Этим летом московские любители кино были поставлены в неловкое положение – их вниманию предстала не обычная кинолента, но запись нашумевшей в свое время постановки Национального британского королевского театра «Франкенштейн». Цена на билеты также была установлена непонятная – дороже обычного билета в кино в два раза и втрое дешевле среднего - в театр.
В Англии премьерные спектакли прошли еще в 2011 году, а летом 2012 – начались мировые показы «Франкенштейна» в кинотеатрах под эгидой проекта National Theatre Live. Организаторы четко ставили перед собой цель: если спектакль имел столь оглушительный успех в Лондоне, почему бы не сделать так, чтобы его увидело как можно больше зрителей во всем мире. Позволить себе билет в один из лучших на сегодняшней день английских театров может далеко не каждый, поход в кино гораздо более экономичный. Так, проект NT Live был водворен в жизнь.
Театр, будучи представителем элитарного вида искусств, никогда не ставит первостепенным известность имен задействованных в постановке актеров; здесь намного важнее неуловимая энергетика и искра божья, без которых просто невозможно установить контакт с залом. В кинематографе все несколько иначе, особенно в коммерческом. Наибольшую кассу соберет тот фильм, у которого имена режиссера и актеров известнее, смысл как можно проще, а действие зрелищно и динамично – такова тенденция последних лет.
По стечению обстоятельств режиссером постановки и актерами, исполнившими главные роли, стали те, чьи имена на афише людям знающим могли бы сказать многое: Дэнни Бойл, поработавший над фильмами «Миллионер из трущоб» и «На игле», Джонни Ли Миллер, снявшийся когда-то в «На игле», ну и, разумеется, Бенедикт Камбербэтч, не на шутку взволновавший общественность в уходящем году. На деле, последний как раз-таки и стал причиной, по которой многие решили посетить столь необычное зрелище.
Постановка действительно заслуживает внимания и не только потому, что одну из главных ролей в ней сыграл актер, полюбившийся многим после сериала «Шерлок». Взгляд к сцене приковывается с первых секунд (говорю к сцене, потому что зритель буквально оказывается в зале национального королевского театра). Под звуки бьющегося сердца перед нами предстает рождение существа, созданного гением Виктором Франкенштейном. Оно появляется из большого светящегося шара в сопровождении ярких вспышек тысячи огней на люстре неимоверных размеров, подвешенной над сценой. Первые десять минут действия – это те часы, в которые новорожденное Создание знакомится со своим телом и его возможностями. Внешне перед нами вполне сформировавшийся мужчина в набедренной повязке со страшными послеоперационными шрамами по всему телу, но неуклюжесть движений, испуганные глаза и открытый рот разоблачают в нем только что появившегося на свет ребенка. Собранный из человеческих останков, он не является творением божьим, скорее – страшной ошибкой греховного научного эксперимента. Внешность нового существа настолько ужасна, что даже сам Франкенштейн, завидев свое творение, в панике бежит прочь. Молодой гений совершает поступок, непростительный даже для животного мира – ни один зверь на уровне инстинктов не оставит воспроизведенное им на свет потомство…
Говоря об актерской игре, в первую очередь, хотелось бы отметить одну интересную особенность постановки: главные роли Виктора Франкенштейна и его Создания исполнили Джонни Ли Миллер и Бенедикт Камбербэтч, но перед публикой каждый раз они представали не в одном и том же образе, они постоянно взаимозаменялись. То есть, в один вечер Франкенштейна играл Камбербэтч, а Ли Миллер – Создание, на следующем выступлении актеры менялись местами. Задумка, впрочем, как и вся постановка, крайне необычна. С одной стороны, зритель может сходить на спектакль всего лишь раз и увидеть только одностороннюю игру каждого из актеров, и этого будет вполне достаточно. Сходив же во второй раз – он получит уже несколько иные эмоции, во-первых, потому что уже знает ход действия (что, кстати, совсем не умаляет интереса к тому, что происходит на сцене) и может сконцентрировать внимание на более мелких деталях, ну и, во-вторых, провести качественный сравнительный анализ игры обоих актеров в их разных амплуа.
Так, Франкенштейн в исполнении Камбербэтча являет собой пример эксцентричного, живущего в своем мире ученого, который переживает тяжелый внутренний надрыв по завершении неудачного научного эксперимента. Высокий, статный британский актер аристократических кровей как нельзя лучше подошел на роль страдающего гения. Его лицо мастерски передает состояния внутренней отрешенности в кругу семьи, безумного восторга и безмерной гордыни при второй встрече с нашедшим своего хозяина Созданием, которое сам Виктор приравнивает по точности исполнения к божьему творению. Но вот эмоции вновь сменяются: тонкие черты лица искажаются под маской ненависти и отвращения к тому, что вышло из-под его собственной руки. Игра Камбербэтча – это неуловимая смена настроений, которую интересно не только читать в мимике и телодвижениях, но самостоятельно искать ее первоистоки, идущие из самой глубины его души.
Франкенштейн у другого актера, Джонни Ли Миллера, вышел определенно более динамичным и экспрессивным: все противоречия, бушующие у него внутри, ничем не сокрыты и мастерски отражены в горящем взгляде безумца и судорожно сжатых пальцах рук. Страсть, граничащая с помешательством по отношению к ненавистному творению, целиком и полностью захватывает героя Ли Миллера. Безусловно, столь ярко выраженную эмоциональную игру можно считать особенностью этого актера. В роли Создания он также покоряет зрителя своей безумной энергетикой. В каждом его движении читается что-то животное; в наблюдении за ним приходит понимание того, что перед нами не полноценный человек, а существо, которое хочет жить по-человечески, но просто не научено как. На мой взгляд, именно этой человечности и не хватило образу Ли Миллера – в финале спектакля перед нами предстает расчетливый убийца, желающий насильственным путем вызвать хоть какие-то эмоции у своего создателя.
Создание Камбербэтча получилось более наполненным в духовном смысле: под личиной злости и ненависти просматривается хрупкая душа существа, которое просто хотело любить и быть любимым. Гонимое всеми из-за своего вселяющего ужас облика, оно озлобилось и начало мстить, и в первую очередь тому, кто был особенно несправедливо жесток по отношению к нему – своему творцу.
Трудно судить, кто из актеров какую роль исполнил лучше, и в этом как раз кроется вся специфика спектакля. Определенно важен здесь и порядок, в котором смотреть постановки – увидев, например, в первый раз Создание Ли Миллера, которое в финале начинает вызывать неподдельную дрожь ужаса и отвращения, ту же роль, но исполненную Камбербэтчем, можно будет назвать вариантом light, так как выполнена она эстетически приятней.
Несмотря на все споры, вполне естественно родившиеся на почве постановки, такое явление в мире искусства, как «Франкенштейн», просто нельзя оставить не замеченным. Интересные сценические решения, необычные декорации и завораживающая музыка вкупе с потрясающей актерской игрой – коктейль во всех отношениях приятный и освежающий. Другой вопрос, каждому ли такой деликатес придется по вкусу?
Валерия Клименко
Иллюстрации предоставлены сайтами:
http://www.theatrehd.ru/
http://www.acciuga.ru/featured/1103
http://www.spletnik.ru/kino/24833-dzhonni-li-miller-i-benedikt-kamberbjetch.html
http://forum.exler.ru/arc/index.php?s=0&showtopic=176818&st=4900
http://articles.latimes.com/2011/mar/19/entertainment/la-et-frankenstein-notebook-20110319/2
В Англии премьерные спектакли прошли еще в 2011 году, а летом 2012 – начались мировые показы «Франкенштейна» в кинотеатрах под эгидой проекта National Theatre Live. Организаторы четко ставили перед собой цель: если спектакль имел столь оглушительный успех в Лондоне, почему бы не сделать так, чтобы его увидело как можно больше зрителей во всем мире. Позволить себе билет в один из лучших на сегодняшней день английских театров может далеко не каждый, поход в кино гораздо более экономичный. Так, проект NT Live был водворен в жизнь.
Театр, будучи представителем элитарного вида искусств, никогда не ставит первостепенным известность имен задействованных в постановке актеров; здесь намного важнее неуловимая энергетика и искра божья, без которых просто невозможно установить контакт с залом. В кинематографе все несколько иначе, особенно в коммерческом. Наибольшую кассу соберет тот фильм, у которого имена режиссера и актеров известнее, смысл как можно проще, а действие зрелищно и динамично – такова тенденция последних лет.
По стечению обстоятельств режиссером постановки и актерами, исполнившими главные роли, стали те, чьи имена на афише людям знающим могли бы сказать многое: Дэнни Бойл, поработавший над фильмами «Миллионер из трущоб» и «На игле», Джонни Ли Миллер, снявшийся когда-то в «На игле», ну и, разумеется, Бенедикт Камбербэтч, не на шутку взволновавший общественность в уходящем году. На деле, последний как раз-таки и стал причиной, по которой многие решили посетить столь необычное зрелище.
Постановка действительно заслуживает внимания и не только потому, что одну из главных ролей в ней сыграл актер, полюбившийся многим после сериала «Шерлок». Взгляд к сцене приковывается с первых секунд (говорю к сцене, потому что зритель буквально оказывается в зале национального королевского театра). Под звуки бьющегося сердца перед нами предстает рождение существа, созданного гением Виктором Франкенштейном. Оно появляется из большого светящегося шара в сопровождении ярких вспышек тысячи огней на люстре неимоверных размеров, подвешенной над сценой. Первые десять минут действия – это те часы, в которые новорожденное Создание знакомится со своим телом и его возможностями. Внешне перед нами вполне сформировавшийся мужчина в набедренной повязке со страшными послеоперационными шрамами по всему телу, но неуклюжесть движений, испуганные глаза и открытый рот разоблачают в нем только что появившегося на свет ребенка. Собранный из человеческих останков, он не является творением божьим, скорее – страшной ошибкой греховного научного эксперимента. Внешность нового существа настолько ужасна, что даже сам Франкенштейн, завидев свое творение, в панике бежит прочь. Молодой гений совершает поступок, непростительный даже для животного мира – ни один зверь на уровне инстинктов не оставит воспроизведенное им на свет потомство…
Говоря об актерской игре, в первую очередь, хотелось бы отметить одну интересную особенность постановки: главные роли Виктора Франкенштейна и его Создания исполнили Джонни Ли Миллер и Бенедикт Камбербэтч, но перед публикой каждый раз они представали не в одном и том же образе, они постоянно взаимозаменялись. То есть, в один вечер Франкенштейна играл Камбербэтч, а Ли Миллер – Создание, на следующем выступлении актеры менялись местами. Задумка, впрочем, как и вся постановка, крайне необычна. С одной стороны, зритель может сходить на спектакль всего лишь раз и увидеть только одностороннюю игру каждого из актеров, и этого будет вполне достаточно. Сходив же во второй раз – он получит уже несколько иные эмоции, во-первых, потому что уже знает ход действия (что, кстати, совсем не умаляет интереса к тому, что происходит на сцене) и может сконцентрировать внимание на более мелких деталях, ну и, во-вторых, провести качественный сравнительный анализ игры обоих актеров в их разных амплуа.
Так, Франкенштейн в исполнении Камбербэтча являет собой пример эксцентричного, живущего в своем мире ученого, который переживает тяжелый внутренний надрыв по завершении неудачного научного эксперимента. Высокий, статный британский актер аристократических кровей как нельзя лучше подошел на роль страдающего гения. Его лицо мастерски передает состояния внутренней отрешенности в кругу семьи, безумного восторга и безмерной гордыни при второй встрече с нашедшим своего хозяина Созданием, которое сам Виктор приравнивает по точности исполнения к божьему творению. Но вот эмоции вновь сменяются: тонкие черты лица искажаются под маской ненависти и отвращения к тому, что вышло из-под его собственной руки. Игра Камбербэтча – это неуловимая смена настроений, которую интересно не только читать в мимике и телодвижениях, но самостоятельно искать ее первоистоки, идущие из самой глубины его души.
Франкенштейн у другого актера, Джонни Ли Миллера, вышел определенно более динамичным и экспрессивным: все противоречия, бушующие у него внутри, ничем не сокрыты и мастерски отражены в горящем взгляде безумца и судорожно сжатых пальцах рук. Страсть, граничащая с помешательством по отношению к ненавистному творению, целиком и полностью захватывает героя Ли Миллера. Безусловно, столь ярко выраженную эмоциональную игру можно считать особенностью этого актера. В роли Создания он также покоряет зрителя своей безумной энергетикой. В каждом его движении читается что-то животное; в наблюдении за ним приходит понимание того, что перед нами не полноценный человек, а существо, которое хочет жить по-человечески, но просто не научено как. На мой взгляд, именно этой человечности и не хватило образу Ли Миллера – в финале спектакля перед нами предстает расчетливый убийца, желающий насильственным путем вызвать хоть какие-то эмоции у своего создателя.
Создание Камбербэтча получилось более наполненным в духовном смысле: под личиной злости и ненависти просматривается хрупкая душа существа, которое просто хотело любить и быть любимым. Гонимое всеми из-за своего вселяющего ужас облика, оно озлобилось и начало мстить, и в первую очередь тому, кто был особенно несправедливо жесток по отношению к нему – своему творцу.
Трудно судить, кто из актеров какую роль исполнил лучше, и в этом как раз кроется вся специфика спектакля. Определенно важен здесь и порядок, в котором смотреть постановки – увидев, например, в первый раз Создание Ли Миллера, которое в финале начинает вызывать неподдельную дрожь ужаса и отвращения, ту же роль, но исполненную Камбербэтчем, можно будет назвать вариантом light, так как выполнена она эстетически приятней.
Несмотря на все споры, вполне естественно родившиеся на почве постановки, такое явление в мире искусства, как «Франкенштейн», просто нельзя оставить не замеченным. Интересные сценические решения, необычные декорации и завораживающая музыка вкупе с потрясающей актерской игрой – коктейль во всех отношениях приятный и освежающий. Другой вопрос, каждому ли такой деликатес придется по вкусу?
Валерия Клименко
Иллюстрации предоставлены сайтами:
http://www.theatrehd.ru/
http://www.acciuga.ru/featured/1103
http://www.spletnik.ru/kino/24833-dzhonni-li-miller-i-benedikt-kamberbjetch.html
http://forum.exler.ru/arc/index.php?s=0&showtopic=176818&st=4900
http://articles.latimes.com/2011/mar/19/entertainment/la-et-frankenstein-notebook-20110319/2