Отредактировано

Автор: Артем Добровольский от 9-10-2010, 00:59, посмотрело: 2770

Фильм Брайана Де Пальмы "Redacted" в русском прокате вышел с прямо противоположным названием - "Без цензуры". Фильм снят в модном ныне стиле "камеры от первого лица", то есть, стилизован под любительскую съемку. Этот фильм один из первых использовал подобный эффект. Далее идея была успешно подхвачена фильмом ужасов "Cloverfield" ("Монстро"), а затем использовалась в череде кино такого же жанра. Такая находка замечательно передавала атмосферу кошмара и вообще помогала втянуться в сюжет. Но в "Без цензуры" этот прием используется совсем по-другому.

Но для начала - пару слов о сюжете. Фильм рассказывает о военной кампании США в Ираке. Рассказ о происходящем ведется от лица одного из американских солдат, который охраняет маленький иракский городок. Он снимает все происходящее с ним на камеру, так как в будущем собирается стать журналистом и показать миру правду об Ираке. Однако первая фраза, которая произносится в фильме, в принципе, сразу весь сюжет, поэтому то, что я дальше расскажу, нельзя назвать спойлером. Негативную реакцию у большой части "смотрящих" вызвало то, что в один момент два американских солдата насилуют несовершеннолетнюю иракскую девушку.

Именно поэтому этот фильм был запрещен к показу в большинстве стран. Именно поэтому большинство "американских патриотов" назвали фильм "клеветническим" и "порочащим честь Соединенных штатов". Именно поэтому он вызывает такой резонанс в вашем сознании. Именно поэтому он столь реалистичен и правдив.

Разумеется, я человек очень далекий от вооруженных конфликтов в маленьких странах, однако имею свое мнение по этому поводу. Обычно военные фильмы подобной тематики (в основном, про Вьетнам) делятся на три типа:

1. Сюжет рассказывает о благородных парнях, которые не могут смотреть на произвол локальных диктаторов, поэтому они, на свой страх и риск, несут в малые страны священные вещи, типа демократии.

2. Сюжет повествует о кровожадных подонках, которые в поисках наживы готовы уничтожить чужую культуру и население, прикрываясь громкими, но пустыми идеалами.

3. На мой взгляд, самый ценный и мудрый тип. Фильм показывает точку зрения на происходящее с обеих сторон, отдавая возможность судить зрителю. Именно к этому типу относится фильм "Без цензуры".

Почему фильм столь уникален? Он не дает оценок, собственных мыслей, взглядов на проблему. Мы можем в равной степени как пожалеть, так и обругать оба "лагеря" конфликта. С одной стороны, нам показаны американцы. Кто-то из них жесток, кто из них идеалистичен, кто-то непроходимо туп. Они патрулируют город, зная, что каждый его житель, от мала до велика, их ненавидит; зная, что, сделав лишний шаг в сторону, они могут напороться на мину, которая оставлена прямо посреди улицы; зная, что конфетка, подсунутая на улице пятилетним мальчишкой, может оказаться крысиным ядом. Можно только вообразить себе ужас их положения.

Но, с другой стороны, нам не менее реалистично представлены иракцы. Их тоже можно понять: на их родную землю силой вторгаются какие-то люди, которые приносят свои ценности, свои идеи, свою культуру. Они пытаются разрушить вековые порядки и поставить свои, которые "правильные".

Но есть то, что их объединяет – глубокое непонимание того, что американцы там делают. Разумеется, они, как профессиональные солдаты, выполняют приказы начальства, но, совершенно не понимая их смысла. Фильм необычайно доступно передает всю, простите, тупость и безвыходность ситуации. Ни одна из сторон не заинтересована в конфликте. Ни одна из сторон не осознает происходящего. Поэтому совершенно неудивительно, что подобная система порождает моральных уродов, которые готовы изнасиловать девушку, не осознавая за собой вины, потому что они вредят не человеку, а врагу человечества, террористу без святых идеалов.

Как я уже упомянул, являюсь человеком, очень далеким от военных конфликтов в малых странах, и не знаю, имели ли подобные случаи место в реальной жизни (в фильме указано, что все события вымышлены). Но, видя ситуацию целиком, я, к сожалению, верю Де Пальме, верю его видению конфликта, верю в то, что подобное могло произойти.

Артем Добровольский

Категория: Кино большого города