интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Драма » "Горе от ума": незыблемая классика

 
 
 

"Горе от ума": незыблемая классика

Автор: Анна Чередова от 11-11-2015, 04:28, посмотрело: 1755

На мой скромный взгляд обывателя, в театральном искусстве классика есть классика. Сложно, если не сказать невозможно, обыграть "Евгения Онегина" или "Ревизора" в современной манере да еще в современных реалиях жизни так, чтобы не обидеть память их авторов и не переврать содержание. Жизнь течет и меняется, и хотя много среди нас и Фамусовых, и Чацких, и других героев нашего времени, но они все же не те, что были десятилетия назад. Поэтому подобные произведения нужно играть в театрах в той интерпретации, в которой их видел автор, или хотя бы максимально приближенной к ней. А современная трактовка оригинальных пьес режиссерами вполне заслуживает того, чтобы называться самостоятельными произведениями, а не претендовать на новое переосмысление уже написанного.

Когда искушенный зритель уже не хочет экспериментов, которые ему готово предложить нынешнее театральное искусство, он выбирает одну из самых классических пьес - "Горе от ума - Горе уму - Горе ума" Грибоедова. В ноябре и декабре на основной сцене Государственного театра киноактера идет постановка режиссера Юрия Любимова, сумевшего передать дух времени традиционным прочтением этого произведения, не перекраивая его на современный лад и не перенося зрителя в современный мир. Этим объясняется и то, что режиссер намеренно оставил название комедии, придуманное Грибоедовым.

Еще из школьного прочтения и с уроков литературы каждый ученик вынес мысль о том, что общество раскалывается на Фамусовых и Чацких, и нет нужды лишний раз кричать об этом со сцены и напоминать, что это противостояние тянется и по сей день. Сам Юрий Любимов говорит, что нравы все легко узнаваемы, и в "Горе от ума" они описаны на все времена. Зрителю не нужны прописные истины, наблюдая за действием, он как будто сам пролистывает страницы книги и самостоятельно делает выводы. В конце спектакля аудитория не услышит ожидаемый вопрос "А судьи кто?", ведь ответ на него известен любому зрителю: и школьнику, и учителю, и менеджеру среднего звена. Игра актеров в данном случае выполняет как бы дополнительную роль для осознания замысла автора, стимулирует воображение и умственную работу. Этому процессу способствуют и декорации: они максимально упрощены. Прозрачные стулья и столики, постоянно двигающиеся кремовые занавески, прожекторы, бросающие причудливые тени на полотно - ничего лишнего, позвольте вашему воображению дорисовать все остальное самостоятельно. Кстати говоря, актеры постоянно как бы "играют" с этими самими занавесками, на сцене происходит очень необычное взаимодействие, но подробностей вы не узнаете, пока не посетите спектакль.

Комедия в одном действии пролетает незаметно, особенно хочется отметить Софью Фамусову и очень харизматичного Скалозуба. Вот только Чацкого хотелось бы увидеть молодым и статным, а не лысым и, мягко говоря, не юным, но с оригиналом его роднит неприятие людей, среди которых он оказывается. Казалось бы, можно было сразить зрителя необычным финалом, например, заставив главного героя перейти на сторону фамусовского общества (что сейчас не является редкостью), но Юрий Любимов решил остаться верным классической трактовке. Как говорится, из песни слов не выкинешь.

Анна Чередова

Категория: Театр » Драма