несколько дуэтов. Елена Терентьева и Александра Саульская-Шулятьева спели романсы «Слезы» (Ф.И.Тютчев) и «Рассвет» (И.З.Суриков).
Контрастное сочетание высокого (сопрано) и низкого (меццо-сопрано) голосов, сплетенных в музыкальной канве в единое целое, позволяет услышать в пении волнение и спокойствие, раздумье и переживание, полет души и рассудительность, романтический полет и элегантную, солидную сдержанность, горячую страстность и хрустальную чистоту.

Еще один дуэт – опус «Минула страсть» (А.К.Толстой) – прозвучал в исполнении Елены и Ольги Терентьевых. Это очень яркое произведение, предельно насыщенное эмоционально.
По композиции произведение напоминает встречу. В начале и в конце голоса звучат отдельно друг от друга, подобно эху. В середине они все-таки встретятся и зазвучат в унисон, чтобы потом вновь разойтись» по своим углам».

Завершил концерт квартет «Ночь» (фрагмент фантазии №4 В.А.Моцарта в аранжировке П.И.Чайковского на его же стихи), который спели Елена Терентьева, Александра Саульская-Шулятьева, Георгий Фараджев и Александр Мартынов.

Партия фортепиано в романсах – не просто аккомпанемент, сопровождающий вокалиста. Это – равноправный участник великого Таинства, которое привлекает и волнует множество людей. Прикосновение пальцев Екатерины Маклярской к клавишам превращало музыкальные фразы и пассажи в прекрасные поля и луга, в бушующее море, в тихие и уютные комнаты… В общем, в тот антураж, без которого невозможно себе представить камерные произведения.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц

Категория: Театр » Музыкальный театр