интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Драма » "Чудаки и зануды" Ульфа Старка в театре "Сфера": новый взгляд на мировоззрение

 
 
 

"Чудаки и зануды" Ульфа Старка в театре "Сфера": новый взгляд на мировоззрение

Автор: Ольга Пурчинская от 27-07-2015, 04:05, посмотрело: 2386

Дети и подростки – какие они? Робкие и отважные. Застенчивые и решительные. Фантазеры и реалисты. Хитрецы и правдолюбы. Любознательные и равнодушные. Предприимчивые и безынициативные. Деликатные и бестактные… В общем, они очень похожи на своих родителей. Но прежде, чем понять это, юное поколение проходит тяжелый этап взросления, полный переживаний, внутренних и межличностных конфликтов, попыток самоутверждения в новых для себя условиях.

О важнейшем этапе перехода от подростка к юноше/девушке, об адаптации человека в социуме, о поиске гармони с собой и окружающими рассказывает повесть шведского писателя Ульфа Старка (р.1944) «Чудаки и зануды» (2002).

26 июля 2015 года произведение дебютировало на сцене: в этот день состоялась премьера одноименного спектакля в московском театре «Сфера». Режиссер-постановщик Юлия Беляева и художник-постановщик Ольга Хлебникова создали на сцене пестрый мир, прекрасно знакомый едва ли не каждому счастливому ребенку: яркие картины, стилизованные под творчество самых маленьких, превращают стены дома и небольшие пуфики кубической формы в элементы доброй, увлекательной игры, в которой могут принять участие все желающие. Квартира, словно по волшебству, по ходу действия превращается то в школу, то в улицу, то в небольшой сарай, то в паром…

Смотря спектакль, зритель вместе с героями будто читает повесть Ульфа Старка с «вкраплениями» лирики знаменитого шведского поэта Тумаса Транстремера (1931 – 2015) в переводе Ольги Мяэотс, Александры Афиногеновой и Алексея Прокопьева.

Главная героиня, Симона (Евгения Казарина) – девочка-подросток, вступающая в непростую стадию взросления. Праздник по случаю собственного дня рождения ей не в радость: настроение сильно портят мысли о переезде, дающем старт совершенно новой жизни. Совсем погрязнуть в своих переживаниях юной фрекен не дает ее любимец – обаятельный пес Килрой (Александр Артамонов). Спешно упаковывая оставшиеся вещи, мама (Заслуженная артистка России Татьяна Филатова) с очередным кавалером Ингве (Павел Гребенников) стремительно выскакивают из комнаты с устойчивым ощущением, будто они что-то забыли. Только на следующее утро выяснится, что предчувствия верны – на старой квартире остался Килрой.

Новое место жительства, вроде бы, ничем не отличается от предыдущего – такая же, казалось бы, квартира, отдельная комната, двухъярусная кровать, яркие рисунки и пестрая постель. Но. Скоро все будет совсем иначе. Во всяком случае, так говорит внутреннее чутье. Сюрпризы поджидают семью сразу, как только они обосновываются на другом конце города. Внезапно приезжает дедушка Симоны (Заслуженный артист России Василий Куприянов), сбежавший из больницы в компании своих друзей – целого оркестра (Заслуженная артистка России Людмила Корюшкина, Алексей Богомолов, Татьяна Бурдовицына, Екатерина Давыдова-Тонгур, Ирина Померанцева, Виктория Склянченкова, Анна Тимченко). Да еще как появляется эта компания! В ярких костюмах, с музыкой, песнями и танцами. Такой визит, да еще в вечернее время, забыть невозможно! Особенно соседям, с подозрением относящимся ко всему необычному.

На следующий день Симона отправляется в новую школу. Конечно, в первый день она опаздывает. Но неприятности на этом не заканчиваются: ее принимают за… мальчика! Необычное имя, а также джинсы, объемный свитер и шапка, закрывающие фигуру и прическу, вводят в заблуждение учительницу (Елена Елова) и учеников.

Нелегкая это работа – самоутверждение среди одноклассников! Особенно в ситуации, когда тебя принимают не за того. Вот и приходится героине импровизировать, действуя согласно обстоятельствам. В результате – драка с Исаком (Павел Степанов), Стефаном (Никита Спиридонов), Данне (Александр Артамонов) и Водяным (Дмитрий Бероев), а еще – повышенное внимание со стороны Кати (Валерия Гладилина) и Анны (Марина Заболоцкая).

Как же выберется Симона из щекотливой ситуации? Тем более, что учительница решила, что необходимо лично побеседовать с мамой конфликтного подростка, а сама девочка чуть не попала на крупные неприятности, гуляя с одноклассниками по улице именно в том месте, где в это время проходил Ингве!

И еще. Кто же они такие, эти чудаки и зануды, давшие название спектаклю? Ответ на данный вопрос героиня получает во время разговора с дедушкой. Оказывается, это – своего рода психотипы. Чудаки – яркие, необычные люди. О таких обычно говорят: никогда не знаешь, что он (она) выкинет в ближайшее время. С ними не может быть скучно, жизнь в компании подобных индивидов не превратится в рутину. Зануды – полная им противоположность. Скучнейшие личности, могущие усыпить собеседника после нескольких минут общения. Первые считают вторых слишком скучными, вторые первых – ненормальными. Кто прав в этом споре? Кому интереснее жить на белом свете? Мне кажется, ответ на оба вопроса очевиден.

Спектакль полон чудесных преображений. Так, дедушка, впервые появившийся на сцене в больничной пижаме, во втором акте перевоплощается в элегантного джентльмена, переодевшись в белый смокинг, и отправляется на свидание с любовью всей своей жизни. Симона, заканчивая свой маскарад, предстает пред очи одноклассников в платье. Словно по мановению волшебной палочки, угловатый подросток становится очаровательной юной девушкой, полной обаяния и женственности. А самое интересное изменение образа произошло в Ингве, казавшегося в начале истории занудой и ставшим в итоге хорошо замаскированным чудаком. Оказывается, мама сделала не такой уже плохой выбор! А разве могло у потомственной чудачки быть иначе?

Музыкальное оформление спектакля (композитор и музыкальное решение – Николай Бабич) создает эффект стремительно нарастающего напряжения в сценах, когда Симона остается наедине со своими мыслями в собственной спальне. Мелодии, исполняемые оркестром дедушки, вызывают чувство ностальгии по эпохе его юности – времени, которого никогда больше не будет. Совсем иной эмоциональный фон создают ритмы, звучащие на дискотеках современной молодежи. Лирические сцены проходят под чарующие звуки фортепиано и виолончели.

На небольшом, казалось бы, сценическом пространстве происходят чудеса. Лихие гонки на скейтах (скейт-парк «РАД» и Валерий Лето), состязания пловцов, сражение с птицами, танцы на школьных вечеринках (хореограф - Маргарита Журавская) и другие номера завораживают не меньше, чем основное действие, которое они гармонично дополняют.

Взросление, становление и самоутверждение личности в новых условиях, принятие сложных обстоятельств или борьбы с ними – серьезные, трудоемкие процессы, и пережил их в своей жизни, наверное, каждый человек. Кто-то проходит через это быстрее, кто-то – дольше, с разной степенью нервных и физических затрат. Кому же легче такое удастся – чудакам или занудам?


Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц

Категория: Театр » Драма