Российская история, российская литература, российская музыка – все это, несомненно, вызывает интерес. Что-то мы знаем лучше, что-то – хуже, о чем-то не знаем вообще. Многие события до сих пор окутаны тайной, некоторые почти мистические происшествия так и не получили логического объяснения. Возможно, поэтому часть произведений русских гениев настолько драматичны и, на первый взгляд, абсолютно нереальны? Впрочем, именно, на первый взгляд…
Московский театр «Новая опера» имени Е.В.Колобова в год празднования 400-летия дома Романовых порадовал зрителей премьерой знаменитой оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама» по мотивам не менее известного одноименного произведения А.С.Пушкина.
Сценическая версия выдающегося режиссера Юрия Александрова – это совершенно новый взгляд на классическую музыкальную историю, но, в отличие от множества подобных «экспериментов», не вызывает отторжения и большую часть зрителей приводит в восторг. Впервые за последние несколько лет после спектакля не хочется ничего разбирать, анализировать, придираться к мелочам, вспоминать «гениальные» постановки прошлого, где зачастую все спасала музыка и прекрасные голоса исполнителей. В «Пиковой даме» Александрова присутствует драматургия, которая не только не мешает музыке, но и усиливает впечатление от нее.
Три действия в семи картинах превращают зал в машину времени, на которой зрители сначала переносятся в 1913 год, олицетворяющий мир света, покоя и безмятежности, следом – война 1014-го – начало краха мирной жизни и Российской империи, далее – 1937-й, блокадный Ленинград, весна 1953-го и, наконец, наше время. Николай II, Иосиф Сталин, празднование 100-летия великого поэта на фоне репрессий, праздник «братских народов» на ВДНХ, боль, разруха, надежды на лучшее будущее, так и оставшиеся надеждами… На фоне российской истории и разворачиваются события повести А.С.Пушкина, вернее, оперы П.И.Чайковского.
Спектакль настолько гармоничен, что поневоле ощущаешь себя участником действа. Оркестр под управлением маэстро Александра Самоилэ создает настроение, которое укрепляет необычная сценография и соответствующие эпохе костюмы артистов Виктора Герасименко. На пресс-конференции, предшествующей премьере, режиссер сказал, что при постановке руководствовался только музыкой Чайковского, поэтому не стоит ожидать полного соответствия пушкинскому сюжету. Но ведь и Петр Ильич использовал либретто Модеста Ильича Чайковского, сильно отличающееся от первоисточника, о чем вряд ли пожалели ценители оперы, получившие настоящего героя – Елецкого, а любители «Новой оперы» - возможность наслаждаться в этой роли талантом Василия Ладюка, одного из лучших лирических баритонов современности, обладающего еще и настоящим мастерством драматического артиста.
Итак, 1913 год. Мирная жизнь, светлые одежды и лица, прогулки с детьми, любовь, музыка, дружеское общение. И на фоне этого благополучия – темная фигура Германа (Михаил Губский). Кто он? Человек, лишившийся рассудка от сжигающих его страстей или мифическое существо, продавшее душу дьяволу? Скорее, человек на распутье, которому предстоит единственный выбор между темной и светлой стороной жизни, права на ошибку нет. Зло победило, и Герман проходит темным пятном сквозь время, разрушая по пути не только себя, но и все вокруг. Меняются времена, войны и катастрофы уносят человеческие жизни, рождаются и вырастают дети, ученые совершают открытия, страдают и радуются люди… Лишь только Герман неизменно предается своей страсти, теперь уже одной – играть наверняка, а для этого нужно выведать тайну у старой графини. Три карты – и банк сорван, огромное состояние обеспечено! Безумие все заметнее, навязчивая идея полностью овладела им, не нужна уже даже любовь, хотя, ее можно использовать для достижения цели, внучка графини – последний шанс открыть вожделенный секрет.
Графиня в сценической версии Юрия Александрова не стареет. Конечно, это уже не маленькая девочка в белом платьице и кружевных панталонах, периодически возникающая на сцене как воспоминание, но и не уродливая старуха, какой мы привыкли ее представлять. Может, не только тайной трех карт владеет столь юная «старая» графиня (Александра Саульская-Шулятьева), но и нашла философский камень, давший ей эликсир молодости и бессмертие? Но нет, иначе не умерла бы она от страха при виде Германа, угрожающего ей пистолетом.
Прекрасна Лиза в исполнении Галины Бадиковской. От юной девушки, находящейся во власти грез в начале до усталой сломленной женщины без настоящего и будущего в конце. Все герои действа без исключения показали высокий класс вокального мастерства и драматический талант, но самый большой подарок от Юрия Александрова – настоящий герой, которого так не хватает на любой сцене. Елецкий, придуманный Петром Ильичом и Модестом Ильичом Чайковскими, на сцене «Новой оперы» безоговорочно завоевал сердца зрителей, чему, несомненно, способствовал исполнитель – Василий Ладюк. Его вокальный талант известен всему миру, драматический же для многих оказался открытием.
А что же Герман? Тайна трех карт открыта, вожделенное счастье близко, безумец уже готов забрать выигрыш, но… Вмешалась Дама Пик...
«Прошедшее столетие ничего не изменило в трагической судьбе России, лишь усугубив бессмысленность и пошлость сегодняшнего существования.
Ослепленный иллюзией богатства Герман обречен.
Он уйдет в черную пропасть…
Уйдет, чтобы вернуться…»
(Из сценической версии Юрия Александрова).
Марина Айриянц
Еще рецензия
Московский театр «Новая опера» имени Е.В.Колобова в год празднования 400-летия дома Романовых порадовал зрителей премьерой знаменитой оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама» по мотивам не менее известного одноименного произведения А.С.Пушкина.
Сценическая версия выдающегося режиссера Юрия Александрова – это совершенно новый взгляд на классическую музыкальную историю, но, в отличие от множества подобных «экспериментов», не вызывает отторжения и большую часть зрителей приводит в восторг. Впервые за последние несколько лет после спектакля не хочется ничего разбирать, анализировать, придираться к мелочам, вспоминать «гениальные» постановки прошлого, где зачастую все спасала музыка и прекрасные голоса исполнителей. В «Пиковой даме» Александрова присутствует драматургия, которая не только не мешает музыке, но и усиливает впечатление от нее.
Три действия в семи картинах превращают зал в машину времени, на которой зрители сначала переносятся в 1913 год, олицетворяющий мир света, покоя и безмятежности, следом – война 1014-го – начало краха мирной жизни и Российской империи, далее – 1937-й, блокадный Ленинград, весна 1953-го и, наконец, наше время. Николай II, Иосиф Сталин, празднование 100-летия великого поэта на фоне репрессий, праздник «братских народов» на ВДНХ, боль, разруха, надежды на лучшее будущее, так и оставшиеся надеждами… На фоне российской истории и разворачиваются события повести А.С.Пушкина, вернее, оперы П.И.Чайковского.
Спектакль настолько гармоничен, что поневоле ощущаешь себя участником действа. Оркестр под управлением маэстро Александра Самоилэ создает настроение, которое укрепляет необычная сценография и соответствующие эпохе костюмы артистов Виктора Герасименко. На пресс-конференции, предшествующей премьере, режиссер сказал, что при постановке руководствовался только музыкой Чайковского, поэтому не стоит ожидать полного соответствия пушкинскому сюжету. Но ведь и Петр Ильич использовал либретто Модеста Ильича Чайковского, сильно отличающееся от первоисточника, о чем вряд ли пожалели ценители оперы, получившие настоящего героя – Елецкого, а любители «Новой оперы» - возможность наслаждаться в этой роли талантом Василия Ладюка, одного из лучших лирических баритонов современности, обладающего еще и настоящим мастерством драматического артиста.
Итак, 1913 год. Мирная жизнь, светлые одежды и лица, прогулки с детьми, любовь, музыка, дружеское общение. И на фоне этого благополучия – темная фигура Германа (Михаил Губский). Кто он? Человек, лишившийся рассудка от сжигающих его страстей или мифическое существо, продавшее душу дьяволу? Скорее, человек на распутье, которому предстоит единственный выбор между темной и светлой стороной жизни, права на ошибку нет. Зло победило, и Герман проходит темным пятном сквозь время, разрушая по пути не только себя, но и все вокруг. Меняются времена, войны и катастрофы уносят человеческие жизни, рождаются и вырастают дети, ученые совершают открытия, страдают и радуются люди… Лишь только Герман неизменно предается своей страсти, теперь уже одной – играть наверняка, а для этого нужно выведать тайну у старой графини. Три карты – и банк сорван, огромное состояние обеспечено! Безумие все заметнее, навязчивая идея полностью овладела им, не нужна уже даже любовь, хотя, ее можно использовать для достижения цели, внучка графини – последний шанс открыть вожделенный секрет.
Графиня в сценической версии Юрия Александрова не стареет. Конечно, это уже не маленькая девочка в белом платьице и кружевных панталонах, периодически возникающая на сцене как воспоминание, но и не уродливая старуха, какой мы привыкли ее представлять. Может, не только тайной трех карт владеет столь юная «старая» графиня (Александра Саульская-Шулятьева), но и нашла философский камень, давший ей эликсир молодости и бессмертие? Но нет, иначе не умерла бы она от страха при виде Германа, угрожающего ей пистолетом.
Прекрасна Лиза в исполнении Галины Бадиковской. От юной девушки, находящейся во власти грез в начале до усталой сломленной женщины без настоящего и будущего в конце. Все герои действа без исключения показали высокий класс вокального мастерства и драматический талант, но самый большой подарок от Юрия Александрова – настоящий герой, которого так не хватает на любой сцене. Елецкий, придуманный Петром Ильичом и Модестом Ильичом Чайковскими, на сцене «Новой оперы» безоговорочно завоевал сердца зрителей, чему, несомненно, способствовал исполнитель – Василий Ладюк. Его вокальный талант известен всему миру, драматический же для многих оказался открытием.
А что же Герман? Тайна трех карт открыта, вожделенное счастье близко, безумец уже готов забрать выигрыш, но… Вмешалась Дама Пик...
«Прошедшее столетие ничего не изменило в трагической судьбе России, лишь усугубив бессмысленность и пошлость сегодняшнего существования.
Ослепленный иллюзией богатства Герман обречен.
Он уйдет в черную пропасть…
Уйдет, чтобы вернуться…»
(Из сценической версии Юрия Александрова).
Марина Айриянц
Еще рецензия