интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » В "Новой Опере" прошел музыкальный марафон памяти В.С.Попова

 
 
 

В "Новой Опере" прошел музыкальный марафон памяти В.С.Попова

Автор: Ольга Пурчинская от 18-11-2014, 04:56, посмотрело: 2725

Дирижер академического хора. Музыкальный звукорежиссер. Солист-вокалист. Композитор. По этим творческим направлениям готовит специалистов Академия хорового искусства (АХИ) имени Виктора Сергеевича Попова. Кроме того, каждый выпускник получает дополнительно квалификацию преподавателя. В результате обучения в уникальном ВУЗе появляются профессионалы широкого профиля, которые могут петь как сольно, так и в хоре, управлять вокальным коллективом и/или симфоническим оркестром.

С 9 ноября по 10 декабря 2014 года в Москве проходит IV Всероссийский фестиваль вокально-хоровой музыки имени В.С.Попова, приуроченный к 80-летию со дня рождения Маэстро. 15 ноября в театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова состоялся третий концерт в рамках этого форума, который превратился в блистательный оперный марафон. В гала-вечере принимали участие выпускники АХИ, многие из которых уже покорили мировой музыкальный Олимп и продолжают радовать регулярными выступлениями столичную публику.

Свой весомый вклад в музыкально-драматическую феерию, царившую в самом центре Москвы, внесли симфонический оркестр театра «Новая Опера» и хор Академии хорового искусства имени В.С.Попова. Все нити концерта держали в своих руках четыре дирижера (Денис Власенко, Филипп Чижевский, Михаил Грановский и Евгений Ставинский), по очереди «царившие» за пультом, а также ведущий вечера Михаил Сегельман, верной рукой направлявший зрителей в безграничном, бездонном океане, имя которому – Мировая Оперная Литература.

Путешествие по страницам истории музыкального театра началось с трех фрагментов оперы, народной музыкальной драмы М.П.Мусоргского (1839 – 1881) «Борис Годунов» (1869).
Пролог в исполнении хора АХИ – сцена коронации, сопровождаемая колокольным звоном. Что это – праздник или черное предзнаменование?
Монолог Щелкалова «Православные! Неумолим боярин!» спел солист театра «Новая Опера» Артем Гарнов (баритон). Это торжественное, по-царски величественное произведение с легкими нотками грусти и послевкусием, окрашенным в печальные тона.
Следующий эпизод – песня Варлаама «Как во городе было во Казани». Солист – Олег Диденко (бас). Лихой монолог бродяги-удальца полон огня и безграничной силы. Очень яркий и энергичный номер, замешанный на вокальном мастерстве артиста и его мощной харизмы.

Прекрасный дуэт заглавных героев лирической оперы Шарля Гуно (1818 – 1893) «Ромео и Джульетта» (1867) прозвучал в исполнении Виты Васильевой (сопрано) и Георгия Васильева (тенор). Юные наследники двух враждующих веронских кланов недавно обвенчались, но радость их была недолгой: новобрачный должен покинуть Верону. Однако перед этим их ждет «Ночь Гименея! О ночь святой любви!».
Начало этого дуэта окрашено в светлые, нежные, трепетные оттенки прекрасных, сладких грез юноши и девушки, впервые познающих радость великого чувства любви. А дальше, после первых ноток песни жаворонка, этого предвестника зари, в еще совсем недавно пребывавшие в состоянии эйфории сердца и души вселяется чувство тоски и печали. Музыкальный язык Ш.Гуно оттеняет происходящее настолько четко, что все, происходящее на сцене, становится понятно без слов.
Голоса артистов с ювелирной точностью передают всю палитру настроений своих персонажей: от безграничного, искреннего счастья и безмятежной радости до грусти, скорби и предчувствия беды. Красота, свежесть и звонкость тенора Георгия Васильева и сопрано Виты Васильевой – символы обаяния юности и силы охватившего героев всепоглощающего чувства, имя которому – Первая Любовь.

Следующий блок концерта состоял из элементов творческого наследия Жоржа Бизе (1838 - 1875).
Сначала прозвучал романс Надира «Je crois entendre encore» («В сиянье ночи лунной») из оперы «Искатели жемчуга» (1863) в исполнении Ярослава Абаимова (тенор). Яркое, насыщенное эмоциям и колоритом произведение, очень красивое, подвижное. Пластичная мелодия, полная чувств, переживаний и сладких грез, отражает образ молодого охотника, героя-романтика, вернувшегося из дальних странствий и почти сразу увидевшего свою возлюбленную, из-за чувства к которой когда-то был вынужден покинуть родные края.
Далее Валентина Гофер (меццо-сопрано) спела сегидилью «Pres de la porte de Seville» («Близ бастиона в Севилье») из оперы «Кармен» (1874). Роскошная молодая цыганка с горящими глазами, настоящий сгусток энергии, сражающий того, кто попадет под этот «поток», наповал. Она стремится к свободе, к свету, обладает фантастическим жизнелюбием. Это сложная, многогранная натура, пленяющая тех, кто ее видит, буквально с первого взгляда. Судьба человека, влюбившегося в такую девушку, будет совсем непростой.
Завершил этот эпизод концерта дуэт Лейлы и Зурги, исполненный Еленой Галицкой (сопрано) и Василием Ладюком (баритон). Эта сцена построена на контрасте: страстная мольба героини о помиловании ее возлюбленного перекликается с неумолимыми краткими фразами вождя племени, обжигающими подобно ударам хлыста. И причина этому – неразделенная любовь и ревность, ослепившая на минуту молодого человека, из-за чего он отдал приказ казнить своих близких – возлюбленную и лучшего друга.

Гала-вечер памяти В.С.Попова запомнился не только шедеврами мировой оперной классики, но и знаменитыми мюзиклами ХХ века. Так, Елена Митракова (сопрано) спела арию Кунигунды из мюзикла Леонарда Бернстайна (1918 – 1990) «Кандид» (1956). Это знаменитое произведение – настоящий мини-спектакль, в котором есть все: и смех, и слезы, и виртуозная вокальная техника, позволяющая наглядно иллюстрировать шквал эмоций, сменяющихся стремительно, как узоры в калейдоскопе, и роскошные меха, и драгоценности, и многое другое.

После искрящегося, как шампанское, «легкого жанра» публика погрузилась в загадочный, непростой мир творчества Рихарда Вагнера (1813 – 1883). Прозвучала ария Елизаветы «Dich, teure Halle, grüß' ich wieder» («О светлый зал, чертог искусства») из оперы «Тангейзер» (1845) в исполнении Ольги Щегловой (сопрано). Героиня находится в радостном предвкушении, поскольку ожидает скорой встречи со сладкоголосым певцом, к которому неравнодушна. В ее голосе сошлись воедино сдержанность, свойственная дочери ландграфа, и возбуждение, в котором неизменно пребывают люди, ожидающие чего-то приятного, очень давно желанного.

Следующая «остановка» - «веселая драма» В.А.Моцарта (1756 – 1791) «Так поступают все» (1789 – 1790). Арию Фьордилиджи «Come scoglio immoto resta» («Словно камни неподвижна останусь») спела Анна Крайникова (сопрано). Очень яркий, эмоционально насыщенный фрагмент, сопровождаемый энергичным напором звучания и резкими скачками внутри диапазона.

Еще один фрагмент оперы Ш.Гуно «Ромео и Джульетта» - каватина заглавного героя «L’amour! L’amour!» («Любовь! Любовь!») – прозвучал в исполнении Георгия Фараджева (тенор). Нежный, звонкий, «солнечный» голос передает всю искренность чувств, силу страсти и теплоту, которую вызвала в юной душе сына Монтекки первая любовь.

Самый популярный фрагмент оперы Луиджи Ардити (1822 – 1903) «Корсар» - вальс для пения «Il bacio» («Поцелуй») – спела Виктория Шевцова (сопрано). Мелодия, разукрашенная большим количеством сложнейших колоратур, кроме того, не лишена изящества и легкого кокетства. Как по волшебству, голос рисует невероятные, прекрасные картины, насыщенные яркими красками.

Один из самых знаменитых мюзиклов ХХ века – «Моя прекрасная леди» (1956). Композитор – Фредерик Лоу (1901 – 1988). В первом отделении гала-концерта памяти В.С.Попова прозвучала ария «I Could Have Danced All Night» («Я танцевать хочу») в исполнении Алены Саяпиной (сопрано). Накануне своего первого бала героиня находится в сладостном возбуждении, танцует во сне и наяву. Она предвкушает фантастический вечер – воплощение мечты. Девушка легка, стройна и изящна – настоящая великосветская дебютантка!

А далее – еще один скачок из «легкого» жанра в царство серьезный, трагический, к коим, безо всяких преувеличений, можно отнести один из многочисленных шедевров Джузеппе Верди (1813 – 1901) – героико-патриотическую оперу «Атилла» (1846). Арию заглавного персонажа спел Евгений Ставинский (бас). Его мощный, объемный, панорамный голос очень четко прорисовывает сложный образ жестокого, деспотичного властителя-варвара, каким, вероятно, и был этот исторический персонаж, живший на заре Новой Эры (около середины V века).

Первое отделение завершилось еще одним фрагментом творчества Рихарда Вагнера – балладой Сенты «Встречали в море ль вы корабль» из оперы «Летучий голландец» (1843), которую исполнила Анастасия Бибичева (меццо-сопрано) в сопровождении хора АХИ имени В.С.Попова. Глубокий, сильный голос в сочетании с мощью музыкального потока рисует в воображении картину разбушевавшейся водной стихии. Немного разбавляет, смягчает краски вплетающаяся в канву произведения тема высокого чувства – любви.
Эту арию героиня поет, находясь под впечатлением от легенды о Летучем голландце, которую и рассказывает подругам. А потом дает обет, что будет предана своему супругу до самой смерти.

Вторая половина вечера началась фрагментом оперы С.В.Рахманинова (1873 – 1943) «Алеко» (1892) – хором цыган «Огни погашены» в исполнении хора АХИ имени В.С.Попова. Сцена, предваряющая кровавую развязку, подобна затишью перед бурей. Тишина, покой, умиротворение, но это – лишь иллюзия, ведь в воздухе уже чувствуется нарастающее напряжение.

Следующий цикл концерта посвящен творчеству Н.А.Римского-Корсакова (1844 – 1908). Фрагмент первый – сцена таяния Снегурочки из одноименной оперы (1881). В роли заглавной героини выступила Елена Галицкая. Тонкая, почти прозрачная, нежная девушка со звонким, хрустально-серебристым голосом. Именно такой представляется дочь Весны и Деда Мороза, и эти черты как нельзя лучше отражены в музыкальном материале арии «Мой царь», предшествующей окончанию жизненного пути этого неземного персонажа, которого расплавили сильные чувства, эмоции и страсть.
Следующий фрагмент – «Спи, моя красавица», вторая песня Левко из оперы «Майская ночь» (1879) в исполнении Алексея Татаринцева (тенор). Юный герой влюблен и придается сладким грезам. Звонкий голос артиста подобен пению птиц, сиянию солнца и журчанию ручейка в теплый весенний день.
Наконец, фрагмент третий. Опера «Садко» (1898). Арию Веденецкого гостя спел Василий Ладюк. Купец рассказывает о своей прекрасной родине, удивительной далекой стране, омываемой морями. В этом образе раскрывается настоящий патриот, который очень элегантно и изящно описывает невероятные красоты родного края. В произведении гармонично соединились благородство и величие голоса и музыкального материала.

Одна из самых ярких, запоминающихся категорий героинь, способных придать сюжету непредсказуемое направление – это ревнивые женщины. Находясь во власти сильных, недобрых чувств, они могут совершить невероятно жестокие поступки, последствия которых становятся судьбоносными для их соперниц. Такова принцесса Буйонская, персонаж оперы Франческо Чилеа (1866 – 1950) «Адриана Лекуврер» (1902). На гала-концерте памяти В.С.Попова ее арию «Acerba volutta» исполнила Юлия Меннибаева (меццо-сопрано). Душу гордой аристократки буквально разрывают на части эмоции, смятение, отчаяние, вскоре сменяющиеся ужасающей решительностью. Следуя недоброму порыву, она намеревается устранить со своего пути ненавистную соперницу, для чего несет подарок с «сюрпризом», который будет стоить ей жизни. Но вот вопрос: достигнув своей цели, будет ли характерная героиня благородного происхождения счастлива?

Следующий знаменитый фрагмент классики мировой оперной литературы – ария Рудольфа «Che gelida manina» («Холодная ручка») из оперы Джакомо Пуччини (1858 – 1924) «Богема» (1895) – спел Георгий Васильев. Краткая «биографическая справка» с информацией о работе, рассказанная очаровательной соседке в романтической обстановке становится началом взаимного увлечения двух творческих людей.

Далее прозвучало два фрагмента из героико-патриотической оперы А.П.Бородина (1833 – 1887) «Князь Игорь» (1890).
Один из ярчайших эпизодов спектакля – «Половецкие пляски» - исполнил хор АХИ имени В.С.Попова в сопровождении оркестра театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. Восточные мотивы в мелодии ткут пластичное, нежное, гибкое полотно в «женской» части этого импровизированного бала и мощные, энергичные, стремительные, подобные урагану или цунами – в «мужской». Хор усиливает эффекты, углубляя ощущения.
Второй фрагмент – ария Хана Кончака «Здоров ли, князь?», прозвучавшая в исполнении Николая Диденко (бас). Сильная личность, предводитель половецкого войска, захвативший князя и его дружину, предстает перед пленником властным и могущественным, но при этом щедрым и хлебосольным хозяином. Но не обманчива ли эта неожиданная, внезапная вспышка гостеприимства?

Следующий номер концерта – рассказ Лоэнгрина «В краю чужом, в далеком горном царстве» из одноименной оперы (1850) Рихарда Вагнера. Исполнитель – Всеволод Гривнов (тенор). Это – история о его доме, о далекой и прекрасной стране, где находится легендарный священный Грааль, который стерегут рыцари.

Роскошный дуэт Адины и Неморино («Caro elisir! Sei mio!») из оперы Гаэтано Диницетти (1797 – 1848) «Любовный напиток» (1832) прозвучал в исполнении Екатерины Лехиной (сопрано) и Алексея Татаринцева (тенор). Добравшись до заветного эликсира (на самом деле, это – всего лишь вино) и приняв его в значительно большем количестве, чем следовало бы, герой быстро пьянеет. В излишне веселом состоянии он начинает слишком активно добиваться внимания своей возлюбленной, вызывая сильное недовольство девушки.
Отличная актерская игра солистов и использование небольшого, но крайне полезного реквизита на несколько минут погрузили зрителей в волшебный мир итальянской оперы бельканто, предоставив потрясающую возможность очень живо и естественно представить себе события, происходившие в солнечной Италии два столетия назад.

Иоганн Штраус-сын (1825 – 1899) своими вальсами вписал немало ярких страниц в историю музыкальной культуры Европы второй половины XIX века. Один из них – «Frühlingsstimmen» («Весенние голоса», 1882) – спела Екатерина Лехина. Проиллюстрированная стихотворным текстом, знаменитая мелодия приобрела новые краски. В блестящих вокальных колоратурах и сложнейших пассажах слышны нежные голоса птиц, течение кристально чистых ручейков, умиротворяющий шелест листвы и другие ласковые звуки пробуждающейся после долгой зимней спячки природы.

Еще один фрагмент оперы Ж.Бизе «Искатели жемчуга» - дуэт Надира и Зурги «Au fond du Temple Saint» («И там, среди цветов») исполнили Алексей Татаринцев и Василий Ладюк. Два лучших друга, которых когда-то разлучила любовь к одной прекрасной даме, спустя долгое время встретились вновь. Вспомнив прошлое, молодые люди клянутся в вечной дружбе.
Что-то волшебное есть в голосах этих двух солистов театра «Новая Опера». Любая фраза, любой жест, любые обстоятельства, в которых живут на сцене их герои, настолько реалистичны, что веришь каждую секунду, каждое мгновение, которое они находятся на сцене. Но прежде всего – ювелирное, филигранное, виртуозное владение вокальным мастерством. Внимание к незначительным, на первый взгляд, деталям делает их героев яркими и запоминающимися, вызывает желание наблюдать за этими персонажами, сочувствовать и сопереживать их проблемам, пытаться найти оправдание зачастую странным поступкам.

Завершающий номер концерта – финальная сцена из оперы П.И.Чайковского (1840 – 1893) «Иоланта» (1891), в которой приняли участие: Николай Диденко (король Рене), Виктория Шевцова (Иоланта, его дочь), Василий Ладюк (герцог Роберт), Георгий Васильев (граф Водемон, рыцарь), Артем Гарнов (Эбн-Хакиа, мавританский врач), Олег Диденко (Бертран, привратник), Юлия Меннибаева (Марта, его жена, кормилица Иоланты), Ярослав Абаимов (Альмерик, оруженосец короля), Екатерина Лехина (Бригитта, подруга Иоланты) и Валентина Гофер (Лаура, подруга Иоланты). Сказочные события привели к счастливому финалу элегантного опуса. А ее финальный эпизод – настоящая хоровая сцена, в которой принимают участие солисты.

Оперный певец должен уметь петь как сольно, так и в ансамбле. И не важно, дуэт это будет, терцет или хор. Чуткий слух, умение взаимодействовать с партнерами, работать четко и слаженно. Все эти (и многие другие) навыки получили воспитанники Академии хорового искусства имени В.С.Попова в период обучения. Сейчас многие из них – звезды мирового масштаба. И это – лучший пример для талантливой молодежи, желающей посвятить себя служению Его Величеству Музыкальному театру.

АХИ дает своим студентам тот фундамент, который необходим для будущих успехов в карьере, ту базу, без которой работать на высоком уровне невозможно. Это учебное заведение с богатыми традициями, и хочется верить, что из его стен выпустится еще много ярких, перспективных артистов, таких, как певцы, вышедшие на сцену «Новой Оперы» в концерте памяти В.С.Попова 15 ноября.

Ольга Пурчинская

Категория: Театр » Музыкальный театр