интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Драма » Конфликт Дубровских и Троекуровых в формате музыкально-драматического действа

 
 
 

Конфликт Дубровских и Троекуровых в формате музыкально-драматического действа

Автор: Ольга Пурчинская от 16-09-2023, 09:27, посмотрело: 432

15 сентября 2023 года Театр Терезы Дуровой открыл XXXI сезон. Первым в новом творческом году событием стала премьера музыкально-драматического спектакля «Дубровский». Постановка вечной классики – одноименного романа А.С.Пушкина – получилась яркой и красочной, интересной современному зрителю и уважающей славные культурно-исторические традиции публике.

Режиссер и автор инсценировки: Ирина Пахомова.
Композитор: Сергей Кондратьев.
Художник-постановщик: Мария Рыбасова (Народный художник России, лауреат Государственной премии России).
Художник по костюмам: Ирина Новичкова.
Художник по свету: Денис Гришин.
Хореограф: Артур Ощепков.

В ролях:
Владимир Дубровский: Николай Теряев;
Андрей Гаврилович Дубровский: Павел Никитченко;
Троекуров: Павел Мальцев;
Маша, дочь Троекурова: Анна Чумак;
Горничная Таня: Анастасия Фадеева;
Князь Верейский: Владимир Седлецкий;
Спицын: Сергей Батов;
Шабашкин: Николай Зверев;
Дефорж-француз: Илья Захаржевский;
Антон, кучер Дубровского: Павел Повалихин;
Нянька Егоровна/барыня Глобова: Наталья Самсонова;
Смотритель станции: Рафаэль Наджаф-Заде (Заслуженный артист России);
Дворецкий Троекурова/судья: Владимир Антипов;
Исправник: Геннадий Краковский;
Саша, сын Троекурова: Данила Теплов;
Рыжий, новый исправник: Андрей Батов.

Оркестр:
Руководитель: Сергей Кондратьев;
Колесная лира, перкуссия: Ольга Яковлева;
Клавиши: Александр Тевелев;
Ударные: Павел Демидов;
Бас-гитара, балалайка: Сергей Кондратьев;
Скрипка: Софья Власова;
Саксофоны, народные духовые: Константин Чоботок;
Трубы: Михаил Бручеев, Грант Вартанов.

Вокалисты:
Борис Рывкин (Заслуженный артист России);
Андрей Ермохин;
Даниил Исламов;
Любовь Понькина.

На сцене – оригинальная вариация русской литературной классики, сюжет которой пересказывать нет смысла. Старинные картины из быта отечественных помещиков, их дворни и окружающих чиновников обрели яркую, красочную, динамичную форму современного спектакля. Знаменитая история, однако, не потеряла своей глубины и пронзительности, она все также пропитана психологизмом, наполнена человеческими мыслями и чувствами, радостями и печалями, надеждой и отчаянием, благополучием и безысходностью.

Русские дворяне, как и крестьяне, жили по-разному: кому-то доводилось вкусить роскошной жизни, полной достатка и сверхъестественных возможностей, а чья-то незавидная участь – вечные приживалы, компаньоны, слуги и т.д. Слугам, в отличие от господ, трудиться приходилось в любом случае, однако некоторые из них были свободны, остальным же приходилось работать на барина. А уж каким человеком оказывался господин – воля судьбы: некоторым крепостным она благоволила, послав хорошего, порядочного, благородного человека, кому-то доставались злобные, деспотичные самодуры.

Роман «Дубровский» читается на одном дыхании – простой, доступный язык Пушкина усваивается достаточно легко и быстро. Тем не менее, в несколько строк автор подчас вкладывал очень много действия. Режиссер спектакля Ирина Пахомова рассказала, что в считанные строки классического текста вписывается столько информации, что работа над ними требует колоссальных усилий огромной постановочной команды спектакля, художественно-постановочной части театра.

Каждая сцена пропитана глубоким внутренним психологизмом. Уже первый выход героев на сцену, когда зрители еще не знают, кто есть кто, рождает серьезный эпизод, позволяющий увидеть зарождение едва ли не всех конфликтов, которым предстоит интенсивное развитие на протяжении ближайших 3 часов (именно столько длится спектакль с учетом антракта).

Юная барышня Маша Троекурова (Анна Чумак) – натура глубокая, страстная, эмоциональная, образованная. В сцене-прологе – пластическом этюде – ее резко выбрасывает во взрослую жизнь родной отец, помещик Троекуров (Павел Мальцев). Парящая, легкая душа девушки попадает в тиски. В этот момент она похожа на птицу, потерявшую свободу, плохо переносящую неволю.

Знаменитые «барские забавы» Троекурова – череда жестоких развлечений – находит эффектное пластическое и хореографическое решение. Русские народные танцы в спектакле гармонично связываются с бальной хореографической классикой старого Света, а простецкая речь крестьян и чиновников низших слоев – с элегантными пассажами образованного дворянства на французском.

«Дубровский» - классика русской литературы, а это значит, что для сего сочинения характерен чисто отечественный менталитет. Если попытаться порассуждать на тему одного росчерка пера, которым драматург в состоянии изменить свой изначальный замысел и превратить комедию в трагедию (или наоборот), то вполне можно предположить: сюжет романа А.С.Пушкина похож на знаменитую трагедию У.Шекспира «Ромео и Джульетта». Здесь соседствуют 2 помещика – Троекуров и Дубровский (Павел Никитченко). У первого есть красавица-дочь Мария – девица на выданье, у второго – сын Владимир (Николай Теряев), недавно окончивший университет. Они встречаются, влюбляются, хотят быть вместе, но жестокий отец Маши нашел ей более «подходящего» жениха – состоятельного, но пожилого князя Верейского (Владимир Седлецкий).

В отличие от шекспировских, пушкинские влюбленные знакомы уже давно, и с ранней юности испытывали взаимное притяжение. Прошли годы, в жизни многое изменилось. Владимир едет в дом Троекурова с целью отомстить жестокому помещику, уничтожившему его отца и отобравшего у Дубровских родовое имение. Но здесь вмешивается в дело русский характер. Влюбившись в дочь своего врага, молодой дворянин не может желать смерти ее родному человеку. Пламя ненависти постепенно угасает. Правда, счастья молодой паре этот факт не принесет.

Быт русского дворянства и крестьянства предполагает наличие определенных этнических мотивов. В музыкальный материал включены соответствующие музыкальные инструменты, многие сцены проживаются под горловое пение народного типа, в том числе a cappella. Этот прием делает происходящее по-настоящему глубоким, пронзительным, искренним. Эмоциональный накал поддерживает и средневековый жанр русской культуры – плач. Нянька Егоровна (Наталья Самсонова) оплакивает отца своего господина, Андрея Гавриловича Дубровского, а заодно и собственную привычную жизнь, которая в сложившихся обстоятельствах никогда не вернется.

Владимир Дубровский избрал видом своей деятельности разбойничество. Разумеется, такой расклад – жестокая воля судьбы. Образованный, благовоспитанный юноша вполне мог бы блистать в высшем обществе Петербурга, затем взять в свои руки бразды правления родовым имением, но вместо этого ему пришлось стать свидетелем трагедии родного отца и сжечь усадьбу, где прошло его детство, чтобы не отдать ее врагу. А что дальше? Тюрьма? Каторга? Армия? Дискуссии на эту тему могут быть обширными и продолжительными.

Театральное действо завораживает, в том числе, единением актеров, представляющих несколько поколений и несколько творческих школ. Очень интересно наблюдать за слиянием различных техник, способов подачи материала, вербальных и пластических решений раскрытия образов. Совсем юные артисты, недавние выпускники театральных ВУЗов или даже студенты старших курсов, с рвением и энтузиазмом учатся высокому искусству у старших коллег. Корифеи сцены, в свою очередь, в тесном контакте с молодыми коллегами находят свежие, оригинальные решения классических творческих задач.

Спектакль продолжается около 3 часов и проходит на одном дыхании, даря зрителям возможность узнать что-то новое, доселе неизведанное в оригинальной, современной трактовке классического шедевра русской литературы.

Ближайшие представления «Дубровского» на сцене Театра Терезы Дуровой состоятся 6 и 20 октября, 10 и 24 ноября, 15 декабря 2023 года. Начало всех представлений – в 19.00.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц

Категория: Театр » Драма