интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Семь нот » В мир музыки – с нами!

 
 
 

В мир музыки – с нами!

Автор: Лика Симонайтите от 11-10-2013, 17:27, посмотрело: 2794

Яркая надпись над входной дверью зазывает каждого желающего посетить Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М.И.Глинки. Здание, внушительное и грузное, внутри оказывается таким же строгим и чинным, а сам музей сложным и в некотором роде степенным.

Справа находится гардероб и сувенирная лавка, слева – большая белая лестница: по ней и нужно подняться, чтобы попасть в музей. В холле второго этажа висят стенды, рассказывающие об истории музея и памятных ему датах, стоит несколько массивных экспонатов вроде звонницы или органа с почти девятьюстами трубами – он играет по особым праздникам.

В мир музыки – с нами!В мир музыки – с нами!Попав в сам музей через неприметную дверь в углу, вы оказываетесь в «зелёном зале», где представлены музыкальные инструменты народов России. Здесь вы узнаёте, что «балалайка» произошла от татарского слова «дитя» и считалась несерьезным инструментом, что гусли бывают крыловидными и шлемовидными, а гармошки – черепашками, что домры порой становятся размером с комод и что известна любимая композиция реально жившего человека Садко – и это ещё не всё. Народные инструменты Поволжья, Бурятии, Кавказа находятся тут же по соседству. Гонг Харанга ставит своей целью подражать рёву тигра, а барабанчик из костей человеческого женского черепа (надеюсь, экспонат ненастоящий) – отгонять злых духов.
В соседнем зале, уже «жёлтом», располагаются инструменты других европейских стран, например, Украины и Франции. Дальше следует «синий зал» с индейскими маракасами из выдолбленной тыквы, с китайским губным органом шен, с барабанами и другими инструментами Японии, Индии, Мадагаскара – стран Азии и других регионов.

В мир музыки – с нами!В мир музыки – с нами!Особая гордость музея – скрипка Страдивари, побывавшая в коллекции бельгийской королевы Елизаветы. Это одна из первых, ещё несамостоятельных работ мастера. Вообще скрипкам и их собратьям, как, например, виолам, в музее уделяется большое внимание, они занимают почти половину самого просторного зала. Есть даже комнатка-мастерская по изготовлению скрипок. Таким же особняком стоят и спинеты (к примеру, спинет семьи Медичи), фортепьяно и рояли. Можно посмотреть, как происходит игра на фортепьяно, что обо что ударяется и как рождается звук.

В мир музыки – с нами!В мир музыки – с нами!Дальше – больше, и в «красном» зале посетителей поджидают механические инструменты. Музыкальные шкатулки, симфонионы, граммофоны. Вначале были деревянные валики, на которых записывалась мелодия, которая со временем начинала сильно надоедать. Потом появились диски – на них можно было записывать уже до 8 мелодий, которые тоже со временем начинали надоедать… Музей имеет спокойную, «плавную» атмосферу. Когда попадаешь в неё, всё кажется интересным, хочется внимательно осмотреть каждый экспонат. К сожалению, к концу экспозиций силы начинают таять на глазах, а та самая умиротворяющая атмосфера точно гудит в ушах, тяжёлым грузом на плечи падает усталость.

Главная же изюминка музея – это звуки. Здесь вам представят товар лицом: вы не только увидите бересту, но и услышите, как она играет. Более того, посетители могут сами попробовать ударить в гонг, поиграть на ксилофоне и барабане.

Между тем, в музее часто проводятся оперные вечера и другие концерты, поэтому не удивляйтесь, если во время вашего посещения за одним из экспонатов-роялей будет стоять человек и репетировать исполнение какой-либо арии.

Уникальным и самым необычным экспонатом, пожалуй, является представитель «красной» комнаты: это терменвокс. Наверняка все помнят звуки садящейся инопланетной тарелки, всего «таинственного» из советских фильмов – это именно он. Чёрная коробка с двумя антеннами, высокочастотный генератор, который создает электромагнитное поле, в котором и рождаются звуки. Создал такое чудо наш соотечественник, физик и музыкант Л.С. Термен. Теперь же его внук регулярно проводит в музее мастер-классы и лекции, связанные с этим инструментом.

11 марта 1912 года в небольшом зале вблизи библиотеки Московской консерватории был открыт Музей имени Н.Г.Рубинштейна. Долгое время он выполнял функцию скорее служебного отдела при консерватории и только с конца 1930-х – начала 40-х годов начал самостоятельно развиваться. В 1954 году, в связи с юбилеем М.И.Глинки, музей и был назван в честь великого русского композитора. Несколько раз менявший адрес «Музей музыкальных инструментов» в начале 1980-х переехал на улицу Фадеева, в собственное здание с концертным залом.


Лика Симонайтите

Фотографии автора

Категория: Семь нот