В июне в Петербурге завершились съёмки короткометражного фильма "Свиделись” по рассказу Людмилы Куликовой. Фильм создается при поддержке Росмолодёжи и раскрывает темы семейных ценностей и тему одиночества пожилых людей. Мы поговорили с художником по костюмам Юлиане Андреевой о съёмках и сложностях работы.
- Расскажите о своём пути в кинопроизводство.
- Мой путь художника по костюмам в кино начался несколько лет назад.
По образованию я дизайнер костюма, это понятие включает в себя разработку и создание новых моделей одежды. В процессе обучения мы уделяли большое внимание истории костюма, меня это очень увлекло. Помимо учебной программы я изучала множество литературы по этому вопросу. Создавала свои новые модели одежды, основываясь на знаниях, полученных при изучении истории костюма. По окончании обучения я создала свою мастерскую, где создаю костюмы для юных танцоров, спортсменов для театральных постановок и кино.
Работа художником по костюмам в кино - это особый мир, отличный от знаний по дизайну костюма и даже от работы художником по костюму в театре. Помогла открыть мне этот мир Елизавета Алексеевна, начальник костюмерного цеха при киностудии Ленфильм. Под ее руководством я успешно окончила курс ассистента художника по костюмам. Это обучение открыло для меня многие тайны киносъемочного процесса.
- Расскажите о своей работе в качестве художника по костюмам фильма "Свиделись".
- Несмотря на загруженность другой работой, приглашение поработать над фильмом “Свиделись” я приняла сразу же. С продюсером Галиной Фесенко и режиссером Лолитой Наранович я работала раньше на других проектах и всегда эта работа была очень комфортной и интересной. Самое главное в этой работе для меня то, что снимается кино о добре, об истинных человеческих ценностях. Когда я ознакомилась со сценарием, сомнений об участии в этом проекте совсем не осталось. Тема этого фильма очень важна для современного общества. Все мы куда-то бежим, гонимся за чем-то, забывая об истинных человеческих ценностях. Но что может быть важнее настоящей любви, любви матери к своим детям. Почему дети, став взрослыми, порой забывают своих родителей…
В работе над этим фильмом важно было уделять внимание режиссерской задумке, понимать, что хочет режиссер показать в тот или иной момент действия фильма. Особое внимание уделялось созданию цветовой композиции, взаимодействию костюмов актеров в кадре. В отдельные моменты костюмы должны создавать гармонию, успокаивать зрителя, настраивать на благоприятный лад. В другие моменты костюмы должны контрастировать, конфликтовать между собой, будоража сознание зрителя.
На съемочной площадке работала очень хорошая команда. Не смотря не то, что часть съемок проходила далеко от города, работать было очень комфортно.
Сценарий фильма не подразумевает большого количества костюмов. Наш главный герой, Толик, его роль исполнил актер театра и кино Роман Грибков, спешно отправляется в дальнее путешествие, не взяв с собой много вещей. Он так взволнован в момент отъезда, что совершенно не может думать о составлении гардероба в дорогу. Мать его, Ольга Герасимовна, чью роль исполнила великолепная актриса, заслуженная артистка России Ирина Андреевна Балай, давно живет одна, покинутая всеми, несколько лет назад она потеряла зрение, живет в глухой деревне, за чертой бедности. Одежда ее давно истрепалась, потеряли вид и цвет.
Образ Ольги Герасимовны является собирательным. Как много пожилых людей сегодня остались покинуты всеми и не живут, а существуют.
Помимо непосредственно работы над фильмом эта картина стала для меня дорога еще тем, что я смогла лично пообщаться с Ириной Андреевной Балай. Она поделилась со мной своим жизненным опытом, рассказала много интересных моментов из своей жизни. Огромная благодарность за такие моменты.
- С какими трудностями Вы столкнулись?
- Для меня этот фильм оказался очень не сложным. Особых трудностей не возникало.
С режиссером Лолитой Наранович я работаю уже на четвёртом фильме, поэтому я знаю ее вкусы и предпочтения, для меня очевидны ее пожелания, я понимаю, что режиссер ждет от костюмов героев. Правда, был один момент, но это скорее не трудность, а неожиданный рабочий момент. Для одной из героинь у нас было подобрано и согласованно платье, которое должно быть в кадре. Но провести примерку с актрисой заранее не было возможности. И вот в съемочный день, в ста километрах от цивилизации, мы встречаем с актрисой. Надеваем подготовленное для нее платье и все понимают, что актрисе оно совершенно не идет, хотя и расцветка такая, как мы хотели, и по размеру актрисе хорошо. Но это совсем не то, что режиссер хотела видеть в этом кадре. К счастью, в моем автомобиле оказалось еще четыре платья подходящего размера, одно из них нас более-менее устроило. Как говорил мой учитель, на съемки надо брать все, даже то, что уже совсем и не нужно.
- Расскажите о работе над другими экранизациями.
- Больше всего мне запомнилась работа над фильмом «Сила детства» по рассказу Льва Толстого, переложение поэмы Виктора Гюго. Режиссер Лолита Наранович.
По проекту у нас была достаточна большая группа актеров массовых сцен. Для подготовки к съемкам помимо художника по костюмам были привлечены еще ассистент художника по костюмам и три костюмера. Работать в команде для меня намного интереснее, в диалоге рождается творчество. У нас был долгий подготовительный период. Мы подбирали и создавали образы. Подходящие костюмы мы искали не только в кладовых Ленфильма, но и в костюмерных театров города. Это был долгий и очень интересный поиск. Работа над фильмом принесла мне колоссальный опыт и массу интересных знакомств. Многие элементы костюмов нам пришлось «зафактурить», придать им живой вид, где-то запачкать, где-то слегка порвать. А после съемок все необходимо было привести в порядок, чтобы вернуть владельцам в том виде, в котором брали.
Очень запомнилась работа с Андреем Носковым. Работать с актерами такой величины всегда очень большая ответственность. Но Андрей профессионал своего дела, с ним очень приятно было работать, все моменты были четкими, понятными.
- Как костюмы помогают раскрыть характеры героев?
- В кино костюм тесно связан с характером героя, который мы хотим донести до зрителя. Он создает образ персонажа. На этапе подготовки важно уделять этому особое внимание и подбирать костюмы в соответствии с замыслов режиссера.
Имеет значение не только состав костюма, но и то, как этот костюм надет. То, как человек носит ту или иную одежду говорит нам о многом. Задача художника по костюмам состоит не только в том, чтобы правильно подобрать подходящий по цвету и фасону костюм, но и правильно надеть его на актера и научить актера носить этот костюм.
Один и тот же костюм может вести себя совершенно по-разному, указывая на характер героя.
- Что бы Вы пожелали зрителям фильма?
- В любой ситуации оставаться людьми. И даже если вы очень заняты работой, трудитесь на благо своей новой семьи, никогда не забывайте своих родителей, как бы тяжело вам не было. Не материальным богатством силен человек, а истиной любовью к ближнему своему. Цените своих родителей.
Беседовала Анна Самойлова
Фотографии Маргариты Окунь
- Расскажите о своём пути в кинопроизводство.
- Мой путь художника по костюмам в кино начался несколько лет назад.
По образованию я дизайнер костюма, это понятие включает в себя разработку и создание новых моделей одежды. В процессе обучения мы уделяли большое внимание истории костюма, меня это очень увлекло. Помимо учебной программы я изучала множество литературы по этому вопросу. Создавала свои новые модели одежды, основываясь на знаниях, полученных при изучении истории костюма. По окончании обучения я создала свою мастерскую, где создаю костюмы для юных танцоров, спортсменов для театральных постановок и кино.
Работа художником по костюмам в кино - это особый мир, отличный от знаний по дизайну костюма и даже от работы художником по костюму в театре. Помогла открыть мне этот мир Елизавета Алексеевна, начальник костюмерного цеха при киностудии Ленфильм. Под ее руководством я успешно окончила курс ассистента художника по костюмам. Это обучение открыло для меня многие тайны киносъемочного процесса.
- Расскажите о своей работе в качестве художника по костюмам фильма "Свиделись".
- Несмотря на загруженность другой работой, приглашение поработать над фильмом “Свиделись” я приняла сразу же. С продюсером Галиной Фесенко и режиссером Лолитой Наранович я работала раньше на других проектах и всегда эта работа была очень комфортной и интересной. Самое главное в этой работе для меня то, что снимается кино о добре, об истинных человеческих ценностях. Когда я ознакомилась со сценарием, сомнений об участии в этом проекте совсем не осталось. Тема этого фильма очень важна для современного общества. Все мы куда-то бежим, гонимся за чем-то, забывая об истинных человеческих ценностях. Но что может быть важнее настоящей любви, любви матери к своим детям. Почему дети, став взрослыми, порой забывают своих родителей…
В работе над этим фильмом важно было уделять внимание режиссерской задумке, понимать, что хочет режиссер показать в тот или иной момент действия фильма. Особое внимание уделялось созданию цветовой композиции, взаимодействию костюмов актеров в кадре. В отдельные моменты костюмы должны создавать гармонию, успокаивать зрителя, настраивать на благоприятный лад. В другие моменты костюмы должны контрастировать, конфликтовать между собой, будоража сознание зрителя.
На съемочной площадке работала очень хорошая команда. Не смотря не то, что часть съемок проходила далеко от города, работать было очень комфортно.
Сценарий фильма не подразумевает большого количества костюмов. Наш главный герой, Толик, его роль исполнил актер театра и кино Роман Грибков, спешно отправляется в дальнее путешествие, не взяв с собой много вещей. Он так взволнован в момент отъезда, что совершенно не может думать о составлении гардероба в дорогу. Мать его, Ольга Герасимовна, чью роль исполнила великолепная актриса, заслуженная артистка России Ирина Андреевна Балай, давно живет одна, покинутая всеми, несколько лет назад она потеряла зрение, живет в глухой деревне, за чертой бедности. Одежда ее давно истрепалась, потеряли вид и цвет.
Образ Ольги Герасимовны является собирательным. Как много пожилых людей сегодня остались покинуты всеми и не живут, а существуют.
Помимо непосредственно работы над фильмом эта картина стала для меня дорога еще тем, что я смогла лично пообщаться с Ириной Андреевной Балай. Она поделилась со мной своим жизненным опытом, рассказала много интересных моментов из своей жизни. Огромная благодарность за такие моменты.
- С какими трудностями Вы столкнулись?
- Для меня этот фильм оказался очень не сложным. Особых трудностей не возникало.
С режиссером Лолитой Наранович я работаю уже на четвёртом фильме, поэтому я знаю ее вкусы и предпочтения, для меня очевидны ее пожелания, я понимаю, что режиссер ждет от костюмов героев. Правда, был один момент, но это скорее не трудность, а неожиданный рабочий момент. Для одной из героинь у нас было подобрано и согласованно платье, которое должно быть в кадре. Но провести примерку с актрисой заранее не было возможности. И вот в съемочный день, в ста километрах от цивилизации, мы встречаем с актрисой. Надеваем подготовленное для нее платье и все понимают, что актрисе оно совершенно не идет, хотя и расцветка такая, как мы хотели, и по размеру актрисе хорошо. Но это совсем не то, что режиссер хотела видеть в этом кадре. К счастью, в моем автомобиле оказалось еще четыре платья подходящего размера, одно из них нас более-менее устроило. Как говорил мой учитель, на съемки надо брать все, даже то, что уже совсем и не нужно.
- Расскажите о работе над другими экранизациями.
- Больше всего мне запомнилась работа над фильмом «Сила детства» по рассказу Льва Толстого, переложение поэмы Виктора Гюго. Режиссер Лолита Наранович.
По проекту у нас была достаточна большая группа актеров массовых сцен. Для подготовки к съемкам помимо художника по костюмам были привлечены еще ассистент художника по костюмам и три костюмера. Работать в команде для меня намного интереснее, в диалоге рождается творчество. У нас был долгий подготовительный период. Мы подбирали и создавали образы. Подходящие костюмы мы искали не только в кладовых Ленфильма, но и в костюмерных театров города. Это был долгий и очень интересный поиск. Работа над фильмом принесла мне колоссальный опыт и массу интересных знакомств. Многие элементы костюмов нам пришлось «зафактурить», придать им живой вид, где-то запачкать, где-то слегка порвать. А после съемок все необходимо было привести в порядок, чтобы вернуть владельцам в том виде, в котором брали.
Очень запомнилась работа с Андреем Носковым. Работать с актерами такой величины всегда очень большая ответственность. Но Андрей профессионал своего дела, с ним очень приятно было работать, все моменты были четкими, понятными.
- Как костюмы помогают раскрыть характеры героев?
- В кино костюм тесно связан с характером героя, который мы хотим донести до зрителя. Он создает образ персонажа. На этапе подготовки важно уделять этому особое внимание и подбирать костюмы в соответствии с замыслов режиссера.
Имеет значение не только состав костюма, но и то, как этот костюм надет. То, как человек носит ту или иную одежду говорит нам о многом. Задача художника по костюмам состоит не только в том, чтобы правильно подобрать подходящий по цвету и фасону костюм, но и правильно надеть его на актера и научить актера носить этот костюм.
Один и тот же костюм может вести себя совершенно по-разному, указывая на характер героя.
- Что бы Вы пожелали зрителям фильма?
- В любой ситуации оставаться людьми. И даже если вы очень заняты работой, трудитесь на благо своей новой семьи, никогда не забывайте своих родителей, как бы тяжело вам не было. Не материальным богатством силен человек, а истиной любовью к ближнему своему. Цените своих родителей.
Беседовала Анна Самойлова
Фотографии Маргариты Окунь