Есть люди, считающие себя актерами илм актрисами. Есть актеры и актрисы. Была Фаина Георгиевна Раневская.
27 августа 1896 года в Таганроге, в семье Гирша и Мильки Фельдманов родилась девочка Фанни (Фаина). Событие на тот момент рядовое, никто не знал, что мир получил в подарок великую гениальную актрису.
Будущая Раневская окончила таганрогскую Мариинскую женскую гимназию. С 14 лет увлекалась театром. После окончания гимназии посещала занятия в частной театральной студии А. Ягелло (А. Н. Говберга).
В 1915 году Фаина Георгиевна (Гиршевна) уехала в Москву. Жила она в маленькой комнатке на Большой Никитской. Именно в эти годы она познакомилась с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским, произошла её первая встреча с В. И. Качаловым.
Окончив частную театральную школу, актриса играла во многих театрах, начиная с провинциальных (Подмосковье, Крым, Ростов-на-Дону, Баку, Архангельск, Смоленск и др.), а затем в московских, включая Камерный театр (1931—1935), центральный театр Красной Армии (1935—1939), театр драмы (ныне им. Маяковского) (1943—1949), театр им. А. С. Пушкина (1955—1963), театр им. Моссовета (1949—1955 и 1963—1984). Её учителем была Павла Леонтьевна Вульф, о которой Фаина Георгиевна писала в конце жизни: "Смертно тоскую по Павле Леонтьевне. Она меня любила, а я относилась к ней молитвенно. Она сделала из меня и человека, и актрису."
Пребывание Раневской в Театре им. Моссовета сопровождалось частыми конфликтами с главным режиссером Ю. А. Завадским (что нашло отражение в многочисленных фольклорных рассказах и анекдотах), которые порождало несходство творческих методов: решение ролей, предлагаемое Раневской, было органично скорее театру брехтовского типа. Рассказывали, что на заявление главного режиссера: "Вон из театра!" Фаина Георгиевна ответила: "Вон из искусства!"
В кино великая актриса дебютировала в 1934 году в фильме Михаила Ромма "Пышка". Каждая лента с ее участием обогащала лексикон зрителей крылатыми фразами, например, "Муля, не нервируй меня" из "Подкидыша", а Маргарита Львовна из "Весны" просто кладезь афоризмов.
Не все роли актриса считала интересными. Но каждая из них была ярким моментом любой кинокартины с ее участием, иногда единственно запоминающимся. Можно забыть сюжет фильма, актеров, исполняющих главные роли, но только не Раневскую, как бы ни был мал эпизод с ее участием.
Фаина Георгиевна не сыграла ни одной великой роли мирового репертуара, однако Британская энциклопедия "Кто есть кто" именно ее имя включила в десятку самых выдающихся актеров 20-го столетия.
Раневская театрально переосмысляла и собственную повседневную жизнь, превращая ее порой в своеобразный трагикомический спектакль; в этом кроется секрет ее сугубо личной популярности. Весьма своеобразный стиль речи и поведения актрисы зафиксирован в большом по объему фольклоре, где не все эпизоды вполне достоверны. Многие высказывания Раневской (равно как и приписываемые ей) превратились в крылатые выражения, чему способствовали емкость и образность, равно как и отстутсвие "внутренней цензуры", свобода суждения.
Актриса любила читать Пушкина и, по её собственным воспоминаниям, "у них с Анной Андреевной Ахматовой была общая страсть — Пушкин". Дружбой с поэтессой Раневская очень дорожила. "Мне не хватает трех моих: Павлы Леонтьевны, Анны Ахматовой, Качалова", - писала Фаина Георгиевна в своих заметках на закате жизни.
Несмотря на большой круг знакомых, Раневская всегда чувствовала одиночество, от которого не спасал даже преданный пес Мальчик, названный в честь Станиславского, которого Раневская боготворила.
Фаина Георгиевна скончалась 19 июля 1984 году. Похоронена на Новом Донском кладбище в Москве вместе с сестрой Изабеллой. На могиле круглый год можно видеть живые цветы, приносимые почитателями её таланта.
"Жизнь прошла и не поклонилась, как злая соседка..." - писала Раневская незадолго до смерти. Но ее помнят и любят даже родившиеся после 1984 года: незабываемые роли, незабываемые книги, незабываемый талант...
27 августа 1896 года в Таганроге, в семье Гирша и Мильки Фельдманов родилась девочка Фанни (Фаина). Событие на тот момент рядовое, никто не знал, что мир получил в подарок великую гениальную актрису.
Будущая Раневская окончила таганрогскую Мариинскую женскую гимназию. С 14 лет увлекалась театром. После окончания гимназии посещала занятия в частной театральной студии А. Ягелло (А. Н. Говберга).
В 1915 году Фаина Георгиевна (Гиршевна) уехала в Москву. Жила она в маленькой комнатке на Большой Никитской. Именно в эти годы она познакомилась с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским, произошла её первая встреча с В. И. Качаловым.
Окончив частную театральную школу, актриса играла во многих театрах, начиная с провинциальных (Подмосковье, Крым, Ростов-на-Дону, Баку, Архангельск, Смоленск и др.), а затем в московских, включая Камерный театр (1931—1935), центральный театр Красной Армии (1935—1939), театр драмы (ныне им. Маяковского) (1943—1949), театр им. А. С. Пушкина (1955—1963), театр им. Моссовета (1949—1955 и 1963—1984). Её учителем была Павла Леонтьевна Вульф, о которой Фаина Георгиевна писала в конце жизни: "Смертно тоскую по Павле Леонтьевне. Она меня любила, а я относилась к ней молитвенно. Она сделала из меня и человека, и актрису."
Пребывание Раневской в Театре им. Моссовета сопровождалось частыми конфликтами с главным режиссером Ю. А. Завадским (что нашло отражение в многочисленных фольклорных рассказах и анекдотах), которые порождало несходство творческих методов: решение ролей, предлагаемое Раневской, было органично скорее театру брехтовского типа. Рассказывали, что на заявление главного режиссера: "Вон из театра!" Фаина Георгиевна ответила: "Вон из искусства!"
В кино великая актриса дебютировала в 1934 году в фильме Михаила Ромма "Пышка". Каждая лента с ее участием обогащала лексикон зрителей крылатыми фразами, например, "Муля, не нервируй меня" из "Подкидыша", а Маргарита Львовна из "Весны" просто кладезь афоризмов.
Не все роли актриса считала интересными. Но каждая из них была ярким моментом любой кинокартины с ее участием, иногда единственно запоминающимся. Можно забыть сюжет фильма, актеров, исполняющих главные роли, но только не Раневскую, как бы ни был мал эпизод с ее участием.
Фаина Георгиевна не сыграла ни одной великой роли мирового репертуара, однако Британская энциклопедия "Кто есть кто" именно ее имя включила в десятку самых выдающихся актеров 20-го столетия.
Раневская театрально переосмысляла и собственную повседневную жизнь, превращая ее порой в своеобразный трагикомический спектакль; в этом кроется секрет ее сугубо личной популярности. Весьма своеобразный стиль речи и поведения актрисы зафиксирован в большом по объему фольклоре, где не все эпизоды вполне достоверны. Многие высказывания Раневской (равно как и приписываемые ей) превратились в крылатые выражения, чему способствовали емкость и образность, равно как и отстутсвие "внутренней цензуры", свобода суждения.
Актриса любила читать Пушкина и, по её собственным воспоминаниям, "у них с Анной Андреевной Ахматовой была общая страсть — Пушкин". Дружбой с поэтессой Раневская очень дорожила. "Мне не хватает трех моих: Павлы Леонтьевны, Анны Ахматовой, Качалова", - писала Фаина Георгиевна в своих заметках на закате жизни.
Несмотря на большой круг знакомых, Раневская всегда чувствовала одиночество, от которого не спасал даже преданный пес Мальчик, названный в честь Станиславского, которого Раневская боготворила.
Фаина Георгиевна скончалась 19 июля 1984 году. Похоронена на Новом Донском кладбище в Москве вместе с сестрой Изабеллой. На могиле круглый год можно видеть живые цветы, приносимые почитателями её таланта.
"Жизнь прошла и не поклонилась, как злая соседка..." - писала Раневская незадолго до смерти. Но ее помнят и любят даже родившиеся после 1984 года: незабываемые роли, незабываемые книги, незабываемый талант...