1890 год. 19 декабря. На сцене Мариинского театра с блеском проходит премьера последней, 10 оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама», написанной по мотивам одноименной повести А.С.Пушкина. Клавир был создан в рекордно короткий срок – за 44 дня.
Драматургическая составляющая опуса – 3 действия, 7 картин. 7 маленьких произведений, объединенных общей сюжетной линией. Каждая последующая не сможет существовать без предыдущей. И наоборот. Только так создается впечатление единого музыкально-драматического пространства.
Автор либретто, М.И.Чайковский, в значительной степени изменил оригинальный, пушкинский сюжет. Так, в повести заглавный герой носит фамилию Германн, тогда как в опере он представлен как Герман (с одной н на конце), и это – его имя. Эта особенность не является ошибкой: это авторское намерение.
Популярность спектакля росла стремительно, и вскоре «Пиковая дама» вошла в репертуар многих театров Старого и Нового Света. Так, 11 октября 1892 года прошел первый показ произведения за пределами России, в Праге (в исполнении на чешском языке, перевод В.Новотного). А в начале ХХ столетия (1902 г.) состоялся дебют на сцене Венской государственной оперы (дирижер – Густав Малер). После этого последовали Москва, Нью-Йорк и Лондон.
Популярность этого произведения настолько высока, что и по сей день случаются регулярные постановки во многих знаменитых музыкальных театрах мира. И Россия здесь – не исключение.
28 ноября 2013 года на сцене московского театра «Новая опера» имени Е.В.Колобова состоялся предпремьерный показ «Пиковой дамы» режиссера Юрия Александрова. Свою оригинальную сценическую версию Маэстро приурочил к одной из самых ярких исторических дат, широко отмечающихся в уходящем году – 400-летнему юбилею Дома Романовых.
Действительно, хронологические рамки действия в значительной степени отличаются от событий, описываемых и у Пушкина в повести, и у Чайковского в либретто. Время действия – ХХ век. Таинственный, зловещий. Полный событий сложных, кровавых, последствия от которых ощущаются на протяжении длительного периода времени. Рок, который постоянно витает в воздухе. Постоянно нагнетаемая атмосфера. Эти эмоции отражены уже в первых аккордах увертюры.
Начало спектакля отправляет зрителя ровно на 100 лет назад. Итак, год 1913. В России с традиционным для нашей страны размахом отмечается знаковое событие – трехвековой юбилей Императорской семьи. Спокойная, безмятежная жизнь. Нянюшки гуляют с детьми, молодые люди и юные барышни чинно совершают свой ежедневный моцион. Костюмы горожан выполнены в духе моды того времени. Цветовая гамма спокойная, умиротворяющая – белый, слоновая кость, беж. Материалы – лен, хлопок. И во всех этих образах четко ощущается дух умиротворения, довольства своей жизнью, уверенностью в завтрашнем дне.
И тут на фоне этого позитивно-размеренного, светло-батистового настроения, этой позитивной ауры возникает «темное пятно». Как в буквальном, так и в переносном смысле. Молодой человек по имени Герман (заслуженный артист России Михаил Губский, тенор), с ног до головы одетый в черное, закутанный в теплое пальто, резким пятном выделяется из толпы. Он очень замкнут, взгляд выдает не вполне здоровый рассудок. А причина сойти с ума была довольно банальной: он влюблен. Причем даже не знает имени объекта своих сладких грез. Но есть у героя еще одна страсть, и знает он ее прекрасно. Это – азартные игры, точнее, карты.
Герман находится в апатии, граничащей с агрессией. Он постоянно сжимает в руке пистолет. Главная интрига вечера: не то ли это ружье, которое, вися в первом акте на стене, во втором всенепременно должно выстрелить?!
Грусть-тоску центрального персонажа усугубляет новость, которую он случайно слышит: оказывается, его возлюбленная помолвлена с князем Елецким (лауреат международных конкурсов Василий Ладюк, баритон).
Время идет, наступает 1914 год, а вместе с ним страну ждет первое страшное потрясение прошлого столетия – Первая Мировая война. И вот уже радостные, позитивные, празднично разукрашенные улицы российских городов совсем не те. Вторая картина разворачивается в госпитале. Молодые девушки, работающие в этой больнице сестрами милосердия, заканчивают рабочий день. Вечер – время немного расслабиться.
И костюмы тоже претерпели значительные изменения. Цветовая гамма стала куда более холодной, унылой. Серые платья, белые фартуки и головные уборы. Но в этом сочетании заведомо универсальные цвета производят гнетущее впечатление. Не такое ли должно возникать во время войны?
Молодая аристократка по имени Лиза (Галина Бадиковская, сопрано) готовится к свадьбе. Ее подруга Полина (заслуженная артистка России Ирина Ромишевская, меццо-сопрано) поет свой знаменитый романс «Подруги милые, зачем пришла любовь ко мне?», лирическое произведение, полное душевной боли, терзаний и страданий. И это лишь усугубляет общее гнетущее впечатление, неизменно вызываемое военными действиями.
Лиза помолвлена с князем Елецким. Но в душе ее поселилось предательское противоречие: она влюбилась в Германа, чья маниакальная одержимость карточными играми и необходимыми для победы комбинациями овладевает им все сильнее, и приступы становятся все чаще и активнее. А пистолет по-прежнему с ним. И он до сих пор не выстрелил!
Но все когда-нибудь заканчивается, в том числе беды, напасти, проблемы. И вот, спустя более трех десятилетий, в начале второго действия зритель попадает в 1937 год. Центр Москвы. Красная площадь. Мероприятия, приуроченные к 100-летию со дня смерти гения русской литературы А.С.Пушкина. Посмертная маска поэта, попадающая в поле зрения в течение всей картины, наводит на мысли и об иносказательном смысле. Возможно, помимо легендарного автора «Пиковой дамы», этот слепок также символизирует ушедшую эпоху великой Российской Империи, которая никогда больше не повторится.
Князь Елецкий приходит к своей невесте Лизе. Он видит, что девушка чем-то сильно обеспокоена. Его знаменитая ария «Я Вас люблю, люблю безмерно…» берет за душу с самой первой фразы (a capella) и не отпускает до последней ноты. Но и здесь, точно навязчивое ведение, возникает Герман.
Жизнь продолжается, и после войны людям, уставшим от постоянных волнений и переживаний, хочется праздника. Хлеба и зрелищ! А где в нашей стране, начиная с конца 1930-х годов, можно получить и того, и другого, да еще и в избытке? Конечно же, на выставках, проходящих на территории ВДНХ!
Как полагается, на территории крупнейшего Экспоцентра СССР собралось огромное количество людей из всех республик. Одетые в национальные костюмы всех цветов радуги, они готовы не только угостить всех вкуснейшими лакомствами со всей страны, но и познакомить гостей с особенностями своей национальной культуры.
Представители «принимающей стороны», то есть жители РСФСР, приготовили гостям выставки сюрприз – интермедию «Искренность пастушки». Участие в этом «представлении» приняли хорошо всем зрителям знакомые Лиза, старая Графиня (заслуженная артистка России Александр Саульская-Шулятьева, меццо-сопрано) и князь Елецкий. А на заднем плане сцены – кадры из знаменитого фильма «Свинарка и пастух». Символично, ведь где еще, как не в этой картине, максимально наглядно передан весь колорит выставки на ВДНХ!
Графиня уже, мягко говоря, не молода. Ей уже 80 лет. Когда-то, во времена своей бурной молодости, она была азартным игроком. Даже фанатичным. С кем только ей не довелось сыграть! И куда только ее не заносила судьба! В том числе в славный город Париж. Но сейчас ей уже не до этого: возраст берет свое. И все чаще Графиню, «Московскую Венеру», как ее когда-то величали, посещают ведения из прошлого. И на сцене появляется олицетворение этих воспоминаний – юная Графиня (Соня Стебенькова).
Именно женщина-картежница, этот азартный игрок, очень сильно интересует Германа. Точнее, не она, а лишь ее секретные комбинации, которые принесли множество побед. Что же это за набор? Как его отыскать? Как заставить уже теряющую последние капли жизни старую даму все ему рассказать? Именно эти вопросы заботят центрального персонажа оперы в конце второго акта.
А время все идет и идет. И остановиться не может ни на одно мгновение. И вот уже на дворе, точнее, на сцене, 1940-е годы. Великая Отечественная война. Страшные дни блокады Ленинграда. Голод, холод, отчаяние… Германа, рассудок которого уже давно куда-то улетучился, мучают видения, героями которого становятся Лиза и Графиня. В итоге одну из двух своих страстей герой потеряет.
Борьба светлого и темного, добра и зла, постоянно происходящая в душе едва ли не каждого человека, олицетворена в образах Германа и князя Елецкого. Это отражается не только в характерах этих персонажей, но и во внешнем облике. Так, Герман в течение всего спектакля одет в черное. Елецкий, напротив, каждый раз появляется на сцене в новом наряде, и все они неизменно мягких, светлых тонов.
Вообще, сценография (художник-постановщик – Виктор Герасименко) – одна из сильных сторон постановки. Костюмы несут символическую нагрузку, очень четко отражая настроение героев, а вместе с ними – целой страны и эпохи.
Декорации представляют собой стилизацию знаменитой скульптуры Бернини «Экстаз Святой Терезы». В разных ситуациях она то собирается, то разъединяется. Иногда внутри открывается комната. И волшебное фортепиано.
Отдельного упоминания заслуживают изображения, которые проецировались на задник, расположенный в глубине сцены. Во время действия там показываются видео, гармонично дополняющие действие. Так, сцена, разворачивающаяся в период смерти Сталина, показывает течение реки. Сначала спокойное, затем все более бурное. И, в конце концов, в это движение вливаются потоки крови, а из них выглядывает портрет вождя.
В самом начале спектакля, еще во времена царской России, спокойная, размеренная картина. Вскоре, ко времени начала Первой мировой войны, изображение будет разбавлено пятнами крови.
А вообще, в какой-то момент зрителю начинает казаться, что все действие происходит в голове Германа. Как известно, в течение спектакля он сходит с ума, состояние усугубляется. Музыкальный материал наращивает обороты с каждой новой сценой.
Кстати, о музыке. Ее доносил до зрителя симфонический оркестр театра Новая опера имени Е.В.Колобова под управлением музыкального руководителя постановки Александра Самоилэ. В этом спектакле музыкальное сопровождение будет осуществляться двумя составами музыкантов. А Маэстро всегда один.
Так получилось, что в повести А.С.Пушкина отсутствует князь Елецкий. Этого персонажа ввели в оперу братья Чайковские. Быть может, авторы решили, что, в условиях отсутствия качественного Героя в русской классической литературе неплохо было бы создать его хотя бы в опере? Партия князя – одна из самых известных, написанных для лирического баритона, а ария «Я Вас люблю, люблю безмерно» стала «визитной карточкой» многих артистов. Например, солиста «Новой оперы» Василия Ладюка», чья профессиональная карьера началась именно с исполнения этого произведения.
В мире очень много споров о том, стоит ли переписывать классику, вводить в постановки современные элементы, пытаться изменить либретто? Автор этих строк полагает, что эксперименты ни в коем случае нельзя запрещать. Тем более, что у любителей подобных опытов в опере есть «подстраховка» в виде неизменных текстов, музыки и голосов. Только с уговором: все нестандартные решения должны быть четко обоснованы. Так, чтобы даже не самый высокообразованный зритель смог понять смысл нововведения. Если все сделать четко, ясно и талантливо, тогда эксперименты становятся не просто нужными, а необходимыми! Ведь театру нужно развиваться. Но только не переставая опираться на давно уже устоявшиеся эталоны, нормы, правила и каноны.
Тогда зритель у театра будет постоянный, любого возраста и с любыми запросами. А эксперимент Юрия Александрова удался. Так что удачного плавания новой постановке «Новой оперы!».
Ольга Пурчинская
Еще рецензия
Драматургическая составляющая опуса – 3 действия, 7 картин. 7 маленьких произведений, объединенных общей сюжетной линией. Каждая последующая не сможет существовать без предыдущей. И наоборот. Только так создается впечатление единого музыкально-драматического пространства.
Автор либретто, М.И.Чайковский, в значительной степени изменил оригинальный, пушкинский сюжет. Так, в повести заглавный герой носит фамилию Германн, тогда как в опере он представлен как Герман (с одной н на конце), и это – его имя. Эта особенность не является ошибкой: это авторское намерение.
Популярность спектакля росла стремительно, и вскоре «Пиковая дама» вошла в репертуар многих театров Старого и Нового Света. Так, 11 октября 1892 года прошел первый показ произведения за пределами России, в Праге (в исполнении на чешском языке, перевод В.Новотного). А в начале ХХ столетия (1902 г.) состоялся дебют на сцене Венской государственной оперы (дирижер – Густав Малер). После этого последовали Москва, Нью-Йорк и Лондон.
Популярность этого произведения настолько высока, что и по сей день случаются регулярные постановки во многих знаменитых музыкальных театрах мира. И Россия здесь – не исключение.
28 ноября 2013 года на сцене московского театра «Новая опера» имени Е.В.Колобова состоялся предпремьерный показ «Пиковой дамы» режиссера Юрия Александрова. Свою оригинальную сценическую версию Маэстро приурочил к одной из самых ярких исторических дат, широко отмечающихся в уходящем году – 400-летнему юбилею Дома Романовых.
Действительно, хронологические рамки действия в значительной степени отличаются от событий, описываемых и у Пушкина в повести, и у Чайковского в либретто. Время действия – ХХ век. Таинственный, зловещий. Полный событий сложных, кровавых, последствия от которых ощущаются на протяжении длительного периода времени. Рок, который постоянно витает в воздухе. Постоянно нагнетаемая атмосфера. Эти эмоции отражены уже в первых аккордах увертюры.
Начало спектакля отправляет зрителя ровно на 100 лет назад. Итак, год 1913. В России с традиционным для нашей страны размахом отмечается знаковое событие – трехвековой юбилей Императорской семьи. Спокойная, безмятежная жизнь. Нянюшки гуляют с детьми, молодые люди и юные барышни чинно совершают свой ежедневный моцион. Костюмы горожан выполнены в духе моды того времени. Цветовая гамма спокойная, умиротворяющая – белый, слоновая кость, беж. Материалы – лен, хлопок. И во всех этих образах четко ощущается дух умиротворения, довольства своей жизнью, уверенностью в завтрашнем дне.
И тут на фоне этого позитивно-размеренного, светло-батистового настроения, этой позитивной ауры возникает «темное пятно». Как в буквальном, так и в переносном смысле. Молодой человек по имени Герман (заслуженный артист России Михаил Губский, тенор), с ног до головы одетый в черное, закутанный в теплое пальто, резким пятном выделяется из толпы. Он очень замкнут, взгляд выдает не вполне здоровый рассудок. А причина сойти с ума была довольно банальной: он влюблен. Причем даже не знает имени объекта своих сладких грез. Но есть у героя еще одна страсть, и знает он ее прекрасно. Это – азартные игры, точнее, карты.
Герман находится в апатии, граничащей с агрессией. Он постоянно сжимает в руке пистолет. Главная интрига вечера: не то ли это ружье, которое, вися в первом акте на стене, во втором всенепременно должно выстрелить?!
Грусть-тоску центрального персонажа усугубляет новость, которую он случайно слышит: оказывается, его возлюбленная помолвлена с князем Елецким (лауреат международных конкурсов Василий Ладюк, баритон).
Время идет, наступает 1914 год, а вместе с ним страну ждет первое страшное потрясение прошлого столетия – Первая Мировая война. И вот уже радостные, позитивные, празднично разукрашенные улицы российских городов совсем не те. Вторая картина разворачивается в госпитале. Молодые девушки, работающие в этой больнице сестрами милосердия, заканчивают рабочий день. Вечер – время немного расслабиться.
И костюмы тоже претерпели значительные изменения. Цветовая гамма стала куда более холодной, унылой. Серые платья, белые фартуки и головные уборы. Но в этом сочетании заведомо универсальные цвета производят гнетущее впечатление. Не такое ли должно возникать во время войны?
Молодая аристократка по имени Лиза (Галина Бадиковская, сопрано) готовится к свадьбе. Ее подруга Полина (заслуженная артистка России Ирина Ромишевская, меццо-сопрано) поет свой знаменитый романс «Подруги милые, зачем пришла любовь ко мне?», лирическое произведение, полное душевной боли, терзаний и страданий. И это лишь усугубляет общее гнетущее впечатление, неизменно вызываемое военными действиями.
Лиза помолвлена с князем Елецким. Но в душе ее поселилось предательское противоречие: она влюбилась в Германа, чья маниакальная одержимость карточными играми и необходимыми для победы комбинациями овладевает им все сильнее, и приступы становятся все чаще и активнее. А пистолет по-прежнему с ним. И он до сих пор не выстрелил!
Но все когда-нибудь заканчивается, в том числе беды, напасти, проблемы. И вот, спустя более трех десятилетий, в начале второго действия зритель попадает в 1937 год. Центр Москвы. Красная площадь. Мероприятия, приуроченные к 100-летию со дня смерти гения русской литературы А.С.Пушкина. Посмертная маска поэта, попадающая в поле зрения в течение всей картины, наводит на мысли и об иносказательном смысле. Возможно, помимо легендарного автора «Пиковой дамы», этот слепок также символизирует ушедшую эпоху великой Российской Империи, которая никогда больше не повторится.
Князь Елецкий приходит к своей невесте Лизе. Он видит, что девушка чем-то сильно обеспокоена. Его знаменитая ария «Я Вас люблю, люблю безмерно…» берет за душу с самой первой фразы (a capella) и не отпускает до последней ноты. Но и здесь, точно навязчивое ведение, возникает Герман.
Жизнь продолжается, и после войны людям, уставшим от постоянных волнений и переживаний, хочется праздника. Хлеба и зрелищ! А где в нашей стране, начиная с конца 1930-х годов, можно получить и того, и другого, да еще и в избытке? Конечно же, на выставках, проходящих на территории ВДНХ!
Как полагается, на территории крупнейшего Экспоцентра СССР собралось огромное количество людей из всех республик. Одетые в национальные костюмы всех цветов радуги, они готовы не только угостить всех вкуснейшими лакомствами со всей страны, но и познакомить гостей с особенностями своей национальной культуры.
Представители «принимающей стороны», то есть жители РСФСР, приготовили гостям выставки сюрприз – интермедию «Искренность пастушки». Участие в этом «представлении» приняли хорошо всем зрителям знакомые Лиза, старая Графиня (заслуженная артистка России Александр Саульская-Шулятьева, меццо-сопрано) и князь Елецкий. А на заднем плане сцены – кадры из знаменитого фильма «Свинарка и пастух». Символично, ведь где еще, как не в этой картине, максимально наглядно передан весь колорит выставки на ВДНХ!
Графиня уже, мягко говоря, не молода. Ей уже 80 лет. Когда-то, во времена своей бурной молодости, она была азартным игроком. Даже фанатичным. С кем только ей не довелось сыграть! И куда только ее не заносила судьба! В том числе в славный город Париж. Но сейчас ей уже не до этого: возраст берет свое. И все чаще Графиню, «Московскую Венеру», как ее когда-то величали, посещают ведения из прошлого. И на сцене появляется олицетворение этих воспоминаний – юная Графиня (Соня Стебенькова).
Именно женщина-картежница, этот азартный игрок, очень сильно интересует Германа. Точнее, не она, а лишь ее секретные комбинации, которые принесли множество побед. Что же это за набор? Как его отыскать? Как заставить уже теряющую последние капли жизни старую даму все ему рассказать? Именно эти вопросы заботят центрального персонажа оперы в конце второго акта.
А время все идет и идет. И остановиться не может ни на одно мгновение. И вот уже на дворе, точнее, на сцене, 1940-е годы. Великая Отечественная война. Страшные дни блокады Ленинграда. Голод, холод, отчаяние… Германа, рассудок которого уже давно куда-то улетучился, мучают видения, героями которого становятся Лиза и Графиня. В итоге одну из двух своих страстей герой потеряет.
Борьба светлого и темного, добра и зла, постоянно происходящая в душе едва ли не каждого человека, олицетворена в образах Германа и князя Елецкого. Это отражается не только в характерах этих персонажей, но и во внешнем облике. Так, Герман в течение всего спектакля одет в черное. Елецкий, напротив, каждый раз появляется на сцене в новом наряде, и все они неизменно мягких, светлых тонов.
Вообще, сценография (художник-постановщик – Виктор Герасименко) – одна из сильных сторон постановки. Костюмы несут символическую нагрузку, очень четко отражая настроение героев, а вместе с ними – целой страны и эпохи.
Декорации представляют собой стилизацию знаменитой скульптуры Бернини «Экстаз Святой Терезы». В разных ситуациях она то собирается, то разъединяется. Иногда внутри открывается комната. И волшебное фортепиано.
Отдельного упоминания заслуживают изображения, которые проецировались на задник, расположенный в глубине сцены. Во время действия там показываются видео, гармонично дополняющие действие. Так, сцена, разворачивающаяся в период смерти Сталина, показывает течение реки. Сначала спокойное, затем все более бурное. И, в конце концов, в это движение вливаются потоки крови, а из них выглядывает портрет вождя.
В самом начале спектакля, еще во времена царской России, спокойная, размеренная картина. Вскоре, ко времени начала Первой мировой войны, изображение будет разбавлено пятнами крови.
А вообще, в какой-то момент зрителю начинает казаться, что все действие происходит в голове Германа. Как известно, в течение спектакля он сходит с ума, состояние усугубляется. Музыкальный материал наращивает обороты с каждой новой сценой.
Кстати, о музыке. Ее доносил до зрителя симфонический оркестр театра Новая опера имени Е.В.Колобова под управлением музыкального руководителя постановки Александра Самоилэ. В этом спектакле музыкальное сопровождение будет осуществляться двумя составами музыкантов. А Маэстро всегда один.
Так получилось, что в повести А.С.Пушкина отсутствует князь Елецкий. Этого персонажа ввели в оперу братья Чайковские. Быть может, авторы решили, что, в условиях отсутствия качественного Героя в русской классической литературе неплохо было бы создать его хотя бы в опере? Партия князя – одна из самых известных, написанных для лирического баритона, а ария «Я Вас люблю, люблю безмерно» стала «визитной карточкой» многих артистов. Например, солиста «Новой оперы» Василия Ладюка», чья профессиональная карьера началась именно с исполнения этого произведения.
В мире очень много споров о том, стоит ли переписывать классику, вводить в постановки современные элементы, пытаться изменить либретто? Автор этих строк полагает, что эксперименты ни в коем случае нельзя запрещать. Тем более, что у любителей подобных опытов в опере есть «подстраховка» в виде неизменных текстов, музыки и голосов. Только с уговором: все нестандартные решения должны быть четко обоснованы. Так, чтобы даже не самый высокообразованный зритель смог понять смысл нововведения. Если все сделать четко, ясно и талантливо, тогда эксперименты становятся не просто нужными, а необходимыми! Ведь театру нужно развиваться. Но только не переставая опираться на давно уже устоявшиеся эталоны, нормы, правила и каноны.
Тогда зритель у театра будет постоянный, любого возраста и с любыми запросами. А эксперимент Юрия Александрова удался. Так что удачного плавания новой постановке «Новой оперы!».
Ольга Пурчинская
Еще рецензия