интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Мюзикл: вчера, сегодня, завтра

 
 
 

Мюзикл: вчера, сегодня, завтра

Автор: Ольга Пурчинская от 10-04-2008, 02:06, посмотрело: 4767

Музыка… Без нее не мыслит жизни ни один человек, способный слышать, у каждого есть свой любимый музыкальный жанр. К сожалению, все чаще шедевры гениальных композиторов прошлого сменяют песенки-однодневки «гениев» современности. Многие пытаются оправдать бездарность тем, что нот всего семь и все лучшие их сочетания уже использованы. Спасибо тем композиторам, которые своим творчеством доказывают миру, что истинные гении не перевелись.

Мировые театры на протяжении уже многих веков славились своей строгостью и приверженностью классическому жанру. Из-за этого в любое время значительная масса людей, не питающая глубоких чувств к классике, обходила красивые и всегда архитектурно точные здания театров. Со временем появлялись новые жанры сценического искусства, но позже неудачные отметались и канули в лету, а удавшиеся так же становились классикой, для многих людей стереотипной и поэтому неприятной. Из старожилов «лёгкого» жанра можно выделить разве что оперетту, но сейчас и этот вид театрального искусства канонизирован и считается классическим. Видимо, именно людьми, не особо считающимися со строгими, устоявшимися традициями, приверженцами идеологии своего времени и был зарождён в конце XIX столетия в Америке такой жанр, как мюзикл. На первый взгляд, не слишком просто найти существенные отличия мюзикла от оперетты. Они-то как раз и заключаются в некотором отказе от принятой классической строгости. По структуре мюзикл соседствует с опереттой: это такой же музыкальный (комический или драматический) спектакль, но если в оперетте музыкальные фрагменты могут быть вставными, то в мюзикле – никогда, они являются частью действия. Основная отличительная черта мюзикла – разнообразные музыкальные и театральные приёмы. Именно с зарождением этого жанра на сцене театра появились такие элементы, как цирковые трюки, чечётка и джаз, элементы фольклора и эстрадные песни, рок, рэп и многие другие приёмы модной современности. Мюзикл рассчитан на все возрастные и характерные категории, охватывает наибольшую аудиторию. Многие из наиболее удачных арий становятся шлягерами, а самые удавшиеся мюзиклы экранизированы («Звуки музыки», «Кабаре», «Шербурские зонтики», «Вестсайдская история», «Виктор и Виктория», «Чикаго», «Эвита», «Призрак оперы» и др.).

История мюзикла началась в 1866 г. – тогда в Нью-Йорке впервые был показан музыкально-драматический спектакль «Злодей-мошенник» или «Чёрный плут». Неожиданно удачный, первый в мире мюзикл не сразу стал образцом для подражания, полноправное место в театрах этот жанр занял лишь в 20-х годах XX столетия. Сначала подобные представления начали появляться на родине в США, а после Второй мировой войны – в Англии, Австрии, Франции. Многие театры мира ставили известный мюзикл Л. Бернстайна «Вестсайдская история», рассказывающий о сложных отношениях подростков, о первой любви и настоящей дружбе. Сюжет, правда, на мой взгляд, заимствован у Шекспира: «Ромео и Джульетта» в современной Америке.

Когда популярность мюзикла стала уже неоспоримой, в жанре появилось новое течение - рок-опера (70-е годы XX столетия). Наиболее известным в этом подвиде жанра стал Эндрю-Ллойд Уэббер, ставший автором значительного количества исключительно удачных мюзиклов («Фантом оперы», «Кошки», «Иисус Христос – суперзвезда», «Эвита»), подаривших композитору мировую славу, а также раскрывших таланты множества певцов, исполнявших в них роли. Вот уж гений так гений! Ни одна мелодия не повторяется, все его мюзиклы абсолютно разные, не сравнить с некоторыми современными композиторами, у которых достаточно послушать одну мелодию, чтобы определить принадлежащие ему другие.

Значительную популярность рок-опера приобрела и в нашей стране. Первая рок-опера А. Журбина «Орфей и Эвридика» была российским открытием жанра. Надо сказать, удавшимся не только из-за прекрасной музыки, но и благодаря главным партиям, исполненным Ириной Понаровской и Альбертом Ассадулиным. Еще более популярен прекрасный мюзикл Алексея Рыбникова «Юнона и Авось», попасть на который стремились наши мамы и папы, а теперь и мы, возможно, еще и потому, что периодически слышим с привычной эстрады непривычно интересные дуэт, исполняющие «Ты меня на рассвете разбудишь».

Мюзикл – самый лёгкий, но самый глубокий театральный жанр, ведь лишь мюзикл всё же последовал так необходимому для меломанов принципу: хорошая музыка – разная музыка. На сцене интересное для себя увидят поклонники классики, поп-музыки, рока, джаза, акробатики, танцев, да, наверное, всех существующих музыкальных, фольклорных и даже спортивных течений, популярных в современности. Театр в современных условиях сделал огромный и, должно быть, самый значительный в своей истории шаг к общедоступности.

Последние годы ознаменовались расцветом мюзикла в России. Началось, на мой взгляд, это с шоу-представления «Метро», показанного в театре «Московская оперетта» в конце 90-х прошлого века. Молодые талантливые артисты покорили зрителей, обрели толпы поклонников.

Постепенно рекламу «Метро» сменили яркие плакаты с надписью: «каждый месяц в театре оперетты «Нотр-Дам де Пари» - мюзикл, покоривший весь мир». Не все воспринимали эту надпись одинаково, кто-то соглашался, кто-то в очередной раз собирался посетить, кто-то ухмылялся. Думаю, что в этом случае реклама не преувеличивала, мюзикл Ричарда Кочанте действительно покорил мир, а ухмылялись лишь те, кто не видели спектакль целиком, либо не нашли свою версию (французскую, русскую, итальянскую, английскую или испанскую).

Великолепная музыка, интересное либретто, и, конечно же, талантливые актёры, - все эти факторы создали замечательный спектакль, который проходил, что называется, на одном дыхании, от первого до последнего момента. Очень жаль, что увидеть спектакль теперь можно только на DVD, причем в чужеземном исполнении.

Потом были несколько неудачные попытки – мюзиклы «Чикаго» и «42-я улица» не прижились в Москве, видимо, нашему зрителю мало грандиозного по зрелищности шоу, поэтому европейская музыка и постановки ближе. Не зря же столько лет подряд театр им. Моссовета собирает полные залы на спектакль «Иисус Христос – суперзвезда», звезды оперы и эстрады исполняют арии и дуэты из «Призрака оперы» и «Cats», хотя, в Москве мюзикл «Cats» почему-то не долго не просуществовал, несмотря на то, что в начале проходил при полном аншлаге. Удивил и мюзикл «We will rock you», привлекавший зрителей совсем недолго, может быть, из-за того, что никто не может заменить Фредди Меркьюри?

«Нотр Дам» на сцене театра оперетты сменился не менее прекрасным спектаклем «Ромео и Джульетта», который радова не только великолепной музыкой, постановкой, но и участием любимых звезд мюзиклов «Метро» и «Нотр-Дам». Судьба этой постановки оказалась счастливее других – планировали показывать 2 года, столько и продержались. Порадовало и то, что аудио-версия этого спектакля на русском языке все же нашла своего слушателя. К сожалению, обещанной русской версии «Нотр-Дам» мы так и не получили.

Что же еще можно сказать о современном мюзикле? В театре «Московская оперетта» с большим успехом идет мюзикл «Моя прекрасная леди», там же дети и родители могут насладиться «Маугли», на театральных площадках Москвы иногда проходит римейк «Веселых ребят», в театре им. Моссовета – «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (музыкальная драма). Много интересных работ у Максима Дунаевского. Продолжает писать мюзиклы и Александр Журбин, конечно, его нельзя даже сравнивать с Эндрю Ллойд Уэббером или Ричардом Кочанте, но за счет интересных постановок и великолепной игры актеров его произведения никого не оставляют равнодушными. Так, например, в театре Чихачева идут «Униженные и оскорбленные». И каждый месяц в театре Луны замечательные спектакли «Губы» и «Лиромания».

Конечно, всего в одной статье не охватить, но по мере возможности, буду рассказывать о новинках жанра и исполнителях.

Ольга Пурчинская

Категория: Театр » Музыкальный театр