Фантастический сериал в России явление, можно сказать, уникальное. Пока на Западе этот жанр давно процветает, у нас активно снимают разве что второсортные детективы и любовные «драмы». И тем удивительней кажутся эти редкие картины, которые, казалось бы, появляются совершенно случайно. Увы, часто они проходят незаметно для широкого зрителя, оставаясь «уделом» лишь тех, кто все еще верит, что отечественную фантастику могут снимать на уровне зарубежных хитов.
В чем же проблема? Многие думают, что дело в слабых спецэффектах, области, которая в российском кинематографе пока еще развивается. Поэтому «дешевле» покупать графику у зарубежных студий. Такое себе может позволить только фильм, в котором продюсеры уверены, что он соберет кассу в прокате и окупится. На первый взгляд, в этом и заключается вся основная проблема. Однако, есть еще один фактор. Российский зритель, а в особенности телеаудитория, привык совсем к другому репертуару, о котором сказано в начале. А с фантастикой знаком именно иностранной, поэтому сохраняет весьма изрядный скепсис к попыткам «русской» продукции выглядеть аналогично.
Если отбросить эти смешные, в общем-то, но въедливые предрассудки, окажется, что не все так плохо. Для создания сериалов у нас есть и хорошие режиссеры, интересные сценаристы и талантливые актеры, а красивые спецэффекты могут сделать практически «на коленках», было бы желание. Им осталось уделить лишь немножко внимания и понимания, чтобы не критиковать каждый мелкий недочет, пропуская истинную суть сериала. Потому что наблюдать за развитием даже банальных для фантастики и фэнтези идей на почве русского менталитета – очень увлекательно.
Да, жанров пока немного, но они осваиваются, и надо признать, что иногда получается потрясающе. Большая часть сериалов появилась только в 2010-х годах, и первой наиболее серьезной картиной по праву можно назвать «Небесный суд», главные роли в котором сыграли Константин Хабенский, Михаил Пореченков и Ингеборга Дапкунайте. Небольшой, четырехсерийный фильм построен на основе «привычных» для зрителя судебных разбирательств с элементами детектива. Но происходят они в загробной жизни – тот самый Высший суд, который определяет, куда отправится человек после смерти: в Рай или Ад. Правда, его участники стараются не использовать таких понятий, заменив их на «сектор покоя» и «сектор раздумий», но оставляя классическое разделение на семь уровней. Действие суда происходит как бы в Чистилище, куда на лодке прибывают души недавно умерших. Аллюзий здесь много, начиная от «Харона-перевозчика», мафиозного клана Аморе и заканчивая Морфеей, которая занимается отделом снов, привлекаемых в качестве показаний.
Помимо множества философских идей и закрученного сюжета с несколькими линиями, интересна сама картинка сериала. Он снят практически в черно-белых тонах, приглушенных сизой туманной дымкой, где выделяются яркие алые пятна (шторы в кинотеатре Морфеи, ее платье, галстук адвоката или носки прокурора и т.д.). Атмосферу сериала эффектно поддерживает специфический саундтрек, в виде пронзительной, слегка заунывной сквозной мелодии, иногда перебивающейся веселыми песнями юмористической музыкальной группы, которая якобы погибла в полном составе и теперь играет в небесном баре. Сериал переложен и в полнометражный фильм, а в 2014 году вышел второй сезон, также состоящий из четырех серий и являющийся дальнейшим развитием сюжета.
Такие оригинальные идеи – редкость для российского кино, и самое главное, что, несмотря на невысокий бюджет, сериал действительно выглядит на должном уровне. Настолько, что права на адаптацию приобрела американская кинокомпания, готовящая показ для эфирного канала. Режиссер русской версии, Алена Званцова, участвовала так же и в разработке сценария другого фантастического сериала – «Молодой волкодав», снятого по мотивам известных книг Марии Семеновой. Жанр экранизации, пожалуй, пока лидирует в среде отечественного кинопроизводства.
Например, «Темный мир: Равновесие», должный стать продолжением «Темного мира», первого российского фильма, снятого в 3D формате. Картина вышла в кинотеатрах, но оказалась провальной. А все потому, что изначально была рассчитана именно на формат сериала по мотивам книги фантастов Марины и Сергея Дяченко. И как раз он оказался первым неплохим городским фэнтези после экранизированных «Дозоров» С.Лукьяненко. Немного наивный, с простым сюжетом о древнем пророчестве и классическим разделением на Добро и Зло, сериал, тем не менее, получился душевным.
Главные герои – студенты, живущие в рамках обыденной действительности. Пока однажды не встречаются с Тенями, злобными порождениями таинственного мира, напоминающего потусторонний, и желающими захватить этот. Чтобы скрывать свою сущность, они приняли человеческий облик, и засечь их могут только люди с особым даром. Не обошлось здесь и без легкого апокалипсиса, напряжение сюжетных линий развернулось в победу сил любви, но за кадром осталось слишком много интересного не только о самом темном мире, но и прошлом героев. Отдельно стоит отметить очень добротные спецэффекты, которых было немного, но получились они весьма зрелищными. Информация насчет второго сезона периодически мелькала, но, видимо, все закончилось, так толком и не начавшись.
С намеком на эпохальность попытались экранизировать знаменитую сагу Вадима Панова «Тайный город», так же из жанра городского фэнтези. Для поклонников, конечно, большой радостью было увидеть всех оригинальных персонажей и сюжет, тщательно повторяющий книги. Сериал стойко продержался два полноценных сезона. Но здесь как раз сыграл критическую роль низкий бюджет, пагубно отразившись не только на картинке, но в некоторых местах и на самой логике сериала. Тем не менее, он стал первой большой попыткой отечественной фантастики прорваться на экраны телевизоров и разбавить однотонное полотно зарубежного экспорта.
Реже всего пока появляются сериалы, основанные на русской истории или мифологии. Необычен проект «Пока цветет папоротник», рассказывающий о приключениях молодого журналиста и нескольких его друзей в «магическом мире» современной и древней Сибири. Наполненный приемлемым юмором и отсылками к истории, сериал привлекает действительно яркими красками и, можно даже сказать, залихватским сюжетом на фоне потрясающих картин тайги и гор. В 2015 году он получил продолжение «Беловодье. Тайна затерянной страны».
Одним из самых успешных сериалов, пожалуй, сейчас можно считать «Чернобыль: Зона отчуждения», первая проба в своеобразной исторической постапокалиптике, в которой под конец первого сезона внезапно появляется интересная идея «антиутопии». При практически полном отсутствии каких бы то ни было сногсшибательных спецэффектов, разворачивается незапланированное путешествие пяти школьников в заброшенную Припять, где они обнаруживают «портал» в прошлое. Острый вопрос, на который сначала нет однозначного ответа: не дать взорваться АЭС и спасти людей, или не вмешиваться в ход истории, потому что это может привести к еще более серьезным последствиям, трагически решается на последних минутах, когда у героев практически не остается выбора. Но что получилось в итоге, зритель сможет узнать только во втором сезоне, на который сериал, к счастью, продлили.
В заключении смело можно сказать, что русский фантастический сериал – вовсе не миф и не жалкая пародия на зарубежные «эпосы». Он вполне самостоятелен и достоин быть просмотренным и оцененным. Принцип простой: больше внимания – выше качество. И кто знает, может тогда в ближайшее время появятся новые интересные проекты, или, наконец-то, реализуются давно ожидаемые старые, вроде сериальной экранизации «Дозоров» или других книг Лукьяненко и многих хороших фантастов.
Ольга Быкова
В чем же проблема? Многие думают, что дело в слабых спецэффектах, области, которая в российском кинематографе пока еще развивается. Поэтому «дешевле» покупать графику у зарубежных студий. Такое себе может позволить только фильм, в котором продюсеры уверены, что он соберет кассу в прокате и окупится. На первый взгляд, в этом и заключается вся основная проблема. Однако, есть еще один фактор. Российский зритель, а в особенности телеаудитория, привык совсем к другому репертуару, о котором сказано в начале. А с фантастикой знаком именно иностранной, поэтому сохраняет весьма изрядный скепсис к попыткам «русской» продукции выглядеть аналогично.
Если отбросить эти смешные, в общем-то, но въедливые предрассудки, окажется, что не все так плохо. Для создания сериалов у нас есть и хорошие режиссеры, интересные сценаристы и талантливые актеры, а красивые спецэффекты могут сделать практически «на коленках», было бы желание. Им осталось уделить лишь немножко внимания и понимания, чтобы не критиковать каждый мелкий недочет, пропуская истинную суть сериала. Потому что наблюдать за развитием даже банальных для фантастики и фэнтези идей на почве русского менталитета – очень увлекательно.
Да, жанров пока немного, но они осваиваются, и надо признать, что иногда получается потрясающе. Большая часть сериалов появилась только в 2010-х годах, и первой наиболее серьезной картиной по праву можно назвать «Небесный суд», главные роли в котором сыграли Константин Хабенский, Михаил Пореченков и Ингеборга Дапкунайте. Небольшой, четырехсерийный фильм построен на основе «привычных» для зрителя судебных разбирательств с элементами детектива. Но происходят они в загробной жизни – тот самый Высший суд, который определяет, куда отправится человек после смерти: в Рай или Ад. Правда, его участники стараются не использовать таких понятий, заменив их на «сектор покоя» и «сектор раздумий», но оставляя классическое разделение на семь уровней. Действие суда происходит как бы в Чистилище, куда на лодке прибывают души недавно умерших. Аллюзий здесь много, начиная от «Харона-перевозчика», мафиозного клана Аморе и заканчивая Морфеей, которая занимается отделом снов, привлекаемых в качестве показаний.
Помимо множества философских идей и закрученного сюжета с несколькими линиями, интересна сама картинка сериала. Он снят практически в черно-белых тонах, приглушенных сизой туманной дымкой, где выделяются яркие алые пятна (шторы в кинотеатре Морфеи, ее платье, галстук адвоката или носки прокурора и т.д.). Атмосферу сериала эффектно поддерживает специфический саундтрек, в виде пронзительной, слегка заунывной сквозной мелодии, иногда перебивающейся веселыми песнями юмористической музыкальной группы, которая якобы погибла в полном составе и теперь играет в небесном баре. Сериал переложен и в полнометражный фильм, а в 2014 году вышел второй сезон, также состоящий из четырех серий и являющийся дальнейшим развитием сюжета.
Такие оригинальные идеи – редкость для российского кино, и самое главное, что, несмотря на невысокий бюджет, сериал действительно выглядит на должном уровне. Настолько, что права на адаптацию приобрела американская кинокомпания, готовящая показ для эфирного канала. Режиссер русской версии, Алена Званцова, участвовала так же и в разработке сценария другого фантастического сериала – «Молодой волкодав», снятого по мотивам известных книг Марии Семеновой. Жанр экранизации, пожалуй, пока лидирует в среде отечественного кинопроизводства.
Например, «Темный мир: Равновесие», должный стать продолжением «Темного мира», первого российского фильма, снятого в 3D формате. Картина вышла в кинотеатрах, но оказалась провальной. А все потому, что изначально была рассчитана именно на формат сериала по мотивам книги фантастов Марины и Сергея Дяченко. И как раз он оказался первым неплохим городским фэнтези после экранизированных «Дозоров» С.Лукьяненко. Немного наивный, с простым сюжетом о древнем пророчестве и классическим разделением на Добро и Зло, сериал, тем не менее, получился душевным.
Главные герои – студенты, живущие в рамках обыденной действительности. Пока однажды не встречаются с Тенями, злобными порождениями таинственного мира, напоминающего потусторонний, и желающими захватить этот. Чтобы скрывать свою сущность, они приняли человеческий облик, и засечь их могут только люди с особым даром. Не обошлось здесь и без легкого апокалипсиса, напряжение сюжетных линий развернулось в победу сил любви, но за кадром осталось слишком много интересного не только о самом темном мире, но и прошлом героев. Отдельно стоит отметить очень добротные спецэффекты, которых было немного, но получились они весьма зрелищными. Информация насчет второго сезона периодически мелькала, но, видимо, все закончилось, так толком и не начавшись.
С намеком на эпохальность попытались экранизировать знаменитую сагу Вадима Панова «Тайный город», так же из жанра городского фэнтези. Для поклонников, конечно, большой радостью было увидеть всех оригинальных персонажей и сюжет, тщательно повторяющий книги. Сериал стойко продержался два полноценных сезона. Но здесь как раз сыграл критическую роль низкий бюджет, пагубно отразившись не только на картинке, но в некоторых местах и на самой логике сериала. Тем не менее, он стал первой большой попыткой отечественной фантастики прорваться на экраны телевизоров и разбавить однотонное полотно зарубежного экспорта.
Реже всего пока появляются сериалы, основанные на русской истории или мифологии. Необычен проект «Пока цветет папоротник», рассказывающий о приключениях молодого журналиста и нескольких его друзей в «магическом мире» современной и древней Сибири. Наполненный приемлемым юмором и отсылками к истории, сериал привлекает действительно яркими красками и, можно даже сказать, залихватским сюжетом на фоне потрясающих картин тайги и гор. В 2015 году он получил продолжение «Беловодье. Тайна затерянной страны».
Одним из самых успешных сериалов, пожалуй, сейчас можно считать «Чернобыль: Зона отчуждения», первая проба в своеобразной исторической постапокалиптике, в которой под конец первого сезона внезапно появляется интересная идея «антиутопии». При практически полном отсутствии каких бы то ни было сногсшибательных спецэффектов, разворачивается незапланированное путешествие пяти школьников в заброшенную Припять, где они обнаруживают «портал» в прошлое. Острый вопрос, на который сначала нет однозначного ответа: не дать взорваться АЭС и спасти людей, или не вмешиваться в ход истории, потому что это может привести к еще более серьезным последствиям, трагически решается на последних минутах, когда у героев практически не остается выбора. Но что получилось в итоге, зритель сможет узнать только во втором сезоне, на который сериал, к счастью, продлили.
В заключении смело можно сказать, что русский фантастический сериал – вовсе не миф и не жалкая пародия на зарубежные «эпосы». Он вполне самостоятелен и достоин быть просмотренным и оцененным. Принцип простой: больше внимания – выше качество. И кто знает, может тогда в ближайшее время появятся новые интересные проекты, или, наконец-то, реализуются давно ожидаемые старые, вроде сериальной экранизации «Дозоров» или других книг Лукьяненко и многих хороших фантастов.
Ольга Быкова