интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » В гостях у звезды » Алексей Рыбников: "Я думаю, что театр будет синтетическим"

 
 
 

Алексей Рыбников: "Я думаю, что театр будет синтетическим"

Автор: Ольга Пурчинская от 23-03-2012, 14:28, посмотрело: 4462

Алексей Рыбников: "Я думаю, что театр будет синтетическим"Алексей Львович Рыбников - советский и российский композитор, Народный артист России, Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат международных и общественных премий. Автор музыки к рок-операм «Юнона и Авось» и «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», к ряду опер и спектаклей, а также для более чем восьмидесяти фильмов, таких как: «Тот самый Мюнхгаузен», «Приключения Буратино», «Вам и не снилось…», «Через тернии к звёздам», «Большое космическое путешествие», «Про Красную Шапочку», «Усатый нянь», «Сказки… сказки… сказки старого Арбата» и многих других.
Благодарим маэстро за ответы на вопросы нашего издания.


- Рок-опера «Юнона и Авось» старше многих ее поклонников. В чем ее секрет? Ведь большое количество постановок с хорошим музыкальным материалом не было принято зрителями.
- «Юнона и Авось» сегодня играется во многих театрах в России и за рубежом, в том числе ставятся и балетные спектакли. Смею надеяться, что моя музыка не оставляет равнодушным зрителя и, конечно, превосходная поэзия Андрея Вознесенского. Вечные темы любви, расставания и смерти, поиска себя, метание души между светом и тьмой – всегда найдут своего слушателя и зрителя. Что касается второй части вопроса – возможно, музыкальный материал недостаточно хорош и неровен (удачные номера чередуются с «серенькими» или вовсе действие останавливается), возможно, режиссерские или маркетинговые ошибки.

- Как изменился зритель за 30 лет?
- Мой зритель практически не изменился. Плачет в тех же местах, хлопает в тех же местах и встает в конце спектакля, как и 30 лет назад.

- Как изменились артисты за 30 лет?
- 30 лет назад мы по именам знали поющих и умеющих двигаться актеров (Андрей Миронов, Людмила Гурченко, Владимир Высоцкий, Николай Караченцов и еще несколько имен). Сегодня поют десятки, если не сотни артистов, не всегда, правда, обладающие харизмой настоящего драматического актера.

- Спектакль «Юнона и Авось» собирается в гастрольный тур в США. Какие изменения были внесены в либретто, предназначенное для иностранного зрителя, давно уже искушенного в мюзиклах?
- Мы везем в Америку не мюзикл, а русский музыкальный спектакль, иной по эстетике и сложный по музыкальному языку. По своей напряженности, страстности, искренности самовыражения это рок-спектакль. Либретто не будет меняться, но появились два персонажа это: Рок – гитарист (Д. Четвергов) и Богородица (А. Девина), которые появляются (без слов) в противоположных частях сцены как свет и тьма, как лучшее, что есть в нас и в героях, так и дьявольское, что тянет нас в преисподнюю. Этот вариант спектакля мы впервые покажем в Крокус-сити.

- Как Вы считаете, может ли успешно существовать репертуарный театр мюзикла? Если да, то, при каких условиях?
- Московский театр оперетты успешно осваивает этот жанр и достаточно продолжительное время. Как будет выживать Театр Мюзикла, покажет время – я желаю им успеха. Условия успеха все те же: хорошая музыка, хорошая драматургия, хорошая режиссура, правильные педагоги по вокалу и танцу.

- Какими качествами должен обладать артист мюзикла?
- Уметь петь, желательно иметь красивый тембр голоса, хорошо двигаться, обладать актерской харизмой, но не только, например: пришел на кастинг молодой человек, превосходно спел каватину Фигаро Россини, блестяще сыграл – очень талантлив, но маленького роста. Обладая превосходным баритоном, он должен быть героем, а в мюзикле это невозможно, потому что все девочки от 170 см, собственно, на кастинге так и произошло – я отобрал двух девушек, обе выше его сантиметров на 20.

- Много ли талантливых исполнителей приходят на кастинг в Ваш театр?
- Много хорошо поющих, но для театра этого мало.

- Как часто Вы собираетесь обновлять состав?
- Я не планирую специально увольнять людей. У нас в театре очень талантливая труппа, приходите на спектакли в Крокус - сити – убедитесь.

- С какими трудностями приходится сталкиваться руководителям музыкального театра в нашей стране?
- У меня особые трудности. У нашего театра нет собственной сцены, поэтому репетировать и играть спектакли нам приходится в арендованных помещениях. Но зато нет проблем с гастролями – мы очень востребованы и не только в России. Беларусь, Украина, Прибалтика наши постоянные маршруты, в мае едем на две недели в Израиль, планируются поездки в другие страны.

- Сейчас работать легче или труднее, чем в советские времена?
- Что-то легче – отсутствие цензуры и партийного руководства.
Что-то труднее – отсутствие собственной театральной сцены и постоянная нехватка денег.

- Мюзикл – это массовая культура?
- Да. Поэтому я считаю, что нам на гастролях должны платить как эстрадным звездам.

- Как Вы думаете, почему в постановках «громких» мюзиклов в Москве принимают участие одни и те же артисты?
- Потому что появилась группа очень профессиональных людей: вокал, танцы, умение носить костюмы – и продюсеру, и режиссеру удобнее взять готового артиста, быстро осваивающего материал, чем учить молодого не опытного студента. Если бы у меня заболела героиня, я сам позвонил бы Лере Ланской, абсолютно уверенный, что она все сделает как надо.

- Есть ли шанс у выпускника театрального или музыкального ВУЗа попасть в Ваш театр, или требуется опыт участия в мюзиклах?
- Шанс есть всегда. У нас есть артисты, которые еще учатся, есть и те, которые попали к нам не сыграв ни одного спектакля, кроме выпускного, в своем театральном училище, но, есть и такие актеры, которые снимаются в кино, сериалах, собственно, как и в любом театре.

- Сейчас в прессе очень активно дискутируют о том, есть ли у мюзиклов будущее в нашей стране. Каково Ваше мнение на этот счет?
- Я считаю, что в России должен быть свой театр – «Хоакин Мурьета» и «Юнона и Авось» - это не мюзиклы! Но если мы хотим делать мюзиклы, нужно создавать школу, где будут преподавать правильные педагоги. В Америке любой уличный танцор двигается лучше, чем наши лучшие артисты мюзиклов и это не только потому что традиции, но и особая, не похожая на нашу музыкально-театральная культура и школа.

- Что, на Ваш взгляд, нужно изменить в системе подготовки специалистов музыкального театра, чтобы развитие мюзиклов в России пошло интенсивнее?
- Я практически ответил на этот вопрос. Мне кажется, нужны западные педагоги. Как во всем мире были педагоги из России классического русского балета.

- Что Вы посоветуете молодым актерам и музыкантам, желающим посвятить себя работе в мюзикле?
- Учиться и еще раз учиться; слушать хорошую музыку, смотреть хорошие спектакли, читать хорошие книги, но главное - учиться.

- Жизнь общества не стоит на месте, развитие происходит постоянно. Вместе с ним эволюционирует и театр. Как Вы думаете, что нового это обстоятельство может внести в жизнь деятелей и поклонников мюзиклов?
- Не знаю. Я не предсказатель. Кто бы мог представить, несколько лет назад, что Валерий Гергиев поставит на прославленной оперной сцене Мариинки мюзикл «Моя прекрасная леди». Я думаю, что театр будет синтетическим. Будут смешиваться стили, направления, жанры. Музыка будет носить все более универсальный характер.

- Какие постановки планируете осуществить на сцене своего театра в ближайшее время?
- Да нет у нас своей собственной сцены. 15 сентября в зале Чайковского состоится премьера моего нового произведения «Живые картины времен Отечественной войны 1812 года по роману гр. Льва Толстого «Война и мир». Вот где будет смешение стилей и жанров: симфонический оркестр и академический большой хор, солисты оперы, но, при этом артисты нашего театра и квартет им. Глинки, который будет играть на электромузыкальных инструментах.
Ну и конечно мы ждем всех в Крокус-сити 26 и 27 марта на самой последней, новой версии спектакля «Юнона и Авось».
Спасибо за внимание к моему мнению.


Ольга Пурчинская

Фотография с официального сайта А.Л.Рыбникова http://www.alexeyrybnikov.ru

Категория: В гостях у звезды