Уже очень давно, особенно в преддверии 9-го мая я задаю себе вопрос, каким в наше расчетливое и циничное время должен быть фильм про Великую Отечественную войну, чтобы вызвать неподдельный интерес зрителя, желание посмотреть, и, как ни странно, не разочароваться. И отложить его в свою копилку, куда мы складываем наши крохотные удачи и маленькое счастье от задевшего нас за живое фильма. "Брестская крепость" - фильм режиссера Александра Котта произвел на огромное количество зрителей ошеломляющее впечатление своей открытостью, правдивостью и откровенностью. И предъявил нам огромное количество неравнодушных людей, со своей гражданской позицией и памятью. На просмотре зрители часто плачут, потому что многие понимают увиденное даже не умом, а сердцем.
Фильм снят по одноименной книге Сергея Смирнова, который в своей жизни многое пережил для того, чтобы книга нашла своего читателя, а люди узнали истинную правду о том, что пришлось вынести людям, призванным долгом своими защищать крепость и тех, кто волею судьбы оказался в Бресте в страшные июньские дни 1941 года. Очень близко к книге, хотя книга, конечно же, намного сильнее.
Точно, что даже при некоторых вопросах к фильму, "Брестская крепость" - фильм–открытие, в котором оказывается, что внезапность нападения – это внезапность, война – это война, смерть – это смерть, подвиг – это подвиг, достоинство – это достоинство и оно-то и есть истинная жизнь.
Всех тех сторонников строжайшего исторического соответствия, которые после просмотра фильма принялись с учебниками и картами в руках и с силой страсти, ей богу достойной другого, лучшего, применения, доказывать, что фильм не тот и не о том, и что все было вовсе не так (порой кажется, что только они точно были там и видели все наяву, все пережили, и потому позволяют себе судить), сразу хочется успокоить. В фильме, действительно, многие исторические факты не были упомянуты, некоторые важные детали упущены, авторам не удалось избежать двух-трех очень грубых ошибок. Да, все так оно и есть, и вы правы, господа, сто раз правы.
Точно, авторы ни в коей мере не показали детально, что такое был Брест 22 июня 1941 года, что из себя представляла эта территория, кто там рядом с ними жил, как они туда попали. Правы вы и в том, что авторы сузили рамки и показали всего лишь первые пять дней, хотя известно, что крепость держалась больше тридцати, и только к концу июня немцы подавили организованные очаги сопротивления, и для этого им пришлось привлекать дополнительную дивизию, авиаподдержку и артиллерию. Да, в фильме слабо и едва прочерченными пунктирами показаны абсолютно неудавшиеся попытки наших прорваться на разных участках, хотя историческая правда заключается в том, что во время большого прорыва головная группа прошла через всю крепость (с боем) и только немецкие танки смогли её остановить.
Да, создатели фильма о них не сказали ни словечка. О начальнике штаба Крепости, казненном в плену, о начальнике Брестского госпиталя, воевавшего потом в партизанах, о начальнике политчасти госпиталя, успевшего уничтожить все секретные документы и погибшего в рукопашной схватке с противником. Да, ничего не сказали, но это не значит, что не хотели сказать. Просто не успели.
На мой взгляд, в фильме есть две грубые ошибки кинематографистов. Об одной из них не написал уже только ленивый: один из немногих выживших командиров полка Петр Гаврилов, руководивший обороной крепости, не был подвергнут репрессиям – только исключен из партии. В плен он попал через месяц после начала войны, в состоянии крайнего истощения. Выжил, благодаря самоотверженным усилиям русских врачей, работавших в госпитале для военнопленных. После выздоровления был отправлен в концлагерь, где оставался до разгрома фашистов. Был комендантом в лагере для военнопленных японцев в Сибири, а потом - военкомом в одном из районов Краснодара, звание Героя Советского Союза ему присвоили только в 1965 году.
Совершенно лишним, и очень прямолинейным стал эпизод с красиво нарисованной бомбой размером в 2 тонны, которая, вроде, на корню убила сопротивление крепости. Последнее вообще смешно, потому что основные бои за месяц обороны крепости проходили в казематах (любопытно, само слово отчего-то игнорируется в тесте, их упорно называют "подвалами"), и сбрасывание каких бы то ни было авиаснарядов в центр достаточно большой территории, на которой можно реально танковые сражения разворачивать, решить судьбу и без того обречённых обороняющихся красноармейцев, конечно же, не могло.
Мы это знали или не знали, но, повторюсь, для меня и для огромного количества зрителей, принявших фильм душой и сердцем, это не так важно. Игорь Угольников и его команда не ставили перед собой задачу строго соответствовать исторической правдивости событий, наверное, это очень тяжело и может быть невыполнимо. Но проект этот уникален, потому что им удалось редчайшими средствами, о которых невозможно говорить словами, а почувствовать можно только сердцем, протянуть мостик между теми, кто оказался 22 июня 1941 года в Брестской крепости и сегодняшним зрителем.
Тогда, в начале лета каждый из героев проживал обычную жизнь с ее маленькими радостями и большими огорчениями, со своими взлетами и падениями, мечтал о любви и счастье, и планы, конечно же, имел грандиозные. И мало кто знал, что на границе дислоцировались огромные силы верхмарта и люффарте, а на территории крепости уже находились «бойцы невидимого фронта». Они сначала даже не поняли, что случилось, когда в одночасье стала гореть земля и небо, и на них обрушился невероятный по силе артобстрел дальнобойных орудий, и на это надо было как-то реагировать. Никто же тогда не осознавал, что начинается война, которая будет длиться четыре года.
Фильм «Брестская крепость» вовсе не история о том, что о тебе все забыли, и что как бы ты не бился – помощь не придёт, и что бы ты не делал – впереди только смерть. Эта история о людях, не забывших свой долг, сумевших сохранить достоинство, и боровшихся за то, о чем болела их душа. А у каждого болела за свое.
В этом фильме творческой группе удалось то, что практически невозможно, впрочем, в полной мере осознавая сложность, никто из кинематографистов почти и не берется. Режиссеру Александру Коту и оператору Владимиру Башта удалось снять чисто, удачно и к месту используя компьютерную графику, максимально приближенно к драматургии реальных событий батальные сцены, яростные кровавые рукопашные, пикирующие с ужасающим воем немецкие «юнкерсы» и сметающие все бомбардировки. Отдельно хочется поговорить об антураже. Над ним провели невероятно качественную и кропотливую работу, благодаря чему всё в фильме от формы, обмундирования и личного оружия до танков и самолетов производит самое положительное впечатление. Безусловной заслугой монтажера и мастеров спецэффектов оставляют сцены, в которых начинают рушиться здания, которые были реально возведены для съемок, причем не так, чтобы «сейчас подрываем кучу тонкой фанеры, которая мгновенно разлетится в разные стороны, как охапка осенних листьев», феерическая детонация был показана, как снаружи, так и внутри!
Слава богу, что в этом фильме кинематографисты счастливо избежали порнографии в виде человечьего мяса во всех ракурсах. Впрочем, об этом лучше к Михалкову, он об этом знает все. Авторы же "Брестской крепости", справедливо полагая, что натурализм – это не категория искусства, не стали перегружать фильм тошнотворными деталями вроде вываленных кишок и разорванных на куски тел, а того, что они сочли возможным показать, для зрителя окажется вполне достаточным. Сотни мертвых, лежащих вповалку, животные, горящие в огне, земля, пропитанная солдатской кровью, изрытая взрывами, ставшая пухом для мертвых детей и женщин…
Над этим фильмом работала команда гримеров высочайшего класса, и им удивительнейшим образом удалось соблюсти четкий баланс между естественностью и натурализмом. Когда по крепости после шквального огня бродят, качаясь и еле передвигая ноги настоящие живые мертвецы, грязные, контуженные, обожженные, с ужасными кровавыми ранами по всему телу от осколков гранат и так явственно, что смерть становится обыденным делом, на гримеров и массовку ложится огромная ответственность - показать зрителю настоящую реальность, а не фарс.
Это тот совершенно редчайший случай в кинематографе, когда совершенно не хочется и не имеет смысла разбирать по косточкам актерскую игру. Потому как в этом фильме нет заглавных и второстепенных ролей. Для актеров работа в этом фильме – это подлинное испытание и все-таки, по моему мнению, великое, редко выпадающее на долю актера счастье сыграть не придуманные, а реальные судьбы людей в таком настоящем и очень мужском кино. Можно только удивляться, каким образом актерам удалось, освободившись от многочисленной шелухи низкопробных сериалов и пустых фильмов, поймать дух того непростого времени, оказаться в нем и привнести в фильм верное понимание того, что такое война. Во всеобщем хаосе и в мешанине трупов характеры каждого из героев тщательно выписаны и видны, и каждый из актеров за минуточку прожитого экранного времени полностью отыгрывает свой маленький персонаж, наполняя его прожитой судьбой, жизнью и реальной действительностью. Александр Коршунов, Андрей Мерзликин и Павел Деревянко рассказали нам историю о том, что у их героев был только один личный выбор – погибнуть сейчас или позже, и все же идущих на свой последний подвиг. А зрителю остается самому догадаться, что в Брестской крепости только мертвые видели конец войны.
Таких историй на войне было великое множество, об этой правде не говорилось вслух, только шепотом, ведь с людскими потерями не принято было считаться, и почти всегда побеждали противника не филигранным умением вести сражение, а количеством пролитой солдатской крови. За ценой не стояли. Просто у нас был свой путь к Победе. Потому и до Победы дошли. И всем нашим солдатам, всем, известным и неизвестным, всем тем, кто смог и дошел до Берлина, и кому не удалось, им всем – наша благодарность и вечная Память. Смотрите "Брестскую крепость", это хорошее кино, и вправду в чем-то, может быть, великое.
Александра Симонова
Фильм снят по одноименной книге Сергея Смирнова, который в своей жизни многое пережил для того, чтобы книга нашла своего читателя, а люди узнали истинную правду о том, что пришлось вынести людям, призванным долгом своими защищать крепость и тех, кто волею судьбы оказался в Бресте в страшные июньские дни 1941 года. Очень близко к книге, хотя книга, конечно же, намного сильнее.
Точно, что даже при некоторых вопросах к фильму, "Брестская крепость" - фильм–открытие, в котором оказывается, что внезапность нападения – это внезапность, война – это война, смерть – это смерть, подвиг – это подвиг, достоинство – это достоинство и оно-то и есть истинная жизнь.
Всех тех сторонников строжайшего исторического соответствия, которые после просмотра фильма принялись с учебниками и картами в руках и с силой страсти, ей богу достойной другого, лучшего, применения, доказывать, что фильм не тот и не о том, и что все было вовсе не так (порой кажется, что только они точно были там и видели все наяву, все пережили, и потому позволяют себе судить), сразу хочется успокоить. В фильме, действительно, многие исторические факты не были упомянуты, некоторые важные детали упущены, авторам не удалось избежать двух-трех очень грубых ошибок. Да, все так оно и есть, и вы правы, господа, сто раз правы.
Точно, авторы ни в коей мере не показали детально, что такое был Брест 22 июня 1941 года, что из себя представляла эта территория, кто там рядом с ними жил, как они туда попали. Правы вы и в том, что авторы сузили рамки и показали всего лишь первые пять дней, хотя известно, что крепость держалась больше тридцати, и только к концу июня немцы подавили организованные очаги сопротивления, и для этого им пришлось привлекать дополнительную дивизию, авиаподдержку и артиллерию. Да, в фильме слабо и едва прочерченными пунктирами показаны абсолютно неудавшиеся попытки наших прорваться на разных участках, хотя историческая правда заключается в том, что во время большого прорыва головная группа прошла через всю крепость (с боем) и только немецкие танки смогли её остановить.
Да, создатели фильма о них не сказали ни словечка. О начальнике штаба Крепости, казненном в плену, о начальнике Брестского госпиталя, воевавшего потом в партизанах, о начальнике политчасти госпиталя, успевшего уничтожить все секретные документы и погибшего в рукопашной схватке с противником. Да, ничего не сказали, но это не значит, что не хотели сказать. Просто не успели.
На мой взгляд, в фильме есть две грубые ошибки кинематографистов. Об одной из них не написал уже только ленивый: один из немногих выживших командиров полка Петр Гаврилов, руководивший обороной крепости, не был подвергнут репрессиям – только исключен из партии. В плен он попал через месяц после начала войны, в состоянии крайнего истощения. Выжил, благодаря самоотверженным усилиям русских врачей, работавших в госпитале для военнопленных. После выздоровления был отправлен в концлагерь, где оставался до разгрома фашистов. Был комендантом в лагере для военнопленных японцев в Сибири, а потом - военкомом в одном из районов Краснодара, звание Героя Советского Союза ему присвоили только в 1965 году.
Совершенно лишним, и очень прямолинейным стал эпизод с красиво нарисованной бомбой размером в 2 тонны, которая, вроде, на корню убила сопротивление крепости. Последнее вообще смешно, потому что основные бои за месяц обороны крепости проходили в казематах (любопытно, само слово отчего-то игнорируется в тесте, их упорно называют "подвалами"), и сбрасывание каких бы то ни было авиаснарядов в центр достаточно большой территории, на которой можно реально танковые сражения разворачивать, решить судьбу и без того обречённых обороняющихся красноармейцев, конечно же, не могло.
Мы это знали или не знали, но, повторюсь, для меня и для огромного количества зрителей, принявших фильм душой и сердцем, это не так важно. Игорь Угольников и его команда не ставили перед собой задачу строго соответствовать исторической правдивости событий, наверное, это очень тяжело и может быть невыполнимо. Но проект этот уникален, потому что им удалось редчайшими средствами, о которых невозможно говорить словами, а почувствовать можно только сердцем, протянуть мостик между теми, кто оказался 22 июня 1941 года в Брестской крепости и сегодняшним зрителем.
Тогда, в начале лета каждый из героев проживал обычную жизнь с ее маленькими радостями и большими огорчениями, со своими взлетами и падениями, мечтал о любви и счастье, и планы, конечно же, имел грандиозные. И мало кто знал, что на границе дислоцировались огромные силы верхмарта и люффарте, а на территории крепости уже находились «бойцы невидимого фронта». Они сначала даже не поняли, что случилось, когда в одночасье стала гореть земля и небо, и на них обрушился невероятный по силе артобстрел дальнобойных орудий, и на это надо было как-то реагировать. Никто же тогда не осознавал, что начинается война, которая будет длиться четыре года.
Фильм «Брестская крепость» вовсе не история о том, что о тебе все забыли, и что как бы ты не бился – помощь не придёт, и что бы ты не делал – впереди только смерть. Эта история о людях, не забывших свой долг, сумевших сохранить достоинство, и боровшихся за то, о чем болела их душа. А у каждого болела за свое.
В этом фильме творческой группе удалось то, что практически невозможно, впрочем, в полной мере осознавая сложность, никто из кинематографистов почти и не берется. Режиссеру Александру Коту и оператору Владимиру Башта удалось снять чисто, удачно и к месту используя компьютерную графику, максимально приближенно к драматургии реальных событий батальные сцены, яростные кровавые рукопашные, пикирующие с ужасающим воем немецкие «юнкерсы» и сметающие все бомбардировки. Отдельно хочется поговорить об антураже. Над ним провели невероятно качественную и кропотливую работу, благодаря чему всё в фильме от формы, обмундирования и личного оружия до танков и самолетов производит самое положительное впечатление. Безусловной заслугой монтажера и мастеров спецэффектов оставляют сцены, в которых начинают рушиться здания, которые были реально возведены для съемок, причем не так, чтобы «сейчас подрываем кучу тонкой фанеры, которая мгновенно разлетится в разные стороны, как охапка осенних листьев», феерическая детонация был показана, как снаружи, так и внутри!
Слава богу, что в этом фильме кинематографисты счастливо избежали порнографии в виде человечьего мяса во всех ракурсах. Впрочем, об этом лучше к Михалкову, он об этом знает все. Авторы же "Брестской крепости", справедливо полагая, что натурализм – это не категория искусства, не стали перегружать фильм тошнотворными деталями вроде вываленных кишок и разорванных на куски тел, а того, что они сочли возможным показать, для зрителя окажется вполне достаточным. Сотни мертвых, лежащих вповалку, животные, горящие в огне, земля, пропитанная солдатской кровью, изрытая взрывами, ставшая пухом для мертвых детей и женщин…
Над этим фильмом работала команда гримеров высочайшего класса, и им удивительнейшим образом удалось соблюсти четкий баланс между естественностью и натурализмом. Когда по крепости после шквального огня бродят, качаясь и еле передвигая ноги настоящие живые мертвецы, грязные, контуженные, обожженные, с ужасными кровавыми ранами по всему телу от осколков гранат и так явственно, что смерть становится обыденным делом, на гримеров и массовку ложится огромная ответственность - показать зрителю настоящую реальность, а не фарс.
Это тот совершенно редчайший случай в кинематографе, когда совершенно не хочется и не имеет смысла разбирать по косточкам актерскую игру. Потому как в этом фильме нет заглавных и второстепенных ролей. Для актеров работа в этом фильме – это подлинное испытание и все-таки, по моему мнению, великое, редко выпадающее на долю актера счастье сыграть не придуманные, а реальные судьбы людей в таком настоящем и очень мужском кино. Можно только удивляться, каким образом актерам удалось, освободившись от многочисленной шелухи низкопробных сериалов и пустых фильмов, поймать дух того непростого времени, оказаться в нем и привнести в фильм верное понимание того, что такое война. Во всеобщем хаосе и в мешанине трупов характеры каждого из героев тщательно выписаны и видны, и каждый из актеров за минуточку прожитого экранного времени полностью отыгрывает свой маленький персонаж, наполняя его прожитой судьбой, жизнью и реальной действительностью. Александр Коршунов, Андрей Мерзликин и Павел Деревянко рассказали нам историю о том, что у их героев был только один личный выбор – погибнуть сейчас или позже, и все же идущих на свой последний подвиг. А зрителю остается самому догадаться, что в Брестской крепости только мертвые видели конец войны.
Таких историй на войне было великое множество, об этой правде не говорилось вслух, только шепотом, ведь с людскими потерями не принято было считаться, и почти всегда побеждали противника не филигранным умением вести сражение, а количеством пролитой солдатской крови. За ценой не стояли. Просто у нас был свой путь к Победе. Потому и до Победы дошли. И всем нашим солдатам, всем, известным и неизвестным, всем тем, кто смог и дошел до Берлина, и кому не удалось, им всем – наша благодарность и вечная Память. Смотрите "Брестскую крепость", это хорошее кино, и вправду в чем-то, может быть, великое.
Александра Симонова