интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » История искусств » Гении или сумасшедшие. Сальвадор Дали

 
 
 

Гении или сумасшедшие. Сальвадор Дали

Автор: Елена Плаксина от 7-12-2011, 02:39, посмотрело: 7808

Разница между мной и сумасшедшим в том, что я не сумасшедший. (с) Сальвадор Дали


В нескольких часах езды от Барселоны, недалеко от границы с Францией расположен хорошо известный нам город Фигерас (Figueras), в древности известный, как Юнкария (Iuncaria).

А славится он тем, что там 11 мая 1904 появился на свет мальчик, который получил имя Сальвадор Дали. Многие считают его сумасшедшим, многие не понимают, иные восхищаются, но как бы вы к нему ни относились, безусловно, он внес огромный вклад в искусство Испании и всего мира.

Родился он в семье зажиточного нотариуса, имел сестру и старшего брата, который умер от менингита и носил то же имя, после чего, когда Сальвадору было 5 лет, родители сообщили ему на могиле, что он – реинкарнация его старшего брата. Был каталонцем до мозга и костей и всегда настаивал, чтобы его воспринимали именно так.

Необычным Дали был с самого рождения. Например, он утверждал, что родился на два месяца раньше, поскольку был уверен, что начал думать, еще когда находился во чреве матери, в семь месяцев. "Было тепло, мягко и тихо. Это был рай", - говорил он. Любимым местом для отдыха в дом была большая кадка в комнате для стирки белья, там он часами мог сидеть и размышлять, рисуя. Этот юноша с ранних лет любил привлекать к себе внимание и привлекает его еще больше до сих пор, уже после смерти. Ему были присущи разные чудачества, например, он любил убирать свои длинные волосы под большую черную шляпу, а впоследствие называл себя первым в мире хиппи. Также был случай, когда он затеял скандал на торговой площади ради леденца, вокруг собралась толпа, и полицейские попросили хозяина лавки открыть её во время сиесты и подарить этому непослушному мальчишке данную сладость. Добиваясь всего капризами и симуляцией, он всегда выделялся среди других детей. «Трудно привлечь к себе внимание даже ненадолго. А я предавался этому занятию всякий день и час», - таковы были его слова. Ко всему прочему его всю жизнь преследовали комплексы и фобии, такие как страх перед кузнечиками и женским телом, они привели к тому, что он так и умер девственником, как многие считают, не испытав плотской любви ни с мужчиной, ни с женщиной. Есть несколько мнений, одно из них - что он действительно был геем, но боялся раскрыть это в себе, а потому не имел сексуальных отношений ни с кем. Другое мнение в том, что он просто боялся женского тела, а еще одно - что Гала была его единственной женщиной.

Считается, что отвращение Дали к женским гениталиям и «джунглям крови» (метафора полового акта, придуманная поэтом) было сильно и осталось таким на всю жизнь. Дали нравилась женская грудь маленьких размеров (он боялся больших бюстов), а больше всего любил в женщинах ягодицы.

Из-за его особенностей друзей в школе у него тоже не было. Он говорил о себе: «Особенность моей гениальности состоит в том, что она проистекает от ума. Именно от ума». Когда он впервые поехал в Америку, одолжив денег у Пабло Пикассо, продемонстрировал репортерам, встречавшим его, картину, где была изображена его подруга Гала с бараньими отбивными на плечах. На вопрос, причем тут отбивные, Дали ответил: "Все очень просто. Я люблю Гала и люблю бараньи отбивные. Здесь они вместе. Отличная гармония!"

Любовные истории в жизни гения занимают особое место. «Гала - единственная моя муза, мой гений и моя жизнь, без Гала я никто». И действительно, это была единственная женщина всей его жизни. Она была и матерью, и другом, и любовницей. Посетив Дом-музей Дали в Фигеросе, где, кстати, он сам похоронен, замурован в стену по его собственной просьбе, можно увидеть, какую огромную долю своего творчества Дали посвятил Гале.

Елена Дьяконова знала, что делала, когда взяла себе имя Гала, что в переводе с французского означает «праздник». Праздник, увлекший в омут безумной страсти не одного гения. У нее было много любовников. Хоть она и не была красавицей, но, по-видимому, обладала какой-то необыкновенной притягательностью. Он влюбился до безумия. «Тело у нее было нежное, как у ребенка, – напишет он много лет спустя в своей книге «Тайная жизнь». – Линия плеч почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного энергичного троса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной». Дали не мог больше работать, его неодолимо влекло к этой женщине.

Она поощряла его неумелые ухаживания, несмотря на присутствие мужа. Все чаще они уходили далеко в горы гулять вдвоем. Он называл ее богиней. Однажды, стоя на краю глубокого ущелья, Дали внезапно набросился на нее и начал душить. «Что ты хочешь от меня, отвечай?! Что ты хочешь, чтобы я с тобой сделал?!» – исступленно кричал он, все туже сжимая пальцы на ее шее. – «Взорвите меня», — неотрывно глядя в глаза, прохрипела ему в ответ женщина. Ко времени первой встречи с Сальвадором Дали, Гала было 36 лет, а брак с Элюаром давно стал чистой формальностью.

Именно Гала стала менеджером гения. Главным делом ее жизни стало создание «бренда Дали». Она почувствовала его дар, она сделала так, чтобы он «взорвал» всех вокруг своим творчеством. Она стала его музой и идеалом.

Поженились они незадолго до ее смерти в 1982 году, Дали пережил ее всего лишь на 7 лет. Да и это была не жизнь, а скорее медленное угасание. Такое чувство, что со смертью его музы умер и он сам. Он любил ее так, что разрешал ей иметь бесчисленное количество любовников и даже говорил, что его это возбуждает, но кто знает, что на самом деле чувствовал этот непростой мужчина.

Другой главной частью его жизни был сюрреализм. Когда Сальвадору исполнилось семнадцать лет, отец послал сына в Академию искусств Сан-Фернандо в Мадриде, где талантливый юноша ухитрился одновременно получить несколько призов за лучшие работы и быть отстраненным от учебы на год за подстрекательство студентов на бунт против неправильного, как он считал, назначения нового профессора. Год спустя он вернулся, чтобы снова быть исключенным в 1926 году, как было объявлено в академии, "за поддержку революционных идей". В юности художник был подвержен влиянию разных стилей в искусстве. Во время поездки в Париж в 1928 году его приятельница испанская художница Джоан Тиро познакомила Сальвадора Дали с сюрреализмом. Основанное в 1924 году французским поэтом Андре Бретоном сюрреалистическое направление в искусстве провозгласило "непрерывное использование подсознательного воображения". Дали вскоре стал лидером этого направления.

Но когда он достиг пика своей карьеры, рассорился со своим другом Бретоном и другими сюрреалистами, безапелляционно заявив однажды: «Разница между сюрреалистами и мной заключается в том, что сюрреалист - это я!» и «Сюрреализм - не партия, не ярлык, а единственное в своем роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью. Сюрреализм - полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я – сюрреализм».

Когда интерес к его картинам пошел на спад, та же Гала подсказала ему делать изощренные украшения-безделушки, которые теперь занимают особенное место в Доме-музее гения.

Еще одной особенной историей в жизни Дали явилась история о его взаимоотношениях с поэтом Лоркой, который был на 6 лет старше Сальвадора. Лорка был талантливым человеком, к моменту знакомства с Дали он уже выпустил первую книгу. Дали писал «Это была великая дружба», хотя со временем она перерастала в нечто большее. Образ Лорки стал появляться в работах Дали, вытесняя первый образ – сестру. У обоих гениев было очень много общего… И когда в 1925 году на каникулах Дали приглашает Лорку в Кадакес, в поэта влюбляется сестра Сальвадора – Ана-Мария, а отец принимает как родного сына.

В мае 1926 года Лорка публикует «Оды к Сальвадору Дали», а вскоре пытается его соблазнить, но этого не случилось. «Я был очень взволнован. И где-то в глубине души говорил себе, что он великий поэт и что я должен уступить ему немного божественного Дали». Позже Лорка еще раз пытался сделать Дали своим любовником. А потом писал: «Я вел себя как неприличный осел, с тобой — лучшим, что у меня есть. С каждой минутой я понимаю это все яснее и очень обо всем жалею».

Жизнь и творчество Сальвадора Дали покрыты тайной, а потому особенно интересны и привлекательны. Да, его можно не любить, можно не понимать, но исключать его – нельзя. Этот особенный человек сделал всё, чтобы о нем говорили, писали, снимали фильмы, и он добился этого! Не важно – порицание или восхищение, но о нем говорят, а для него это было главное.

Гении или сумасшедшие. Сальвадор ДалиГении или сумасшедшие. Сальвадор ДалиГении или сумасшедшие. Сальвадор ДалиГении или сумасшедшие. Сальвадор Дали










Гении или сумасшедшие. Сальвадор ДалиГении или сумасшедшие. Сальвадор ДалиГении или сумасшедшие. Сальвадор Дали











Гении или сумасшедшие. Сальвадор ДалиГении или сумасшедшие. Сальвадор ДалиГении или сумасшедшие. Сальвадор Дали













Елена Плаксина

фотографии автора

Категория: История искусств