В театре Вахтангова – премьера. Шекспировский «Отелло». В спектакле нет ни одной реплики, зато есть танцы, чувства и страсть.
Рассказать историю «Отелло» при помощи танца предложила режиссер-хореограф Анжелика Холина. Это не первый опыт сотрудничества театра Вахтангова с известным хореографом. В 2008 Холина поставила здесь «Берег женщин», в 2012 - «Анну Каренину».
Необычность данной постановки заключается еще и в том, что в ней задействованы актеры, не занимающиеся танцами профессионально.
О том, насколько сложно изъясняться на языке тела, мы поговорили с режиссером и актерами.
Ревнивый мавр: Григорий Антипенко
Григорию Антипенко было очень сложно решиться на эту роль. По признанию актера, несколько раз он отказывался от участия в постановке, а затем снова соглашался. Непросто пришлось ему на репетициях: небогатый хореографический опыт, солидный по меркам танца возраст… Однако Анжелика Холина поверила в него и не ошиблась: сейчас на сцене он выглядит уверенно и весьма достойно.
«Я не могу точно охарактеризовать ту палитру чувств, которую вызывает во мне все, что со мной произошло за последние полгода (а именно такой был репетиционный период). Что мне пришлось пережить за это время, сколько мне пришлось перестрадать, пересмотреть, перебрать заново! Я как бы вновь вошел в Щукинское училище и заново осваивал профессию.
Честно говоря, я жду последней премьеры 10 ноября. Мне кажется, после этого что-то случится. Разверзнется земля, вулкан посреди Москвы вылезет…»
Коварный Яго: Виктор Добронравов
Григорий Антипенко, восхищаясь пластичностью коллеги, назвал Виктора «человеком-пауком». Действительно, Виктор потрясающе двигается на сцене. И это не мудрено. По его словам, он готовился к этому всю жизнь.
«Мне кажется, вся жизнь наша предыдущая была подготовкой к этой роли. Если бы мы в институте плохо двигались, и если бы в театре не приходилось много работать (театр обязывает быть в форме), мы бы не справились. В театре артист «набирает» (есть такое понятие). И вот сейчас есть возможность отдать то, что мы набрали».
Несмотря на то, что Виктор играет злодея, он очень любит своего персонажа.
«Артист всегда пытается оправдать своего персонажа, такова суть профессии, без этого никак. Я своего героя очень люблю, потому что я его играю. Мы же все себя любим, какими бы мы ни были. Мы все неплохие люди. Просто обстоятельства, которые складываются, ставят нас перед выбором, который мы делаем… или не делаем. Мой персонаж сделал свой выбор, и плохо тем, кто встал на его пути».
На наш вопрос о трудностях Добронравов откровенно признался, что репетировать было нелегко, каждый день приносил новые испытания.
«Последнее время трудности – проснуться, встать, прийти. Все болит. Ничего не помогает».
Смелый Кассио: Павел Тэхэда Кардэнас
Павел – студент 3 курса Щукинского училища. На время постановки «Отелло» ему разрешили не ходить на мастерство. Однако, по словам Павла, он с лихвой восполняет пропущенные занятия на репетициях в театре.
Павел рассказал нам, что выражать эмоции через танец – совсем не сложно.
«Мы же двигаемся «от тела». Вот мы, например, радуемся, и у нас первым движется тело. Слова вторичны. Владение телом и пластикой, на мой взгляд, для актера важнее».
Режиссер-хореограф: Анжелика Холина
На вопросы журналистов Анжелика отвечала очень остроумно и метафорично.
Когда ее спросили о жанре постановки, она провела аналогию с женщиной:
«Вот вы встречаетесь с женщиной. Вы думаете из какой она семьи, какой национальности какую школу закончила, какой институт, какая у него профессия?! Она вам либо нравится, либо нет. И здесь так же: надо думать о воздействии на зрителя, а не о том, какими приемами оно достигнуто».
О сложностях работы с непрофессиональными танцорами Холина также высказалась метко: «У меня один критерий – чтобы был хороший человек». Хореограф заставляет артистов пробовать что-то новое, смело экспериментирует и раскрывает новые таланты.
«Я так люблю шампанское, поэтому очень люблю рисковать. Это вопрос только самой меня, насколько я сумею из них вынуть все то, что они могут, но еще не знают об этом. Надо просто делать, и в процессе они понимают, что могут еще и так. Я не разделяю артистов на студентов и выпускников, опытных и нет, каждый спектакль – все сначала».
Холина не любит «пустых танцев и пустых историй». Поэтому она и выбрала для постановки полную трагических коллизий пьесу.
«Спектакль - о чувствах и отношениях между людьми. Если попросить людей называть 5 самых ярких чувств, ревность вошла бы в этот список. Я хотела показать что могут чувства сделать с человеком, как разрушить его жизнь и жизнь тех, кто вокруг. Я наблюдаю за жизнью, я это вижу, мне хочется, чтобы люди стали лучше через этот спектакль».
Отличное сочетание музыки, костюмы, декораций и хореографических номеров заставляют оживать историю о знаменитом ревнивце. На ум приходят шекспировские строки, а сердце начинает стучать чаще, сопереживая героям спектакля.
Мария Ипполитова, Катерина Новикова
Фотографии Марии Ипполитовой
Рассказать историю «Отелло» при помощи танца предложила режиссер-хореограф Анжелика Холина. Это не первый опыт сотрудничества театра Вахтангова с известным хореографом. В 2008 Холина поставила здесь «Берег женщин», в 2012 - «Анну Каренину».
Необычность данной постановки заключается еще и в том, что в ней задействованы актеры, не занимающиеся танцами профессионально.
О том, насколько сложно изъясняться на языке тела, мы поговорили с режиссером и актерами.
Ревнивый мавр: Григорий Антипенко
Григорию Антипенко было очень сложно решиться на эту роль. По признанию актера, несколько раз он отказывался от участия в постановке, а затем снова соглашался. Непросто пришлось ему на репетициях: небогатый хореографический опыт, солидный по меркам танца возраст… Однако Анжелика Холина поверила в него и не ошиблась: сейчас на сцене он выглядит уверенно и весьма достойно.
«Я не могу точно охарактеризовать ту палитру чувств, которую вызывает во мне все, что со мной произошло за последние полгода (а именно такой был репетиционный период). Что мне пришлось пережить за это время, сколько мне пришлось перестрадать, пересмотреть, перебрать заново! Я как бы вновь вошел в Щукинское училище и заново осваивал профессию.
Честно говоря, я жду последней премьеры 10 ноября. Мне кажется, после этого что-то случится. Разверзнется земля, вулкан посреди Москвы вылезет…»
Коварный Яго: Виктор Добронравов
Григорий Антипенко, восхищаясь пластичностью коллеги, назвал Виктора «человеком-пауком». Действительно, Виктор потрясающе двигается на сцене. И это не мудрено. По его словам, он готовился к этому всю жизнь.
«Мне кажется, вся жизнь наша предыдущая была подготовкой к этой роли. Если бы мы в институте плохо двигались, и если бы в театре не приходилось много работать (театр обязывает быть в форме), мы бы не справились. В театре артист «набирает» (есть такое понятие). И вот сейчас есть возможность отдать то, что мы набрали».
Несмотря на то, что Виктор играет злодея, он очень любит своего персонажа.
«Артист всегда пытается оправдать своего персонажа, такова суть профессии, без этого никак. Я своего героя очень люблю, потому что я его играю. Мы же все себя любим, какими бы мы ни были. Мы все неплохие люди. Просто обстоятельства, которые складываются, ставят нас перед выбором, который мы делаем… или не делаем. Мой персонаж сделал свой выбор, и плохо тем, кто встал на его пути».
На наш вопрос о трудностях Добронравов откровенно признался, что репетировать было нелегко, каждый день приносил новые испытания.
«Последнее время трудности – проснуться, встать, прийти. Все болит. Ничего не помогает».
Смелый Кассио: Павел Тэхэда Кардэнас
Павел – студент 3 курса Щукинского училища. На время постановки «Отелло» ему разрешили не ходить на мастерство. Однако, по словам Павла, он с лихвой восполняет пропущенные занятия на репетициях в театре.
Павел рассказал нам, что выражать эмоции через танец – совсем не сложно.
«Мы же двигаемся «от тела». Вот мы, например, радуемся, и у нас первым движется тело. Слова вторичны. Владение телом и пластикой, на мой взгляд, для актера важнее».
Режиссер-хореограф: Анжелика Холина
На вопросы журналистов Анжелика отвечала очень остроумно и метафорично.
Когда ее спросили о жанре постановки, она провела аналогию с женщиной:
«Вот вы встречаетесь с женщиной. Вы думаете из какой она семьи, какой национальности какую школу закончила, какой институт, какая у него профессия?! Она вам либо нравится, либо нет. И здесь так же: надо думать о воздействии на зрителя, а не о том, какими приемами оно достигнуто».
О сложностях работы с непрофессиональными танцорами Холина также высказалась метко: «У меня один критерий – чтобы был хороший человек». Хореограф заставляет артистов пробовать что-то новое, смело экспериментирует и раскрывает новые таланты.
«Я так люблю шампанское, поэтому очень люблю рисковать. Это вопрос только самой меня, насколько я сумею из них вынуть все то, что они могут, но еще не знают об этом. Надо просто делать, и в процессе они понимают, что могут еще и так. Я не разделяю артистов на студентов и выпускников, опытных и нет, каждый спектакль – все сначала».
Холина не любит «пустых танцев и пустых историй». Поэтому она и выбрала для постановки полную трагических коллизий пьесу.
«Спектакль - о чувствах и отношениях между людьми. Если попросить людей называть 5 самых ярких чувств, ревность вошла бы в этот список. Я хотела показать что могут чувства сделать с человеком, как разрушить его жизнь и жизнь тех, кто вокруг. Я наблюдаю за жизнью, я это вижу, мне хочется, чтобы люди стали лучше через этот спектакль».
Отличное сочетание музыки, костюмы, декораций и хореографических номеров заставляют оживать историю о знаменитом ревнивце. На ум приходят шекспировские строки, а сердце начинает стучать чаще, сопереживая героям спектакля.
Мария Ипполитова, Катерина Новикова
Фотографии Марии Ипполитовой