интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Хронограф » Английская литература? Конечно, же – Диккенс!

 
 
 

Английская литература? Конечно, же – Диккенс!

Автор: от 7-02-2012, 05:21, посмотрело: 2926

Английская литература? Конечно, же – Диккенс! Какие ассоциации вызывает у вас упоминание английской литературы? Наверняка, большинство сразу же вспоминает Чарльза Диккенса, а герои его произведений для многих олицетворяют Англию и ее жителей.

Родился великий английский писатель 7 февраля 1812 года в Портсмуте в семье чиновника морского ведомства. Служебные обязанности требовали от главы семейства Джона Диккенса частых переездов.

Лучшие детские годы писателя прошли в Чатеме. С этим городом у Чарльза связаны воспоминания о коротком счастливом детстве, здесь прошел недолгий период относительного материального благополучия Диккенсов. Отец получил место в Адмиралтействе и на какое-то время мог обеспечить семью, что позволило будущему писателю познать такие радости жизни как цирк, театр, чтение. С детства Чарльзу Диккенсу нравилось наблюдать за людьми, а потом имитировать поразившие его воображение интонацию и мимику, а частые болезни, не позволяющие выходить на улицу, погружали его в чудесный мир книг.

Но не столько книги, сколько сама жизнь формировала сознание будущего писателя, запечатлевалась в его памяти, воздействовала на воображение, и без того сложная, уже в детстве она обернулась к нему суровой стороной. Двенадцатилетнему Чарльзу пришлось оставить надежды на продолжение образования, практически забыть о своих увлечениях и начать работать. Джон Диккенс попал в долговую тюрьму, имущество было распродано, а сыну пришлось работать на фабрике ваксы, снимать угол и обеспечивать себя самостоятельно. Переход от беззаботного детства к самостоятельности был внезапным и резким, Чарльз глубоко страдал, но был вынужден скрывать свои чувства. Он не любил вспоминать об этом периоде своей жизни, но и забыть его не мог. Образ страдающего ребенка вошел в творчество Диккенса, заняв важное место в большинстве его романов.

Блуждая по населенным беднотой кварталам восточного Лондона, Чарльз Диккенс соприкоснулся с людскими бедствиями, познал боль одиночества, но нашел в себе силы преодолеть отчаяние и выстоять.

Писателя часто упрекали за то, что счастливые концовки его романов не вяжутся с действительностью. Несомненно, Диккенс часто прибегал в финале своих произведений к вымыслу, но и в его собственной судьбе счастливый случай сыграл свою роль. Неожиданно было получено небольшое наследство, что спасло семью. Долги были уплачены, Джон Диккенс вышел из тюрьмы, Чарльза забрали с фабрики и определили в школу, где он проучился до пятнадцати лет. На этом его образование завершилось: надо было работать и помогать семье.

Диккенсовским университетом стало его знакомство с миром судейских контор и английским судопроизводством. Весной 1827 г. он получил место рассыльного, а потом клерка в одной из лондонских контор, где познакомился с нравами судейских чиновников. Чарльз переписывал бумаги, деловые письма, наблюдал и подмечал многое. В течение трех лет он присутствовал на судебных заседаниях, где почерпнул много полезного для дальнейшей писательской деятельности. Перед ним прошло множество лиц, он узнал и услышал огромное количество жизненных историй.
После трудового дня Диккенс спешил в театр: мечтая стать актером, брал уроки актерского мастерства. К его величайшему сожалению, болезнь помещала ему явиться в назначенное время в театр на прослушивание и надежда соединить свою жизнь со сценой не осуществилась, но любовь к этому искусству писатель сохранил навсегда: играл в любительских спектаклях, написал несколько пьес, прославился как великолепный чтец своих произведений. Театральное начало присуще и его романам: блестящие диалоги, драматизация отдельных эпизодов, среди героев встречаются актеры.

Изучив стенографию, Диккенс получил место парламентского репортера и вошел в мир журналистики. В качестве корреспондента он побывал во многих городах Англии. В его обязанности входило писать о всевозможных сенсационных событиях – пожарах и празднествах, ярмарках и вспышках эпидемий. С особым удовольствием Чарльз Диккенс писал о различных неофициальных событиях. В 1833 году в одной из лондонских газет был напечатан его рассказ.

Известность писателю принесла книга «Очерки Боза», вышедшая отдельным издание в 1836 году. Под псевдонимом «Боз» (прозвище его младшего брата) Диккенс печатался с 1833 до 1836 года. Его очерки очень любили читатели за правдивое изображение повседневной жизни, выразительность и красоту языка. Диккенс проявил себя знатоком жизни обитателей большого города в ее контрастах. Он писал о светлых и темных сторонах жизни простых людей. Герои его очерков – мелкие чиновники и модистки, лакеи и скупщики краденого, кондукторы омнибусов и «благородные оборванцы». Пестрый мир Лондона предстал перед читателями со страниц «Очерков Боза», а за ним последовали романы – «Записки Пиквикского клуба», «Оливер Твист», «Жизнь и приключения Николаса Никльби».Эти произведения сделали Диккенса знаменитым.

Новым и очень важным периодом в творчестве писателя стали 40-е годы. Писатель вступил в это десятилетие полный творческих сил и новых замыслов. Его имя уже завоевало широкую известность, он был признан как романист, но еще много предстояло сказать и сделать. В эти годы написаны «Домби и сын», «Лавка древностей» и многое другое, а завершил десятилетие Диккенс автобиографическим романом «Дэвид Копперфильд». Оказало влияние на его творчество и пребывание в США в 1942 году, а созданный писателем великолепный по яркости и силе воздействия на читателей образ скряги Скруджа в «Рождественской песне в прозе» даже дал имя герою известного мультфильма.

Конец литературной деятельности Диккенса ознаменовался ещё целым рядом превосходных произведений. Роман «Крошка Доррит» (Little Dorrit, 1855—1857) сменяется знаменитой «Повестью о двух городах» (A Tale of Two Cities, 1859), историческим романом Диккенса, посвящённым французской революции. Диккенс отшатнулся от неё, как от безумия. Это было вполне в духе всего его мировоззрения, и, тем не менее, ему удалось создать по-своему бессмертную книгу.

К этому же времени относятся «Большие надежды» (1860) — роман с автобиографическими чертами . Герой его — Пип — мечется между стремлением сохранить мелкотравчатый мещанский уют, остаться верным своему середняцкому положению и стремлением вверх к блеску, роскоши и богатству. Много своих собственных метаний, своей собственной тоски вложил в этот роман Диккенс. По первоначальному плану роман должен был кончиться плачевно, в то время как Диккенс всегда избегал тяжёлых концов для своих произведений и по собственному добродушию, и зная вкусы своей публики. По тем же соображениям он не решился окончить «Большие надежды» полным их крушением.

На высоты своего творчества поднимается Диккенс вновь в своей лебединой песне — в большом полотне «Наш общий друг» (1864). Это произведение написано, словно, с желанием отдохнуть от напряжённых социальных тем. Великолепно задуманный, переполненный самыми неожиданными типами, весь сверкающий остроумием — от иронии до трогательного юмора — этот роман должен, по замыслу автора, быть ласковым, милым, забавным. Трагические его персонажи выведены только для разнообразия и в значительной степени на заднем плане. Все кончается превосходно. Сами злодеи оказываются то надевшими на себя злодейскую маску, то настолько мелкими и смешными, что мы готовы им простить их вероломность, то настолько несчастными, что они возбуждают вместо гнева острую жалость.

В этом своём последнем произведении Диккенс собрал все силы своего юмора, заслоняясь чудесными, весёлыми, симпатичными образами этой идиллии от овладевшей им меланхолии. По-видимому, однако, меланхолия эта должна была вновь хлынуть на нас в детективном романе Диккенса «Тайна Эдвина Друда» (The Mystery of Edwin Drood).

Роман этот начат с большим мастерством, но куда он должен был привести и каков был его замысел, мы не знаем, ибо произведение осталось неоконченным.

9 июня 1870 г. пятидесятивосьмилетний Диккенс, не старый годами, но изнурённый колоссальным трудом, довольно беспорядочной жизнью и множеством всяких неприятностей, умирает в Гейдсхилле от инсульта.

Категория: Хронограф