Известный мультипликатор Константин Романенко, создатель серий культового «Кота Леопольда» о своей работе, судьбе «Союзмультфильма» и современном законе о маркировке на телевидении.
Как вы пришли к мультипликации, и что повлияло на выбор вашей профессии?
Я не ожидал, что так получится. Ещё до армии я ходил в кинотеатр «Баррикадный» и смотрел мультфильмы. Меня всегда притягивало это творчество, но я не ожидал, что свяжу с ним свою жизнь. Когда пришёл из армии, я услышал по радио о наборе на курсы мультипликаторов при «Мульттелефильме» ТО «Экран» и принёс туда свои работы. Конкурс был 300 человек на место, а брали всего 20,и каким образом меня взяли, я не знаю, ведь я рисовал хуже, чем ребята, но в моих работах была динамика и экспрессия, как позже мне потом говорили. На выпускных экзаменах я получил «отлично» и стал перспективным. Так с начала 80-х я нахожусь в этой профессии.
Скажите, а сколько времени требуется, чтобы «ожил» один фильм?
В мои годы ещё не было компьютерных технологий, и всё делалось вручную. На один 10-минутный фильм уходило от 9 месяцев до года в зависимости от динамики сцен и количества персонажей. Эта работа требует сосредоточенности, и отвлекающих моментов не должно быть, ведь ты находишься в образе, пусть даже и рисованном, и ты должен вести этот образ.
Работа над кукольными или рисованными фильмами вам больше по душе?
Всё зависит от сценария, режиссуры и моего личного восприятия.
В кукольных фильмах иная задача: там я должен всё рассчитать, фиксировать даже мельчайшие движения куклы, чтобы появилась определённая пластика, свойственная данному персонажу, ведь в кадре всё прекрасно видно. А когда в фильме много персонажей, у каждого из которых свои функции, работа усложняется ещё в несколько раз.
Работа над каким фильмом была для вас наиболее интересной?
Самой интересной была работа над фильмом «Лоскутик и облако»(1976). Это был мой первый полнометражный фильм, который длился около часа. Он был комбинированным, ведь сначала я работал как рисующий мультипликатор, создавая образ Облака, а потом участвовал в перекладке персонажей (перемещении персонажей, изготовленных из разных кусочков бумаги).
Вы являетесь режиссёром микрофильма «Фехтование», подготовленного специально для Олимпиады 1980-ого года. А какой вид спорта вы бы изобразили для будущей Олимпиады в Сочи?
Один вид спорта делать неинтересно, надо брать сразу обойму: лыжи, биатлон, бобслей, прыжки с трамплина. Это должен быть короткий ролик, но динамичный и запоминающийся, с характерной изюминкой и юмором. Изображая спортсменов, обязательно нужно использовать портретное сходство, пусть и утрированное, пусть это даже будет напоминать шарж, но они должны быть узнаваемы зрителями. А чтобы правдоподобно изобразить их мимику и жесты, нужно некоторое время понаблюдать за этими людьми. Сложно рисовать шарж, если располагаешь только одной фотографией человека, и, к тому же, я плохо знаю нынешних спортсменов.
Вы участвовали в создании серий культового мультфильма «Кот Леопольд», на котором выросло целое поколение детей. Как проходила работа над ним? Ожидали ли вы такой популярности этого фильма?
Работа над этим фильмом была одна из самых трудных. Я работал над 3 сериями: «Клад», «Телевизор» и «День Рождения», и Резников поручал мне самые сложные сцены как, например, танец Кота Леопольда в серии «День Рождения», другим же доставались сцены, где Кот произносит несколько строк или поправляет бабочку. Мне приходилось делать по 24 кадра за секунду, а кому-то всего по 3. В то время у меня все руки были в мозолях от карандаша. В общей сложности нам надо было сделать 20 погонных метров плёнки (52 кадра в 1м). Я делал только конечные компоновки, а кадры между ними делал фазовщик. Если же я стал бы заниматься всем этим процессом, я бы никогда не успел в срок, да и вышло бы неточно. Его популярность была предсказуема, ведь он изначально планировался как большой детский сериал.
Расскажите, как вы стали заниматься иллюстрированием детских книг? Как возникла эта идея?
Иллюстрированием я стал заниматься уже после развала «Союзмультфильма» в 1996 году, который произошёл почти сразу после распада СССР. (Как раз тогда мы заканчивали работу над фильмом «Короли и капуста» по одноимённому рассказу О. Генри). Я создал иллюстрации к сотне детских книг, и это также очень тяжёлый и трудоёмкий труд. По началу я не жалел бумаги, если мне не нравился рисунок, я его выкидывал, а не стирал или исправлял. Ведь когда начинаешь стирать, теряешь время, уходит импульс, а он должен быть на острие карандаша. Бывает, целый день ходишь, думаешь, но ничего не можешь нарисовать, потому что через силу ничего и не может получиться. Именно поэтому у меня возникали разногласия с руководителями «Союзмульфильма», ведь у них господствовал сдельный подход: как можно больше хороших, качественных рисунков и как можно быстрее, а это не всегда удавалось.
И, наконец, о современной мультипликации: выпускаются ли сейчас качественные отечественные мультфильмы?
Да, безусловно, выпускаются. Из последних наиболее талантливых следует отметить цикл мультфильмов о трёх богатырях. Они длинные, технически сложные, и над ними трудится команда настоящих профессионалов.
А могут ли отечественные мультфильмы составлять конкуренцию западным?
Запросто, правда, при условии хорошего финансирования. Большую роль в современном мире играет пропаганда и реклама, именно поэтому раскрученные зарубежные бренды, такие как Disney, например, сейчас пользуются огромной популярностью. А на самом деле под одних и тех же узнаваемых персонажей придумываются лишь новые сюжеты. Стоит также отметить агрессивность некоторых зарубежных мультфильмов, которая закладывается в юные головы с самого детства. Таким образом, детям прививается испорченный вкус с раннего возраста.Также технический прогресс не пошёл на пользу мультипликации. Сейчас большинство фильмов делают на компьютере, а это всего лишь инструмент, утеряны лучшие традиции мультипликации, заложенные «Союзмультфильмом».
И в качестве завершения нашего разговора невозможно обойти новый закон о маркировке для отечественных мультфильмов, введённый в этом году на отечественном телевидении. Каково ваше отношение к этому нововведению?
Очередная дурь, что можно тут ещё добавить? Тогда по логике напрашивается вопрос: почему целый день показывают рекламу? Это же никого не смущает, и считается абсолютно нормальным. Оттого, что детям перестанут показывать «Ну, погоди!», в нашей стране не уменьшится алкоголизм. Этими запретами мы всё больше провоцируем порабощение и оглупление нации.
Беседовала Дарья Романенко
Как вы пришли к мультипликации, и что повлияло на выбор вашей профессии?
Я не ожидал, что так получится. Ещё до армии я ходил в кинотеатр «Баррикадный» и смотрел мультфильмы. Меня всегда притягивало это творчество, но я не ожидал, что свяжу с ним свою жизнь. Когда пришёл из армии, я услышал по радио о наборе на курсы мультипликаторов при «Мульттелефильме» ТО «Экран» и принёс туда свои работы. Конкурс был 300 человек на место, а брали всего 20,и каким образом меня взяли, я не знаю, ведь я рисовал хуже, чем ребята, но в моих работах была динамика и экспрессия, как позже мне потом говорили. На выпускных экзаменах я получил «отлично» и стал перспективным. Так с начала 80-х я нахожусь в этой профессии.
Скажите, а сколько времени требуется, чтобы «ожил» один фильм?
В мои годы ещё не было компьютерных технологий, и всё делалось вручную. На один 10-минутный фильм уходило от 9 месяцев до года в зависимости от динамики сцен и количества персонажей. Эта работа требует сосредоточенности, и отвлекающих моментов не должно быть, ведь ты находишься в образе, пусть даже и рисованном, и ты должен вести этот образ.
Работа над кукольными или рисованными фильмами вам больше по душе?
Всё зависит от сценария, режиссуры и моего личного восприятия.
В кукольных фильмах иная задача: там я должен всё рассчитать, фиксировать даже мельчайшие движения куклы, чтобы появилась определённая пластика, свойственная данному персонажу, ведь в кадре всё прекрасно видно. А когда в фильме много персонажей, у каждого из которых свои функции, работа усложняется ещё в несколько раз.
Работа над каким фильмом была для вас наиболее интересной?
Самой интересной была работа над фильмом «Лоскутик и облако»(1976). Это был мой первый полнометражный фильм, который длился около часа. Он был комбинированным, ведь сначала я работал как рисующий мультипликатор, создавая образ Облака, а потом участвовал в перекладке персонажей (перемещении персонажей, изготовленных из разных кусочков бумаги).
Вы являетесь режиссёром микрофильма «Фехтование», подготовленного специально для Олимпиады 1980-ого года. А какой вид спорта вы бы изобразили для будущей Олимпиады в Сочи?
Один вид спорта делать неинтересно, надо брать сразу обойму: лыжи, биатлон, бобслей, прыжки с трамплина. Это должен быть короткий ролик, но динамичный и запоминающийся, с характерной изюминкой и юмором. Изображая спортсменов, обязательно нужно использовать портретное сходство, пусть и утрированное, пусть это даже будет напоминать шарж, но они должны быть узнаваемы зрителями. А чтобы правдоподобно изобразить их мимику и жесты, нужно некоторое время понаблюдать за этими людьми. Сложно рисовать шарж, если располагаешь только одной фотографией человека, и, к тому же, я плохо знаю нынешних спортсменов.
Вы участвовали в создании серий культового мультфильма «Кот Леопольд», на котором выросло целое поколение детей. Как проходила работа над ним? Ожидали ли вы такой популярности этого фильма?
Работа над этим фильмом была одна из самых трудных. Я работал над 3 сериями: «Клад», «Телевизор» и «День Рождения», и Резников поручал мне самые сложные сцены как, например, танец Кота Леопольда в серии «День Рождения», другим же доставались сцены, где Кот произносит несколько строк или поправляет бабочку. Мне приходилось делать по 24 кадра за секунду, а кому-то всего по 3. В то время у меня все руки были в мозолях от карандаша. В общей сложности нам надо было сделать 20 погонных метров плёнки (52 кадра в 1м). Я делал только конечные компоновки, а кадры между ними делал фазовщик. Если же я стал бы заниматься всем этим процессом, я бы никогда не успел в срок, да и вышло бы неточно. Его популярность была предсказуема, ведь он изначально планировался как большой детский сериал.
Расскажите, как вы стали заниматься иллюстрированием детских книг? Как возникла эта идея?
Иллюстрированием я стал заниматься уже после развала «Союзмультфильма» в 1996 году, который произошёл почти сразу после распада СССР. (Как раз тогда мы заканчивали работу над фильмом «Короли и капуста» по одноимённому рассказу О. Генри). Я создал иллюстрации к сотне детских книг, и это также очень тяжёлый и трудоёмкий труд. По началу я не жалел бумаги, если мне не нравился рисунок, я его выкидывал, а не стирал или исправлял. Ведь когда начинаешь стирать, теряешь время, уходит импульс, а он должен быть на острие карандаша. Бывает, целый день ходишь, думаешь, но ничего не можешь нарисовать, потому что через силу ничего и не может получиться. Именно поэтому у меня возникали разногласия с руководителями «Союзмульфильма», ведь у них господствовал сдельный подход: как можно больше хороших, качественных рисунков и как можно быстрее, а это не всегда удавалось.
И, наконец, о современной мультипликации: выпускаются ли сейчас качественные отечественные мультфильмы?
Да, безусловно, выпускаются. Из последних наиболее талантливых следует отметить цикл мультфильмов о трёх богатырях. Они длинные, технически сложные, и над ними трудится команда настоящих профессионалов.
А могут ли отечественные мультфильмы составлять конкуренцию западным?
Запросто, правда, при условии хорошего финансирования. Большую роль в современном мире играет пропаганда и реклама, именно поэтому раскрученные зарубежные бренды, такие как Disney, например, сейчас пользуются огромной популярностью. А на самом деле под одних и тех же узнаваемых персонажей придумываются лишь новые сюжеты. Стоит также отметить агрессивность некоторых зарубежных мультфильмов, которая закладывается в юные головы с самого детства. Таким образом, детям прививается испорченный вкус с раннего возраста.Также технический прогресс не пошёл на пользу мультипликации. Сейчас большинство фильмов делают на компьютере, а это всего лишь инструмент, утеряны лучшие традиции мультипликации, заложенные «Союзмультфильмом».
И в качестве завершения нашего разговора невозможно обойти новый закон о маркировке для отечественных мультфильмов, введённый в этом году на отечественном телевидении. Каково ваше отношение к этому нововведению?
Очередная дурь, что можно тут ещё добавить? Тогда по логике напрашивается вопрос: почему целый день показывают рекламу? Это же никого не смущает, и считается абсолютно нормальным. Оттого, что детям перестанут показывать «Ну, погоди!», в нашей стране не уменьшится алкоголизм. Этими запретами мы всё больше провоцируем порабощение и оглупление нации.
Беседовала Дарья Романенко